Задачи дисциплины состоят в формировании у студентов системы навыков и представлений, которую должен иметь каждый профессиональный биолог для успешной работы по своей специальности. В первую очередь, к ним относятся овладение методами и принципами эмпирических и теоретических исследований, приобретение навыков научного спора, усвоение богатого опыта и идейных фондов биологии, накопленных за долгую историю ее развития, понимание места биологического знания в научно-историческом процессе и современной картине мира.
СОДЕРЖАНИЕ
Пермь 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Список литературы
1. Внуков, Н.А. Великие путешественники [Текст]: Биографич.словарь/ Внуков Н.А.. -СПб.: Азбука, 2002.-736 c.
2. Горкин, А.П. География России: Энциклопедия [Текст] / Горкин А.П.. -М.: Большая Рос.энциклопедия, 1998.-800 c.:ил.
3. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов мира [Текст] / Москва «Вече»,1999.- 507с.
4. Дмитриевский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма [Текст] / - Спб, 1997.
5. Максаковский, В.П. Географическая культура [Текст]: Учеб.пособие/ Максаковский В.П.. -М.: ВЛАДОС, 1999.- 416 с.
6. Максаковский, В.П. Историческая география мира [Текст]: Учеб.пособие для вузов/ Максаковский В.П.. -М.: Экопрос, 1999.-584 c.
7. Поспелов, Е. М. Географические названия мира [Текст]: Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / Е. М.Поспелов; Ред. Р. А. Агеева. -2-е изд., стер.. -М.: Русские словари, Астрель, Аст, 2002.-512 c.
8. Рекорды Земли. Неживая природа [Текст] / Пер.со словацкого. - Смоленск: Русич, 1998.-192 c.:ил.
9. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. [Текст] / Теория и методика туристского изучения стран: Учеб. пособие для вузов / Е.Н.Сапожникова. - М.: Академия, 2004.-240 c.
10. Сенкевич, Ю.А. Путешествие длиною в жизнь/ Сенкевич Ю.А.. -М.: Вагриус, 1999.-382 с.
11. Сиротенко, Н.Г. Малая энциклопедия стран [Текст] / Сиротенко Н.Г., Менделев В.А.. -2-е изд.,перераб.. -М.: АСТ; Харьков:Торсинг, 2000.-720 c.
12. Сто великих музеев мира [Текст] / Справочник. Автор - составитель Н. А. Ионина, Москва «Вече», 1999.-507с.
13. Страны мира [Текст] / Справочник-путеводитель / автор-составитель Хорошев О.А. Серия «Страны и народы мира»- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-288 с.
Интернет-ресурсы:
1. "Странник": cправочник стран мира
2. "Энциклопедия - Страны Мира"
3. MavicaNet: По Материкам и Океанам
4. Карты Москвы, России, мира
5. Межпредметный образовательный портал "Планета Земля".
6. Мир и Россия
7. Правительственная информация по странам мира
8. Проект WGEO - всемирная География
9. Россия - факты и цифры
10. Географическое общество "Микроскоп.Ру"
11. Страноведческие артефакты: «погружение» в страны
12. Страны мира и туризм
ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра зоологии беспозвоночных и водной экологии
Автор: Паньков Николай Николаевич
«История и методология биологии»
Специальность: 020201. 65 «Биология»
Согласовано: | Рекомендовано кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии: |
Учебно-методическое управление «____» _____________ 200__ г. ________________________ | Протокол № 7 от 16 мая 2011 г. Зав. кафедрой _________ |
Автор-составитель:
Паньков Николай Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология биологии» составлен в соответствии с Основной образовательной программой по специальности 020201.65 «Биология».
Дисциплина входит в цикл факультативных дисциплин.
УМК 2007 года обновлен в соответствие с решением кафедры, протокол № 7 от 16 мая 2011 года.
Декан биологического факультета Н.И. Литвиненко
Директор библиотеки Н.А. Петрова
стр.
1. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………… … 4
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................ ……………………………………………. ….. 4
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………… … 4
1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля … … … … … 5
1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………… … … 5
1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………… … … 7
1.4. Содержание курса…………………………………………………………………….. … 11
1.5. Темы практических занятий ……………………………………………………… … … 18
1.6. Тематика контрольных работ ……………………………………………………… … …19
1.7. Учебно-методическое обеспечение ……………………………………………… … 20
1.7.1. Литература…………………………………………………………………… … …20
1.7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение …………… … 20
1.7.3. Методические указания студентам и преподавателям …………………. … 20
1.7.4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………… … 23
2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций …………………………………….. … … … 24
1. Рабочая программа дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Учебная дисциплина "История и методология биологии" нацелена на повышение уровня эрудиции и культуры теоретического мышления в области биологии, формирование представления об истории и основных этапах становления этой дисциплины, ее месте в научно-историческом процессе и практической жизни человека. Овладение новыми знаниями и навыками в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от усвоения идейных фондов и богатого опыта науки, накопленных за ее тысячелетнюю историю. Творческое развитие биологии невозможно без приобретения знаний и навыков в области естественнонаучной методологии.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В ходе изучения учебной дисциплины "История и методология биологии" студенты не только должны освоить и закрепить теоретические знания, но и получить практические навыки ведения научного спора в данной области. Это подразумевает уверенное ориентирование в истории биологии, свободное владение базовой терминологией и основными способами аргументации научных положений, а также знание современного состояния и перспектив решения важнейших задач, стоящих перед биологией в наши дни.
В результате изучения дисциплины студент должен:
· Иметь представление об основных этапах развития биологии, ее месте в науке и практической жизни как в исторической перспективе, так и в наши дни;
· Знать логику развития науки и базовые принципы научной методологии.
· Владеть основными методами теоретического и эмпирического исследования.
· Уметь анализировать и интерпретировать результаты наблюдения и эксперимента;
· Иметь опыт работы со специальной литературой.
· Приобрести навыки ведения научной дискуссии.
1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов | ||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Лабораторные работы | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего часов на дисциплину | |||
Текущий контроль | Контрольные работы №№ 1-7 | ||
Вид промежуточного контроля (№ семестра) | Зачет (9) | Зачет (10) | Зачет (10) |
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия, в т.ч. | Самостоятельная работа | |
лекционные | практические | ||||
История биологии как наука | |||||
Развитие науки как целостный процесс | |||||
Особенности мышления и биологические представления первобытного человека | |||||
Возникновение науки | |||||
Наука рабовладельческого строя | |||||
Наука средних веков (феодального общества) | |||||
Наука эпохи Возрождения | |||||
Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.) | |||||
Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.) | |||||
Биология XX века | |||||
Методология биологии как наука | |||||
Научное познание: эмпирический уровень | |||||
Научное познание: теоретический уровень | |||||
Итого |
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа |
История биологии как наука | ||||
Развитие науки как целостный процесс | ||||
Особенности мышления и биологические представления первобытного человека | ||||
Возникновение науки | ||||
Наука рабовладельческого строя | ||||
Наука средних веков (феодального общества) | ||||
Наука эпохи Возрождения | ||||
Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.) | ||||
Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.) | ||||
Биология XX века | ||||
Методология биологии как наука | ||||
Научное познание: эмпирический уровень | ||||
Научное познание: теоретический уровень | ||||
Итого |
1.4. Содержание курса
1.4.1. Разделы курса
1. История биологии как наука.
2. Развитие науки как целостный процесс.
3. Особенности мышления и биологические представления первобытного человека.
4. Возникновение науки.
5. Биология рабовладельческого строя.
6. Биология средних веков (феодального общества).
7. Биология эпохи Возрождения.
8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.).
9. Биология зрелого буржуазного общества (XIX в.).
10. Биология XX века.
11. Методология биологии как наука.
12. Научное познание: эмпирический уровень.
13. Научное познание: теоретический уровень.