Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений либо систем населенных мест, объединенных общностью выполняемых функций, объективно складываются или целенаправленно формируются в системы внутриселенного и (или) межселенного обслуживания. Система общественного обслуживания — упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предоставление населению услуг и товаров. Системы обслуживания в процессе их целенаправленного развития преобразуются в иерархически взаимосвязанные комплексы обслуживания различного уровня и типа.
Территориальная организация системы межселенного общественного обслуживания. Целенаправленное формирование систем межселенного обслуживания основано на поиске оптимальных пространственных форм удовлетворения нужд населения в общественных услугах. Пространственная оптимизация общественного обслуживания на межселенном уровне, как и на городском, обеспечивается за счет предоставления населению требуемого социально гарантируемого состава услуг и минимизации затрат времени на передвижение к местам получения услуг. Одним из способов достижения этих целей является учет характера потребностей населения и частоты пользования услугами и выделение на этой основе объектов повседневного, периодического и эпизодического спроса, а также установление оптимальной доступности этих объектов.
|
|
Разнообразие типов систем обслуживания на межселенном уровне обусловлено особенностями сложившейся сети населенных мест, путей сообщения, а также демографическими, экономическими, ландшафтными условиями, действующей системой административно-территориального деления.
Предоставление первичных услуг должно обеспечиваться по месту жительства в сельской местности на основе стационарных и мобильных форм обслуживания
Территориальная организация систем внутриселенного общественного обслуживания. Общественные центры, включающие объекты общественного назначения (управление, торговля, культура, развлечения и др.), являются фокусами социальной активности населения. В больших и крупных городах формируется система общественных центров, включающая: общегородской центр, центры планировочных образований (планировочных и жилых районов, микрорайонов, производственных и рекреационных зон), а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.).
Общегородской центр (центр поселка, села), как правило, обладает универсальным набором функций с высоким уровнем их концентрации и интеграции, высокой степенью освоенности территории. Для общегородских центров характерна репрезентативность застройки, значительные площади открытых пространств общего пользования.
|
|
Уникальность общегородского центра, его исключительность по отношению ко всем остальным элементам города определяется не только тем, что он концентрирует наивысшие образцы деятельности в различных областях, но также и возможностью выбора различных типов поведения, видов общения и деятельности, удобством и разнообразием этого выбора, которые достигаются за счет пространственной концентрации городских функций.
Центры планировочных образований (структурные центры) — центры составляющих элементов селитебной и производственной зон больших, крупных и крупнейших городов в своем полном составе представлены лишь в нормативно-методической литературе. Тем не менее, требование оптимизации условий доступности для населения объектов обслуживания стало исходным для создания концепции ступенчатой системы центров, основанной на частоте пользования (повседневное, периодическое, эпизодическое) объектами обслуживания: центры планировочных, жилых, селитебно-производственных районов, микрорайонов.
Оптимальный радиус доступности центров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке — 800-1000 м). Пешеходная доступность объектов обслуживания повседневного спроса принимается равной 7-15 минут без пересечения улиц.
Посещение центров жилых районов, комплекс услуг которых обеспечивает периодический спрос населения, может обеспечиваться как на транспорте, так и пешком при оптимальном радиусе доступности 800-1200 м.
Посещение центров планировочных районов, специализированных центров городского значения, а также главного общественного центра города, которые предоставляют населению города услуги эпизодического спроса и уникальные виды обслуживания, предусматривается с помощью транспортных средств. При этом для жителей больших и крупных городов оптимальной является временная доступность общегородского центра 40 минут.
Распределение объектов обслуживания по частоте пользования приведено в нормативной и методической документации и во времени.
Учитывая значительное влияние общественного транспорта на пространственную организацию жизни горожан, объективно формируется фокусированная система центров обслуживания, пространственно привязанная к остановкам и пересадочным узлам массового пассажирского транспорта. Здесь концентрируются объекты, так называемого, попутного обслуживания, в отличие от объектов, специально посещаемых. Наиболее часто посещаемые объекты обслуживания составляют группу приближенных к жилью услуг, которые размещаются в жилой застройке.
Минимально требуемый состав объектов в различных типах центров (объекты торговли, культурно-просветительные, зрелищные, медицинские, физкультурно-оздоровительные и др.) отражает наиболее существенные потребности людей с учетом реальных возможностей общества на данном этапе его развития. Эти объекты обслуживания часто носят название социальные объекты в отличие от коммерческих, которые могут дублировать и (или) дополнять социальные.
Реализация ступенчатой системы обслуживания возможна в периферийной и частично в промежуточной зонах города. В центральной зоне дробность планировочных элементов и интеграция городских функций значительно трансформирует эту систему (рис. 9).
Рис. 9. Сравнительные схемы организации обслуживания
в центральной (А) и периферийной (Б) в зонах города
(1 – общественно-торговые центры планировочных районов; 2 – центры торгового бытового обслуживания с радиусом обслуживания до 800 м; 3 - блоки первичного обслуживания с доступностью 150-200 м; 4 – зона общегородского центра; 5 – места приложения труда.)