Тема 20. История Советского изобразительного искусства периода Великой октябрьской революции и 20- 40-х годов

Раздел 4. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Тема 18. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ И ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА

Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры. Диалог культур как средство преодоления их кризиса. Искусство XX века как историко-художественное явление. Переломный, неклассический характер культуры и искусства. Кризис искусства как наивысшая степень перелома. Идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности национального и интернационального характера. Стилевые особенности периода. Появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений. Социально-историческая панорама искусства европейских стран. Идейно-художественные системы XX века. Судьбы «стиля модерн» в искусстве и архитектуре XX века. Национальная романтика и неоклассика в изобразительном искусстве начала века. Фовизм и группа «Мост». Пикассо и кубизм. Типология и стили архитектуры. Идеи и формы монументального искусства. Значение искусства XX века.

Искусство межвоенных десятилетий. Развитие архитектуры. Творчество Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ. Творчество П. Пикассо. Сюрреализм как художественное течение. Творчество С. Дали. Абстракционизм. П. Мондриан. Итальянский неореализм. Творчество Р. Гуттузо. Расцвет мексиканского искусства. Творчество Д. Сикейроса.

Искусство второй половины ХХ века. Противоборство и взаимодействие реализма и модернистских направлений. Поп-арт, оп-арт, новая абстракция, фотореализм, лэнд-арт, концептуальное искусство и пр. Искусство в эпоху постмодернизма. Творчество Г. Мура.

Тема 19. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Интенсивность и многогранность художественной жизни России в этот период. Художественные объединения начала XX века: Товарищество передвижников, «Мир искусства», «Союз русских художников» и др.

Художественное образование в России на рубеже XIX и XX веков. Реформа Академии художеств 1893 – 1894 годов, ее характер и результаты. Возникновение ряда художественных музеев в губернских центрах. Передача Третьяковской галереи городу Москве в 1894 году, открытие Русского музея в Петербурге в 1898 году. Деятельность художественных мастерских в Абрамцеве и Талашкине, работы художников в этих центрах. Первый и второй съезды русских художников (1894 и 1912). Издание журналов по искусству.

Общий демократический подъем 90 –х – начала 900-х годов, как почва для развития передовой русской художественной культуры. Различные формы выражения неприятия капиталистической действительности. Народные образы, народная жизнь как источник творчества самых разных живописцев, графиков, скульпторов. Утверждение высокого и прекрасного в человеке. Новое раскрытие связей человека и природы. Обостренное чутье к живописно-пластической красоте мира. Увлечение пленэрностью. Роль пейзажного этюда.

Сближение различных форм художественного творчества – живописи, театра, музыки, поэзии. Углубление специфики каждого вида искусства. Взаимопроникновение жанров. Стремление к синтезу искусств.

Развитие традиций передвижников в творчестве живописцев рубежа XIX-XX веков. Н.А. Касаткин, С.А. Коровин. А.Е. Архипов, С.В. Иванов, С.В. Малютин. А.П. Рябушкин. Увлечение русской стариной, старинным бытовым укладом, архитектурой, орнаментикой. Поэзия национальной патриархальной старины. ФА. Малявин. Портретные произведения. Декоративные искания.

В.А. Серов – выдающийся мастер русской реалистической живописи. Серов – портретист. Ранние портреты: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Портреты 1890-х годов, индивидуальный подход к характеристикам, цельность образов: портреты К.Коровина, Ф. Таманьо, М.Ф. Морозовой. И.И. Левитана, Н.С. Лескова, «Лето». «Дети» и др. Галерея портретных образов 1905 – 1911 годов: А.М. Горький, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Г.Н. Федотова, И. Рубинштейн, Г. И В. Гиршман и др. Исторические композиции Серова.

М.А. Врубель. Сложность творчества, трагическое восприятие действительности. Тема Демона и ее эволюция. Стремление к монументальности. Монументально-декоративные панно 1890-х годов: «Богатырь», «Пан», «К ночи». «Царевна-Лебедь». Театрально-декорационные работы. Врубель-портретист.

М.В. Нестеров. Искания в области национальной темы. Их противоречивый характер. Религиозная тематика: «Пустынник», «На горах», «За Волгой», «Великий постриг». Образ русской женщины. Нестеров-портретист.

К.А. Коровин. Разнообразная тематика, достижения в пленэрной живописи. «Мостик», «Хористка», «Испанки Леонора и Ампара» и др. Импрессионистические тенденции и их переработка. Стирание границ этюдности и композиционной картины. Роль пейзажа, натюрморт. Роль Коровина в развитии русского театрально-декорационного искусства. Оформление оперы Глинки «Руслан и Людмила», Римского –Корсакова «Снегурочка» и «Золотой петушок».

«Мир искусства» - журнал и художественное объединение.

А.Н. Бенуа, как идеолог «Мира искусства». Его многосторонняя деятельность: живописец, график-иллюстратор, художественный критик и историк искусства. Бенуа и театр.К.А. Сомов. Галантные жанры эпохи XVIII века в его творчестве. Тонкое историческое чувство стиля. Гротескность, театрализация, ироничность и изящество его образов. Особый тип ретроспективного портрета:

М.В. Добужинский. Тема капиталистического города. Сопоставление человека и города.Книжная графика. Театрально-декорационное искусство Добужинского. Работы в МХАТе.

Л.С. Бакст. Реалистические портреты (портрет Дягилева с няней). Литография: портрет Левитана. Театральная декорация. Оформление балетов «Клеопатра» и «Шехеразада» в Париже. Античная тема.

Е.Е. Лансере. Журнальная графика. Увлеченность Петербургом 18 столетия. Лансере-иллюстратор («Хаджи Мурат» Л. Толстого).

А.Я. Головин. Станковое и театрально-декорационное искусство. Театральный портрет: Ф. Шаляпин, В. Мейерхольд. Театрально-декорационное искусство Головина.

Н.К. Рерих. Интерес к языческой древности. Слитность в композициях зодчества и природы. Пантеизм образов. Образно-философские идеи. Колористическая звучность театральные работы. Рерих – художник, писатель, ученый, публицист, исследователь.

З.Е. Серебрякова. Б.М. Кустодиев. К.С. Перов-Водкин. В.Э. Борисов-Мусатов.

Появление цветной ксилографии и гравюры. А.П. Остроумова-Лебедева. В.Д. Фалилеев – мастер цветной линогравюры. Е.С. Кругликова – мастер цветного офорта и монотипии.

«Союз русских художников» (1903 – 1923) – крупнейшее художественное объединение, его формирование, борьба за единую творческую направленность. Творчество ведущих художников «Союза русских художников» С.А. виноградова, С.Ю. Жуковского, А.М. Васнецова, Л.В. Туржанского, Н.П. Крымова, И.И. Бродского и др.

И.Э. Грабарь – художник, ученый, искусствовед, реставратор, музейный работник.

К.Ф. Юон. Развитие традиций пейзажно-бытового жанра в его искусстве.

Возникновение в 1907 – 1917 гг. различных художественных течений и объединений: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Творчество П.П. Кончаловского, А.В. Куприна, И.И. Машкова, М.С. Сарьяна, К.В. Кузнецова, Н.П. Крымова и др.

Скульптура конца XIX – начала XX века. Мастера академической школы скульптуры: В.А. Беклемишев, Г.Р.Залеман и др. Воздействие импрессионизма на русскую скульптуру. П.П. Трубецкой. С.М. Волнухин. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. С.Т. Коненков. С.Д. Эрьзя. А.Т. Матвеев.

Великая Октябрьская социалистическая революция – начало нового этапа в развитии отечественной культуры и искусства. Первые мероприятия в области искусства и сохранения художественного наследия прошлого. Музеефикация усадеб, дворцов, церквей. Ленинский план монументальной пропаганды.

Расцвет агитационного массового искусства. «Окна сатиры РОСТА». Плакаты М.М. Черемных и В.В. Маяковского. Творчество Д.С. Мора и В.Н. Дени. Агитационный фарфор. Революционный пафос произведений Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, А.А. Рылова. Авангардные направление в искусстве этих лет (кубофутуризм, беспредметное искусство).

Советское искусство 20-х годов. Соревнование творческих групп и направлений (АХРР, ОСТ, «Четыре искусства», ОМХ и др). Многообразие творческих исканий.

Изучение художниками АХРР советской действительности. Борьба АХРР за возрождение реалистической живописи.

Значение станковой картины Творчество М.Б. Грекова. Картины К.С. Петрова-Водкина «После боя», «Смерть комиссара», А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда».

Творчество И.И. Бродского, А.М. Герасимова.

Черты нового в советской действительности и их отражение в бытовой живописи 20-х годов. Картины Е.М. Чепцова «Заседание сельской ячейки», Б.В. Иогансона «Рабфак идет», Б.Н. Яковлева «Транспорт налаживается».

Образ передового советского человека в портретной живописи 20-х годов: С.В. Малютин «Портрет Д.А. Фурманова», Г.Г. Ряжский «Делегатка», «Председательница».

Развитие пейзажного жанра: А.А. Рылов, А.А. Осмеркин. Зарождение индустриального пейзажа. Натюрморты И.И. Машкова, К.С. Петрова-Водкина.

Книжная и станковая гравюра 20-х годов. Работы М.В. Добужинского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.И. Кравченко, П.В. Митурича.

Историческое и художественное значение скульптурной «Ленинианы» Н.А. Андреева. Обращение скульптуры к образам людей труда: работы И.Д. Шадра. Монументальная скульптура: И.Д. Шадр, А.Т. Матвеев, С.Д. Меркуров. Творчество С.Д. Эрьзи этого периода.

Архитектура. Творчество А.В. Щусева и др.

Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Ликвидация художественных группировок. Организация творческих союзов.

Историко-революционная тема в творчестве Б.В. Иогансона: «На старом уральском заводе», «Допрос коммунистов».

Отражение жизни советского народа с творчестве А.А. Дейнеки, А.Н. Самохвалова, А.А. Пластова, К.Н. Истомина.

Тема спорта в творчестве А.А. Дейнеки, А.Н. Самохвалова.

Расцвет портретной живописи. Городской пейзаж Ю.И. Пименова. Пейзажи В.К. Бялыницкого-Бирули, Н.П. Крымова. Натюрморт в творчестве И.И. Машкова, П.П. Кончаловского.

Ведущее значение реалистической книжной иллюстрации. В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик.

Расцвет монументальной скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937). Портретные работы В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой.

Строительство Московского метрополитена. Монументально-декоративное оформление станций метро. Городская архитектура столицы.

Патриотическая роль и большое значение искусства в годы войны. Единство художников и народа. Образ героического народа в искусстве. Гуманизм советского искусства.

Большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры. Плакаты И.М. Тоидзе, В.Б. Корецкого, «Окна ТАСС». Работы Кукрыниксов. Графические серии Д.А. Шмаринова и А.Ф. Пахомова.

Живопись. А.А. Дейнека – «Оборона Севастополя». А.А. Пластов – «Фашист пролетел», С.В. Герасимов – «Мать партизана». Патриотическая роль исторической живописи. П.Д. Корин – триптих «Александр Невский». Военный пейзаж в творчестве А.А. Дейнеки и Г.Г. Нисского.

Скульптурные портреты героев войны в творчестве В.И. Мухиной, Е.В. Вучетича. Образы народных героев в творчестве М.Г. Манизера: «Народные мстители», «Зоя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: