Основные тезисы. 1. Аксенов, А. 70-е: ночи в стиле буги // Premiere. – 2004. – №72. – С. 68–71. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир)

Тема 7. 1990-е: Возможно все

Видеопрактика

Литература

1. Аксенов, А. 70-е: ночи в стиле буги // Premiere. – 2004. – №72. – С. 68–71. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир).

2. Александровский, Леонид. Магическая формула Мартина Скорсезе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/1998/7/19.html.

3. Вевер, А. Вариации на тему полифонической картины мира в творчестве Германа // Киноведческие записки.– 2004. – №69. – С. 343–360.

4. Вендерс, В. Небо над Берлином: сценарий / Вим Вендерс, Петер Хануке; пер. с нем. // Киносценарии. – 1994. – №2. – С. 25–66.

5. Вернер Херцог // Киноведческие записки. – 2002. – №59. – С. 259–374.

6. Генис, А. «Хрусталев»: эстетика плевка // Два: расследования / Александр Генис. – М.: Подкова: Эксмо, 2002. – С. 473–477.

7. Джеймисон, Ф. О советском магическом реализме / пер. с англ. Ирины Борисовой // Синий диван / под ред. Е. Петровской. – 2004. – №4. – С. 126–154.

8. Зоркая, Н. Семидесятые: противостояние духа // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – Гл. 7. – С. 393–446.

9. Зоркая, Н. Восьмидесятые: перелом. Конец кино СССР // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – Гл. 8. – С. 447–511.

10. История зарубежного кино: учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с. – (Academia XXI).

11. Катанян, В. Параджанов. Цена вечного праздника / сост. Я. И. Гройсман. – Н. Новгород: Деком, 2001. – 248 с.: ил.

12. Медведев, М. Позднесоветский «авторский» кинематограф // Киноведческие записки. – 2001. – №53. – С. 56–84.

13. Миняев, В. Стивен Спилберг и его мастерская / В. Миняев, Франк Шнелле. – М.: Панорама, 2000. – 325 с.: ил. – (Мир кино).

14. Параджанов, С. Исповедь. Киносценарии. Письма / Сергей Параджанов. – СПб.: Азбука, 2001. – 656 с.: ил.

15. Параджанов, С. Дремлющий дворец: киносценарии / Сергей Параджанов. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 224 с.

16. Семидесятые // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. X. – С. 427–459.

17. Сергей Параджанов // Киноведческие записки. – 1999. – №44. – С. 37–122.

18. Толстая, Т. 80-е: роскошь из пластмассы // Premiere. – 2004. – №73. – С. 64–67. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир).

19. RWF – это Фассбиндер / пер. с нем. М. Коренева; ред. Вера Бибинова. – СПб., 2002. – 120 с.

1. Фрагменты из х/ф: «Заводной апельсин» (1971) / Стенли Кубрик; «Полет над гнездом кукушки» (1975) / Милош Форман; «Таксист» (1976) / Мартин Скорсезе; «Человек-слон» (1980), «Синий бархат» (1986) / Дэвид Линч; «Бразилия» (1985) / Терри Гиллиам; «Секс, ложь и видео» (1989) / Стивен Содерберг.

2. Фрагменты из х/ф: «Бал» (1982) / Этторе Скола; «Небо над Берлином» (1987) / Вим Вендерс; «Женщины на грани нервного срыва» (1988) / Педро Альмодовар; «Лили Марлен» (1981) / Р. В. Фассбиндер.

3. Фрагменты из х/ф: «АССА» (1988) / Сергей Соловьев; «Монолог» (1972) / Илья Авербах.

4. Фрагмент из д/ф «Объяснение в любви» [Илья Авербах].

5. Фрагмент из д/ф «Комната 666» (1982) / Вим Вендерс [В фильме принимают участие: Р. В. Фассбиндер, М. Антониони, В. Херцог, С. Спилберг ].

6. Фрагмент из д/ф «Фассбиндер: договор с дьяволом» (1992) / Х. Г. Пфлаум.

7. Отрывок из передач цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2007): Александр Кайдовский; Евгений Леонов; В. Дворжецкий; Отар Иоселиани.

8. Отрывки из передачи «Магия кино» (Телеканал «Культура», 2007):Владимир Мотыль; Братья Коэны; Вим Вендерс; Вуди Аллен.

9. Отрывок из передачи «Монолог в 4-х частях: Сергей Соловьев» (Телеканал «Культура», 2007).

10. Фрагменты из х/ф: «Мой друг Иван Лапшин» (1984) / Алексей Герман; «Ашик-Кериб» (1988) / Сергей Параджанов.

11. Отрывок из передачи «Герман, сын Германа» (Телеканал «Культура», 2006) [Алексей Герман].

1. Транснациональный характеркинопроизводства.

«Семь», «Двенадцать обезьян», «Шестое чувство», «Четыре свадьбы и одни похороны»… Цифры в названиях фильмов 90-х стали символом рекордных кассовых сборов и восшествия на престол цифровых спецэффектов.

В 50-е кинематографу пришлось соперничать с телевидением, в 80-е – с видео. В 90-е врагов стало больше. К концу 90-х DVD-диски начали вытеснять видеокассеты. Интернет позволил пользователям скачивать целые фильмы. Информация о новых картинах стала общедоступной и абсолютно неподконтрольной PR-отделам голливудских студий. Голливуд ответил на эти поползновения в своей фирменной манере: студии стали делать еще более зрелищные и универсальные картины, чем раньше («Титаник», 1997 / Джеймс Кэмерон). Но были и фильмы, которым удалось совместить коммерческий потенциал с уважением к взрослой аудитории («Криминальное чтиво», 1994 / Квентин Тарантино; «Матрица», 1999 / Энди и Ларри Вачовски). Плодотворно работают режиссеры с ярко выраженным авторским началом: Роберт Олтман, Дэвид Финчер, Дэвид Линч, братья Итан и Джоэл Коэны, Джим Джармуш.

Непризнанные альтернативщики американского кино поняли, что у них появился шанс реализоваться на собственном кинофестивале. Фестиваль Сандэс,основанный актером Робертом Рэдфордом, проводится каждую зиму в штате Юта. В Сандэсе дебютировал Квентин Тарантино с «Бешеными псами» (1992), там начались карьеры Тодда Солондза, Дарена Аронофски, Нила Лабьюта.

Усиление восточного влияния в сфере развлечений, в том числе и кинематографических. 90-е гг. расширили географию кино за счет только что открытых национальных кинематографий (Гонконг и Тайвань). Международного признания добились Чжан Имоу, Чен Кайге, Вонг Карвай.

В 90-е европейские режиссеры доказали, что оригинальные идеи возможны и в странах со стабильной экономикой и высоким уровнем жизни. Датчанин Ларс фон Триер основал движение «Догма-95». Немец Том Тыквер сделал картину «Беги, Лола, беги» (1998) – перенесенную на пленку компьютерную игру с разными версиями одного события, которые можно «пройти заново». Французы Жан-Пьер Жане и Марк Каро сняли смешной, основанный на французских кинотрадициях, но совершенно новаторски решенный фильм «Деликатесы» (1991). Фильмы Люка Бессонна, Матьё Кассовица и Патриса Шеро шли в мультиплексах, конкурируя с голливудскими блокбастерами. Британцы добились международного успеха романтическими комедиями, молодежными наркотическими драмами («На игле», 1996 / Дэнни Бойл), малобюджетными криминальными комедиями («Карты, деньги, два ствола», 1998 / Гай Риччи). В 1992 г. серб Эмир Кустурица снял свой единственный американский фильм «Аризонская мечта». В 2000 г. Педро Альмодовар получил заслуженных «Оскаров» за один из лучших своих фильмов «Все о моей матери» (1999).

Главной международной победой российского кино в 90-е стали «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В пику масштабным, почти имперским пристрастиям Михалкова Алексей Балабанов предложил современный сюжет про «хорошего» бандита Данилу Багрова, который стал лирическим героем своего времени («Брат» и «Брат-2»).

Благодаря цифровым технологиям, в кино вообще стало возможно все. Выход в прокат «Истории игрушек» (1995) можно сравнить с появлением первого звукового фильма. Трехмерная «История игрушек» навсегда изменила мультипликацию в принципе.

(Текст основан на статье: Крусанов, П. 90-е: возможно все // Premiere. – 2004. – №74. – С. 66–69. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: