Тема 14. Русское искусство первой половины XVIII века

Раздел 3. РУССКОЕ ИСКУССТВО

Тема 10. ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Образы нового времени в искусстве. Франция – лидер европейского художественного процесса. Значение французской революции 1830 и 1848 года для развития культуры и искусства. Развитие реализма в искусстве. Оноре Домье – мастер критического реализма. Политическая и жанровая карикатура. Развитие реалистического национального пейзажа. Барбизонская школа. Теодор Руссо как глава школы. Основные ее представители – Добиньи, Тройон, Дюпре. Камиль Коро. Разработка лирического интимного реалистического пейзажа. Жан Франсуа Милле. Поэтизация крестьянского труда. Гюстав Курбе. Эпическая и монументальная трактовка жанровой картины. Искусство Франции последней трети XIX века. Поиски новых средств художественной выразительности и начало формальных экспериментов. Снижение социальной направленности и идейности искусства. Развитие пленэрной живописи. Живопись. «Салон отверженных» 1863 года и его революционное значение в искусстве. Эдуард Мане. Особенности живописного мастерства. Завоевание в передаче света и воздуха. Импрессионизм. Зарождение стиля, значение термина, творческие задачи. Особое внимание к живописным проблемам, передаче свето-воздушной среды. Особенности техники. Живописные приемы. Эдгар Дега. Огюст Ренуар. Клод Моне и развитие импрессионистического пейзажа. Э.Буден, А. Сислей, К. Писсарро. Постимпрессионизм как стремление преодолеть созерцательность импрессионизма. Главные представители – П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Импрессионизм в скульптуре. О. Роден. Стремление возродить общественное и идейное значение скульптуры.

Тема 11. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО XI – XII вв. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI – XII вв. Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в искусстве Древней Руси.

Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София – символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии – главного собора Киевской Руси. Монументальность архитектурных памятников Чернигова XI –XII вв.

Мозаики и фрески Киевской Софии. Светские бытовые сюжеты в фресках башен собора. Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря. Одухотворенная человечность, высокое мастерство исполнения иконы «Владимирская богоматерь»; ее история.

Высокий уровень прикладного искусства и книжной миниатюры.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII в. Феодальная раздробленность Древней Руси в XII в. Сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы.

Крепостные и дворцовые сооружения Владимира: Золотые ворота, дворцовый ансамбль в Боголюбове.

Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора Дмитриевского собора.

Монументальность, выразительность, высокое совершенство формы в русской иконописи XII в. Ярославская школа иконописи. Богоматерь Оранта Великая Панагия («Ярославская Оранта»).

Тема 12. ИСКУССТВО НОВГОРОДА И ПСКОВА XI –XV вв.

Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Самобытные черты в архитектуре и живописи Пскова. Лаконизм, суровая простота и богатырская мощь сооружений Новгорода в XII в., Новгородский Кремль. Псковский Кремль. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолпного храма. Церковь Спаса на Нередице, Николы на Липне, Федора Стратилата на Ручье, Спаса Преображения на Ильине улице. Псковская звонница.

Фрески Спаса на Нередице. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения – шедевр средневековой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность образов Феофана Грека. Своеобразие новгородской школы иконописи. «Ангел Златые Власы», «Чудо Георгия о Змие», «Битва суздальцев с новгородцами».

Тема 13. ИСКУССТВО МОСКВЫ XIV – XVII ВВ.

Отражение роста самосознания русского народа, идеи сознания централизованного государства в искусстве Московской Руси. Перестройка Московского Кремля и укрепление монастырей вокруг Москвы. Новый тип Московского храма. Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Благовещенский собор (псковские зодчие), Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого. Воплощение традиций владимирского, новгородского и псковского зодчества в постройках Московского Кремля.

Творчество Феофана Грека в Москве. Иконостас Благовещенского собора. Значение творчества Андрея Рублева для древнерусской живописи. Одухотворенность и философская глубина его творчества. Иконостас Благовещенского собора (Праздничный ряд) в Москве и роспись Успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Черным). «Спас Звенигородский». Совершенство композиции и цветового строя «Троицы». Ее художественное и культурное значение.

Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.

Особенности изобразительной системы древнерусской живописи. Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство Московской Руси.

Завершение образования единого централизованного государства. Возникновение книгопечатания и оживление культурной жизни XVI-XVII вв. Разнообразие конструктивных решений и декора в русской архитектуре XVI-XVII вв. Cоздание шатровых храмов. Церковь Вознесения в Коломенском. Совершенство ее форм и связь с окружающим пейзажем. Собор Василия Блаженного (Покрова «на рву», Барма и Постник). Его план, композиция, декоративное решение.

Семнадцатый век – время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение светского начала в искусстве; жизнеутверждающий характер, декоративное великолепие русского искусства XVII в. Ростовский Кремль. Теремной дворец Московского Кремля. «Крутицкий теремок». Дворец в селе Коломенском. Особенности русского деревнного зодчества. Церкви: Никольская в Панилове, Преображения в Кижах, Покрова в Филях, Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII в.

Новый характер изображения в иконах XVII в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи XVII в. Народная роспись по дереву. Народная картинка.

Экономический и политический расцвет России. Историческое значение реформ Петра I. Развитие международных культурных связей. Влияние культурных реформ на развитие искусства.

Архитектура первой половины XVIII века. Нарышкинское барокко – переходный период в русской архитектуре. Цельность архитектурного облика Петербурга. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальный традиций в их творчестве. Д. Трезини.

Национальное своеобразие русского барокко. Творчество Ф.Б. Растрелли – расцвет русского барокко. Екатерининский дворец в Царском селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Развитие паркового искусства.

Развитие реалистического портрета в русской скульптуре и живописи XVIII в. Образ Петра I в творчестве К.Б. Растрелли. Творчество А.М. Матвеева, И.Н. Никитина, А.П. Антропова. Типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику. Возникновение русского натюрморта.

Роль М.В. Ломоносова в русской культуре и искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: