Зарождение новых подходов

Иерархия потребностей

Вопросы к примеру

1. Как вы думаете, к какой парадигме — «классической» школе или школе «человеческих отношений» — следу­ет отнести эксперимент в «Вольво»?

2. Попытайтесь провести параллели между Хоторнскими экспериментами и описанным в примере шведским опытом нововведения. Есть ли между ними что-либо общее, и если есть, то в чем оно заключается?

3. Повлияли ли объективные факторы —- обстановка в стране и регионе — на результаты американского и шведского экспериментов? Сказалась ли безработица на результатах экспериментов?

4. Чем различались цели нововведения в Хоторне и Каль­маре?

5. Какие факторы доминировали в шведском эксперимен­те — технология и организация производства или не­формальные нормы в малой группе?

6. Каким образом удалось решить проблему рестрикцио-низма в данном эксперименте? Чем такое решение от­личается от подхода Тейлора?

7. Почему в Кальмаре возникали межличностные конф­ликты и как они устранялись?

8. Известно, что шведы перевели на эксперимент весь за­вод. Предположим, что они поступили бы также, как Э.Мэйо, т. е. ограничили бы эксперимент одной груп­пой или цехом. Закончился бы успешно эксперимент в «Вольво»? Ответ аргументируйте.


Итак, Хоторнские эксперименты заложили основы современного менеджмента. Э.Мэйо нашел самый убе­дительный способэкспериментальный,чтобы доказать наличие тесной связи производительности труда и участия рабочих в принятии решений, касаю­щихся выполняемого задания, т. е. участия в рамках рабочего места.

Главный теоретический вывод Мэйо гласил: пред­приятие представляет собой социальную систему, со­стоящую из неформальных групп, регулирующих чело­веческое поведение.

На смену модели «экономического человека», кото­рый ради высокого заработка готов терпеть плохие условия труда, продолжительный рабочий день, высокую интенсивность и монотонность труда, приии\а концеп­ция «человеческих отношений». Во главу угла были по­ставлены интересы, потребности и экспектации (ожи­дания) индивида, а также групповые нормы и ценности.

Однако новая теория не сразу произвела переворот в практике менеджмента. Экономическая обстановка 30-х годов не способствовала проникновению «челове­ческих отношений» в промышленность. США пережи­вали последствия великой депрессии начала 30-х го­дов: обострились проблемы занятости и гарантии работы, выстроились бесконечные очереди у бирж труда и пунктов по раздаче пищи безработным, про­изошел рост забастовочного движения. А затем США вступили во Вторую мировую войну. И лишь после ее окончания психологи, антропологи и социологи проводят эмпирические исследования мотивации и поведе­ния людей на производстве. Хоторнские эксперимен­ты послужили только прологом, однако настоящий рас­цвет «гуманистического менеджмента» приходится на вторую половину 50-х и начало 60-х годов. В этот пери­од в стране разворачивается широкая сеть курсов по­вышения квалификации промышленников и бизнесме­нов. Они начинают осознавать уникальную ценность человеческого фактора среди всех ресурсов производ­ства [92, с. 287].

Лишь спустя 15 — 20 лет после Хоторнских экспе­риментов в США появляются теории, сопоставимые с ними по своему значению и фундаментальности. Это теории А.Маслоу, Ф.Херцбергаи Д.Макгрегора, новиз­на и фундаментальность которых были столь велики, что в 70 —80-е годы возникло сравнительно немного новых идей в менеджменте. Надо согласиться с мнени­ем И.Берга: современная версия доктрины «человечес­ких отношений» не есть открытие ее заново или суще­ственная переориентация того, что было раньше.

Движение за «человеческие отношения» никогда не умирало, и вряд ли найдется хотя бы один из несколь­ких миллионов выпускников школ бизнеса за последние 30 — 40 лет, кто не знал бы основ поведенческих наук, кто не был бы знаком с проблемами удовлетворенности трудом, мотивации и производительности [ 65, с. 11].

Большинство современных концепций в области менеджмента восходят к трудам профессоров Гарвар­дской школы бизнеса 30-х годов. Хоторнские экспери­менты заканчиваются в 1932 г., а спустя еще примерно 10 лет появляется фундаментальная теория Маслоу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: