Распределение часов по темам и видам учебной работы

Задачи дисциплины состоят в формировании у студентов системы навыков и представлений, которую должен иметь каждый профессиональный биолог для успешной работы по своей специальности. В первую очередь, к ним относятся овладение методами и принципами эмпирических и теоретических исследований, приобретение навыков научного спора, усвоение богатого опыта и идейных фондов биологии, накопленных за долгую историю ее развития, понимание места биологического знания в научно-историческом процессе и современной картине мира.

СОДЕРЖАНИЕ

Пермь 2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Список литературы

1. Внуков, Н.А. Великие путешественники [Текст]: Биографич.словарь/ Внуков Н.А.. -СПб.: Азбука, 2002.-736 c.

2. Горкин, А.П. География России: Энциклопедия [Текст] / Горкин А.П.. -М.: Большая Рос.энциклопедия, 1998.-800 c.:ил.

3. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов мира [Текст] / Москва «Вече»,1999.- 507с.

4. Дмитриевский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма [Текст] / - Спб, 1997.

5. Максаковский, В.П. Географическая культура [Текст]: Учеб.пособие/ Максаковский В.П.. -М.: ВЛАДОС, 1999.- 416 с.

6. Максаковский, В.П. Историческая география мира [Текст]: Учеб.пособие для вузов/ Максаковский В.П.. -М.: Экопрос, 1999.-584 c.

7. Поспелов, Е. М. Географические названия мира [Текст]: Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / Е. М.Поспелов; Ред. Р. А. Агеева. -2-е изд., стер.. -М.: Русские словари, Астрель, Аст, 2002.-512 c.

8. Рекорды Земли. Неживая природа [Текст] / Пер.со словацкого. - Смоленск: Русич, 1998.-192 c.:ил.

9. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. [Текст] / Теория и методика туристского изучения стран: Учеб. пособие для вузов / Е.Н.Сапожникова. - М.: Академия, 2004.-240 c.

10. Сенкевич, Ю.А. Путешествие длиною в жизнь/ Сенкевич Ю.А.. -М.: Вагриус, 1999.-382 с.

11. Сиротенко, Н.Г. Малая энциклопедия стран [Текст] / Сиротенко Н.Г., Менделев В.А.. -2-е изд.,перераб.. -М.: АСТ; Харьков:Торсинг, 2000.-720 c.

12. Сто великих музеев мира [Текст] / Справочник. Автор - составитель Н. А. Ионина, Москва «Вече», 1999.-507с.

13. Страны мира [Текст] / Справочник-путеводитель / автор-составитель Хорошев О.А. Серия «Страны и народы мира»- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-288 с.

Интернет-ресурсы:

1. "Странник": cправочник стран мира

2. "Энциклопедия - Страны Мира"

3. MavicaNet: По Материкам и Океанам

4. Карты Москвы, России, мира

5. Межпредметный образовательный портал "Планета Земля".

6. Мир и Россия

7. Правительственная информация по странам мира

8. Проект WGEO - всемирная География

9. Россия - факты и цифры

10. Географическое общество "Микроскоп.Ру"

11. Страноведческие артефакты: «погружение» в страны

12. Страны мира и туризм

ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра зоологии беспозвоночных и водной экологии

Автор: Паньков Николай Николаевич

«История и методология биологии»

Специальность: 020201. 65 «Биология»

Согласовано:   Рекомендовано кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии:  
Учебно-методическое управление «____» _____________ 200__ г. ________________________ Протокол № 7 от 16 мая 2011 г. Зав. кафедрой _________

Автор-составитель:

Паньков Николай Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология биологии» составлен в соответствии с Основной образовательной программой по специальности 020201.65 «Биология».

Дисциплина входит в цикл факультативных дисциплин.

УМК 2007 года обновлен в соответствие с решением кафедры, протокол № 7 от 16 мая 2011 года.

 
 


Декан биологического факультета Н.И. Литвиненко

Директор библиотеки Н.А. Петрова


стр.

1. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………… … 4

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................ ……………………………………………. ….. 4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………… … 4

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля … … … … … 5

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………… … … 5

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………… … … 7

1.4. Содержание курса…………………………………………………………………….. … 11

1.5. Темы практических занятий ……………………………………………………… … … 18

1.6. Тематика контрольных работ ……………………………………………………… … …19

1.7. Учебно-методическое обеспечение ……………………………………………… … 20

1.7.1. Литература…………………………………………………………………… … …20

1.7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение …………… … 20

1.7.3. Методические указания студентам и преподавателям …………………. … 20

1.7.4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………… … 23

2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций …………………………………….. … … … 24

1. Рабочая программа дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Учебная дисциплина "История и методология биологии" нацелена на повышение уровня эрудиции и культуры теоретического мышления в области биологии, формирование представления об истории и основных этапах становления этой дисциплины, ее месте в научно-историческом процессе и практической жизни человека. Овладение новыми знаниями и навыками в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от усвоения идейных фондов и богатого опыта науки, накопленных за ее тысячелетнюю историю. Творческое развитие биологии невозможно без приобретения знаний и навыков в области естественнонаучной методологии.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В ходе изучения учебной дисциплины "История и методология биологии" студенты не только должны освоить и закрепить теоретические знания, но и получить практические навыки ведения научного спора в данной области. Это подразумевает уверенное ориентирование в истории биологии, свободное владение базовой терминологией и основными способами аргументации научных положений, а также знание современного состояния и перспектив решения важнейших задач, стоящих перед биологией в наши дни.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· Иметь представление об основных этапах развития биологии, ее месте в науке и практической жизни как в исторической перспективе, так и в наши дни;

· Знать логику развития науки и базовые принципы научной методологии.

· Владеть основными методами теоретического и эмпирического исследования.

· Уметь анализировать и интерпретировать результаты наблюдения и эксперимента;

· Иметь опыт работы со специальной литературой.

· Приобрести навыки ведения научной дискуссии.

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Аудиторные занятия      
Лекции      
Практические занятия      
Лабораторные работы      
Самостоятельная работа      
Всего часов на дисциплину      
Текущий контроль Контрольные работы №№ 1-7
Вид промежуточного контроля (№ семестра) Зачет (9) Зачет (10) Зачет (10)
№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия, в т.ч. Самостоятельная работа
лекционные практические
  История биологии как наука        
  Развитие науки как целостный процесс        
  Особенности мышления и биологические представления первобытного человека        
  Возникновение науки        
  Наука рабовладельческого строя        
  Наука средних веков (феодального общества)        
  Наука эпохи Возрождения        
  Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)        
  Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.)        
  Биология XX века        
  Методология биологии как наука        
  Научное познание: эмпирический уровень        
  Научное познание: теоретический уровень        
  Итого        

№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
  История биологии как наука      
  Развитие науки как целостный процесс      
  Особенности мышления и биологические представления первобытного человека      
  Возникновение науки      
  Наука рабовладельческого строя      
  Наука средних веков (феодального общества)      
  Наука эпохи Возрождения      
  Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)      
  Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.)      
  Биология XX века      
  Методология биологии как наука      
  Научное познание: эмпирический уровень      
  Научное познание: теоретический уровень      
  Итого      

1.4. Содержание курса

1.4.1. Разделы курса

1. История биологии как наука.

2. Развитие науки как целостный процесс.

3. Особенности мышления и биологические представления первобытного человека.

4. Возникновение науки.

5. Биология рабовладельческого строя.

6. Биология средних веков (феодального общества).

7. Биология эпохи Возрождения.

8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.).

9. Биология зрелого буржуазного общества (XIX в.).

10. Биология XX века.

11. Методология биологии как наука.

12. Научное познание: эмпирический уровень.

13. Научное познание: теоретический уровень.

1.4.2. Темы и краткое содержание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: