XV век

В этом веке, когда власть в Риме вновь стала папской, евреи опять оказались подвержены колебаниям её политики. Папы то покровительствовали им, то притесняли, то избегали применять собственные законы, то начинали им следовать. Папы Бонифаций IX и Григорий XII, правившие в начале XVв., придерживались либеральных взглядов и подтверждали привилегии XIV века. Но в результате папских распрей на престол воссел антипапа Бенедикт XIII родом испанец и в 1415г. повёл наступление на евреев и на Талмуд. Также действовали его кратковременные преемники. Но, к счастью, папская распря вскоре закончилась, уже в 1417г. папской тиарой увенчали Мартина V, а в 1420г. он вернулся из Мантуи в Рим, где, наконец, папские страсти утихли. Ещё в бытность свою в Мантуе Мартин выпустил буллу, в которой было запрещено препятствовать религиозным праздникам евреев, их ритуалу, соблюдению законов и обычаев, было также запрещено вмешиваться в дела евреев, если они не оскорбляют христианские догмы, осуществлять насильственное крещение. Булла разрешала евреям заниматься торговлей и вообще любой деятельностью, отдыхать в свои праздники, и в своём квартале – работать в христианские. Только одного булла не отменила – ношения знака. В булле 1429г. Мартин предоставил евреям полноправное гражданство, освободил от некоторых налогов, разрешил вступать в торговые объединения с христианами и даже посещать христианские школы. Немудрено, что он пользовался у евреев популярностью. В его приёмной и в палатах толпились еврейские посетители, главным образом медики. Пытался Мартин оградить евреев и от яростных проповедей францисканцев. Но в этом он не преуспел.

Преемник Мартина V Евгений IV (1431 – 1447) вначале шёл по той же стезе. В своих эдиктах он защищал евреев от францисканцев и от их подстрекательства, запрещал насильственно крестить евреев, избивать их и убивать, бросать камни в синагоги, осквернять кладбища, похищать трупы для аутопсии. Но через несколько лет после венчания, ему из политических соображений пришлось покинуть Рим, и политика его резко изменилась. В 1442г. он послал в Испанию епископам Кастилии и Леона одну из самых жестоких булл. У евреев были отняты подавляющее большинство привилегий, запрещалось селиться в городах, где они раньше не жили, жить в одном доме с христианами, строить новые синагоги, учреждать раввинские суды, заниматься ремёслами без особого на то разрешения, давать в долг и занимать общественные должности. Разрешено было изучать только Танах. Эта булла очень показательна, она представляет комбинацию правовых, экономических и религиозных запретов, т.е. должна была привести к материальному и духовному обеднению евреев. Но эту принципиальную установку оказалось, однако возможным ослабить. Когда Евгений IV вернулся в Рим, евреи вручили ему огромную сумму и некоторые запреты он смягчил.

Но, так или иначе, в дальнейшем перед папами представали две модели политического поведения: модель Мартина V и модель Евгения IV. И они следовали то одной, то другой.

Среди других пап XVв. отметим двоих, оставивших след в истории евреев: Павла II и Сикста IV. Первый (1464 – 1471), в общем, относился к евреям мягко, но одна его затея не религиозная, а светская имела тяжелейшие последствия. Во время карнавальных шествий евреев по его инициативе заставляли участвовать в «шутейных бегах» Для христианских зрителей - это было увеселительное зрелище, а для евреев – величайшее унижение. Сикст IV (1471 – 1484) из знатной семьи делла Ровере – личность сложная. Он был покровителем искусств, при его дворе процветал фаворитизм, и в то же время он отличался воинственностью характера. Его отношение к евреям неоднозначное. При нём в городе Тренто прозвучал ритуальный навет (1475), Вначале Сикст вступился за евреев (отверг навет), а через несколько лет изменил своё мнение. По настоянию испанских королей Фердинанда и Изабеллы. Сикст учредил в Испании инквизицию, а затем обратился к ним с просьбой вмешаться в её деятельность и обуздать её. И сразу же после этого назначил главным инквизитором Торквемаду. Но это не помешало ему вскоре принять изгнанных испанских евреев в Италию без всяких возражений. Так положение евреев зависело не только от политических и идеологических причин, но и от особенностей характера того или иного папы. Конечно, имела значение эпоха Возрождения, время, когда усилилось светское начало, когда человеческая личность оказалась на переднем плане, а вера отодвинулась на задний. Воцарилась атмосфера терпимости, отсутствия фанатизма, стремления к красоте, к наслаждению быстротекущей жизнью. В среде высшего духовенства главный интерес стали представлять деньги и политика, прагматизм начал оттеснять религиозную идеологию. В этой обстановке евреи, естественно, почувствовали облегчение, но оно не было полным. В атмосфере затишья дул непрерывный злой ветер. Братство монахов миноритов, вышедшее из лона францисканского ордена, поставляло на итальянские улицы и дороги бродячих проповедников. Их идеей было воплотить заветы основателя ордена Франциска Ассизского в жизнь – бедность и моральную чистоту нравов.

Своей непосредственной задачей они считали исправление нравов мирян и духовенства. Приверженность к земным благам, стремление к роскоши, увлечение красотой и обращение к античной культуре они воспринимали, как языческую стихию, угрожающую христианству. Они боролись с философией гуманизма, которая ставила в центр мироздания человека и его земную жизнь, и противопоставляли ей аскетизм. Они старались напомнить обществу, что высшая ценность – это жизнь потусторонняя, небесная.

Одновременно с борьбой за укрепление христианской религии и морали минориты повели ожесточённую борьбу с евреями и иудаизмом. Их основным оружием было устное слово, а их аудиторией – площадь. Они избегали дискутировать с людьми учёными и выступать перед представителями высшего и даже среднего класса. Они обращались к уличной толпе, к тем, кто жаловался на свою нищету, возмущался роскошью высших классов и особенно теми, кто давал им взаймы деньги – евреями. В народе ходили фантастические истории о богатстве евреев. Естественно, что среди этих кругов минориты находили благодарных слушателей, их можно было призвать к антиеврейскому походу. В начале XV века такие походы возникали. Минориты выдвигали не только религиозные, но и экономические аргументы. Это была социальная юдофобия, которая не прекращалась на протяжении веков.

Из уличных проповедников особенно выделился Бернардино да Сиена (1380 – 1444). Он вёл аскетический образ жизни и помогал бедным. В какой-то момент его обвинили в ереси, но не преследовали, а после смерти объявили святым. Его проповеди – это художественные притчи. Большое место в них занимает еврейская тема. Проповедуя вслед за Франциском всеобщую любовь к людям и к другим живым существам, Бернардино пояснял: «с точки зрения отвлечённой и всеобщей любви нам дозволено их (евреев – Н.Е.) любить, однако, конкретной любви к ним быть не может». Почти во всех проповедях Бернардино обрушивается на ростовщичество, которое по его утверждению становится источником других зол, падения морали и гражданских добродетелей. Тот, кто берёт проценты – враг народа, а тот, кто его поощряет должен быть отлучен от церкви. Он предложил учредить помощь бедным и его ученики открыли т.н. Monti di Pieta (Ломбарды для бедных). Перед открытием ломбарда произносились проповеди и по городу шли процессии. Проповедники возглашали, что все беды города от евреев-ростовщиков. В учреждении ломбардов участвовали набожные, состоятельные люди. Ломбарды открылись сначала в папской области, а затем во всей Италии. В них не брали проценты, но давали ограниченные суммы. Вначале они успешно конкурировали с еврейскими ссудными кассами, и под влиянием миноритов из некоторых городов евреев – заимодавцев выселили, а иногда они сами уезжали. Но это оказалось невыгодно населению: для производственных работ нужны были большие суммы. В 1515г. папа Лев Х разрешил ломбардам брать проценты. В дальнейшем ломбардам не удалось оттеснить зародышевые еврейские банки. В целом миноритские проповеди не столько нанесли евреям экономический ущерб, сколько приводили к отдельным случаям их избиения, которые, к счастью, не вылились в погромы, и не нарушили сравнительно благоприятной для еврейских общин атмосферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: