Контрреформы 1880-90-х гг.: причины, основные мероприятия, чрезвычайное законодательств 3 страница

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в “ Союз союзов “, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержав­ной превращалась в монархию буржуазную.

Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Ее проведение совпало с началом революции: 5 апреля 1905 г. был принят указ " О даровании населению облегчений по уплате продовольственного по обсеменению полей долгов ". На его основе было проведено освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г. и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.

В мае 1905 г. издается указ " Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия ". В компетенцию Комитета входили общее руководство земельными делами и земельным кредитом, отчеты земельных банков. В его состав входили министры двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.

В ноябре 1905 г. был принят " Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населени я ", уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г., вовсе их отменивший.

Тогда же принимается " Указ об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян " и " Указ об облегчении задачи Крестьянского Поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян ", вводивший кредитование с разрешения Министерства финансов и погашение задолженностей крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.

Наконец, в августе 1906 г. издается еще один указ, подготавли­вавший радикальную аграрную реформу, " О предназначении ка­зенных земель к продаже для расширения крестьянского земле­пользования ".На его основе крестьянам отчуждались "оброчные статьи" по мере прекращения заключенных ими арендных договоров. Цена выкупа устанавливалась землеустроительными комиссиями по средней капитализированной оценке. Не подлежали отчуждению земли, занятые ценными строениями, отведенные церквям и школам, необходимые для нужд местного населения.

В сентябре 1906 г. указом " О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков "начинается переселенческая политика правительства. В переселенческий фонд включались: свободные земли, "оброчные статьи", земельные излишки, оставшиеся у Кабинета, после поселения старожилов.

Поселенцам предоставлялись следующие права: земля поступала в их постоянное пользование и облагались оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных землях. Кабинету выплачивалась казначейством денежная компенсация за землю.

В октябре 1906 г. принимается указ " Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий ". Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением "инородцев").

Крестьяне освобождались от "увольнительных приговоров" для поступления на службу или на учебу.

Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, при окончании курса учебного заведения, получении ученой степени, производстве в чин, приобретении ими высших прав состояния.

Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него.

Местожительство могло свободно выбираться крестьянами. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту приписки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности — полицейскими органами.

Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам).

Расширялись имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.

Отменялось подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съездом по представлению земского начальника лишь при их противоречии закону.

"Столыпинский" указ " О дополнении некоторых постановле­ний действующего закона. касающегося крестьянского землевладения и землепользования " был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободный порядок выхода из общины и закреплялись наделы в собственность в любое время.

За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян.

Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации.

Подворное землевладение закреплялось общим крепостным порядком. Доказательствами о принадлежности подворного надела крестьянину служили: крепостные акты, записи крестьянских учреждений, решения судов, постановления сельских сходов, решения земских начальников и уездных съездов.

Переход целых обществ к новой ("отрубной") системе землевладения и землепользования был возможен после одобрения двумя третями всего состава сельского схода.

Финансирование реформы обеспечивал указ "О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель", принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли (введенный в 1893 г.). Залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных наделов, а также товарищества крестьян.

Банк выдавал целевые ссуды: для уплаты за наделы, при покупке земли, на улучшение землепользования, при переходе от общинного к подворному земледелию, при расселении на хутора или отруба, при отводе земли к одному месту. Положением Совета Министров в ноябре 1907 г. были расширены права местных отделений Госбанка.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон “ Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении “. Он закреплял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном владении — по решению двух третей сельского схода.

В мае 1911 г. закон "О землеустройстве", подробно регламентировавший порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. Черезполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована "по необходимости".

Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглашения о разверстке, вело к выделению "действительно используемых участков", при этом выдела мог требовать любой хозяин. Черезполосица могла быть устранена без согласия хозяев.

Земским начальникам поручалось и вести собрания, решающие вопросы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (апелляция в губернской комиссии). Обжаловать их решение мог Сенат.

Правовая регламентация аграрных отношений в целом положительно сказалась на развитие этого сектора экономики.

В области уголовного и административного законодательства был сделан ряд нововведений. В мае 1905 г. издается “ Мнение Государственного совета об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати “. Им отменялись положения Устава о цензуре (1890 г.), по которым Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного просвещения и обер-прокурор Синода могли закрывать издания, и запрещать ихиздателям участвовать в других изданиях. Министерство внутренних дел не могло запретить издание лишь на основе мнения о его “вредоносном направлении“, но могло приостановить его до решения вопроса в Сенате.

В ноябре 1905 г. принимается указ “ О временных правилах о повременных изданиях “, которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати.

Регистрацию открывающихся изданий осуществлю губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов.

В 1906 г. было принято два указа, распространявших эти положения на периодические издания, а также положение Совета Министров “ Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати “.

В ходе революции правительство неоднократно пересмотру уголовно-правового и судебного законодательства “.

В июне 1905 г. издаются "Мнение Государственного Совета о некоторых изменениях и дополнениях закона 7 июня 1904 г. о порядке производства по делам о преступных деяниях государственных “, а в марте 1906 г “ О мерах к сокращению времени производства наиболее важных уголовных дел “, предусматривавшие усиление санкций за сопротивление представителям власти.

В апреле 1906 г. издается еще одно мнение Государственного Совета

О преобразовании Верховного суда “. Согласно ему, должностные преступления передавались на рассмотрение окружных судов, судебных палат, департаментов Сената и Верховного уголовного суда, т.е. изымались из административного производства.

Состав Верховного суда состоял из назначаемых императором членов Государственного Совета, сенаторов уголовного департамента и сенаторов первого департамента. В заседании могли участвовать присяжные поверенные.

В августе 1906 г. Совет министров принял “ Положение об учреждении военно-полевых судов “. Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие.

Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица.

В период декабрьского восстания 1905 г. был принят указ “ О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение “. Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в "преступном сообществе" наказывалось заключением на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в "преступном сообществе" влекло наказание на срок до четырех лет.

Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.

В феврале 1906 г. было издано “ Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц “. Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, "возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение; "возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях"; "возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими". В марте 1906 г. издается указ “ О временных правилах об обществах и союзах. Под " обществом "понималось соединение лиц с определенной целью, под "союзом" — соединение нескольких обществ.

Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если "их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности".

Регистрация обществ осуществлялась после представления их устава соответствующему министру.

Запрещалась деятельность обществ, "управляемых из-за границы, если они носят политический характер". Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участие в других обществах.

Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а затем — в присутствие по делам об обществах. Общество могло быть закрыто губернатором, если "оно носит явно антиобщественный характер", это решение санкционировалось Присутствием. Первый департамент Сената был окончательной инстанцией в таких спорах.

Профсоюзы, говорилось в указе, "имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда и поднятие производительности". Объединение профсоюзов запрещалось.

Заявка о регистрации профсоюза подавалась фабричному инспектору, а их деятельность контролировалась Министерством торговли и промышленности.

Одновременно с упомянутым указом был принят другой, “ О временных правилах о собраниях “. Непубличные собрания разрешалось устраивать без разрешения правительственных властей, в учебных заведениях можно было проводить только учебные собрания.

Собрания под открытым небом проводились с разрешения полиции или губернатора, причем место их проведения должно быть удалено от места пребывания императора, Государственного совета и Государственной думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания проходят под открытым небом).

Нельзя было устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собрания необходимо было предупредить полицию за трое суток (о месте, времени и теме собрания).

Антиобщественные собрания запрещались, на собрание не могли допускаться вооруженные лица. Поводами к закрытию собрания могли служить: отклонение от темы, возбуждение вражды между частями населения, проведение неразрешенных денежных сборов, участие лиц, которым запрещено участвовать в собрании, мятежные возгласы, воззвания к насилию, неповиновению. Такие собрания полиция закрывала, а в случае неповиновения — разгоняла. К участникам и устроителям незаконных собраний применялась уголовная ответственность.

14.2. Основные государственные акты, принятые в ходе революции.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит реорганизация Совета министров, который превратился в постоянно действующий орган. Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений".

Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались, правительство еще не приобрело характера "буржуазного кабинета". Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров: октябрь 1905 г. — апрель 1906 г. — Витте, апрель 1906 ― июль 1906 — Горемыкин, июнь 1906 ― сентябрь 1911 г. — Столыпин, сентябрь 1911 — январь 1914 г. — Коковцев, январь 1914 — январь 1916 г. — Горемыкин.

В период революции оживилась деятельность первого и второго департамента Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой — деятельность аграрного, департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомство с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны.

Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: четвертое делопроизводство осуществляло надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи. Тогда же было создано Главное управление по делам печати.

Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управление.

В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.

Система местного управления также подверглась определенным изменениям: при охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения.

Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.

С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей, институт, фактически упраздненный в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911 г. получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято Положение об учреждении мелкого кредита “, предусматривавшее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс.

В 1897 г. принимается примерный Устав потребительских кооперативных обществ, а в 1898 г. — уставы сельскохозяйствен­ных обществ и товариществ.

В 1908 г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд, в 1912 г. в Петербурге — Съезд представителей кредитной и сель­скохозяйственной кооперации.

14.3. Власть императора.

Кризис 1900 – 1903гг. и голодовки крестьян, недовольство властью, бесправие привели к третьей за последние полвека революционной ситуации. Главными проблемами по-прежнему были решение аграрного вопроса и свержение самодержавия. Второй пункт новый и связан с тем, что самодержавие упорно не хотело развиваться вместе с капитализмом, ведь новая этап – новые права и свободы, но ничего не менялось в самой системе, и люди, естественно, были недовольны этим.

В конце концов, как и следовало ожидать, революционный кризис нач. ХХ в. перерос в революцию, начавшуюся 9 января 1905 года с воспетого впоследствии революционными поэтами «Кровавого воскресения», кстати, непонятно почему воспетого – рабочие с женами и детьми, участники «Воскресения», были за Царя и верили ему, и считали, что он просто не знает об их угнетении. Как бы то ни было, но эта мирная демонстрация с вполне мирными целями вручить Царю петиции о нуждах рабочих, была расстреляна полицией и войсками. Непонятным остается и тот факт, что правивший тогда Николай II вообще отдал такой приказ: скорее всего он, просто был запуган проходившей в нач. января стачкой путиловцев, ставшей к 8 января всеобщей в Петербурге (до 150 тыс. чел.).

Весть о «Кровавом воскресении» стала катализатором – началась революция. Поднялось мощное рабочее движение, а позже и крестьянское. Причем крестьянское движение уже к лету распространилось на Центральный район, Украину, Белоруссию, Среднее Поволжье. А его «подъем привел к созданию первой массовой крестьянской организации – Всероссийского крестьянского союза»11. Начались выступления в армии и на флоте, а 14 июня произошло знаменитое событие на знаменитом с тех пор крейсере – восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 11 дней матросы держали корабль в своих руках, но из-за нехватки угля и продовольствия сдались в Констанце румынским властям.

Осенью революция охватила всю страну. 15 окт. Началась всероссийская стачка и бастовало свыше 2 млн. чел! Вся городская жизнь была парализована. Царь же испугался поднявшегося движение и поручил Витте разработать программу «укрощения революции».

Витте понимал, что без всеобщего избирательного права, без норминированного рабочего дня, без парламента, без конституции самодержавию долго не продержаться, что этого требует тот этап, на котором находиться Россия, дальше тьма. Царь подумал и согласился.

17-го октября был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.

Самая крупная ошибка Царя - вступление в войну, к которой страна была не готова. Хотя у Росси были международные обязательства, и она была связана долгами, но Николай II совершил ужаснейшую ошибку, объявив войну.

Период с 1915 по 1917 годы император совсем отошел от власти, пустив все на самотек, надеясь на авось, что само утихнет. Но был уже не 1905 год, и власть была уже не та. Страна стояла на пороге Февральской революции.

К 1917 году Николай полностью растерял свою популярность и доверие народа к самодержавию. Если вспомнить, к примеру, что в начале первой мировой войны люди шли в добровольцы, шли даже те, кто был совершенно далек от фронта и от войны. Это 1914 год.

Но уже к началу 1917-го эта кровопролитная война была никому не нужна, она была непопулярна, а значит и Царь, ее развязавший, стал непопулярным.

Итак, наступил общенациональный кризис. А еще больший кризис испытывало самодержавие.

14.4. Государственная Дума: порядок формирования, состав, полномочия.

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “ Основными государственными законами “23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6.VIII. 1905) Государственная дума предполагалась как "законосовещательное установление", избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принимается “ Манифест об усовершенство­вании государственного порядка “, провозгласивший: 1) дарование свободы совести, слова, собрании и союзов, 2) привлечение к выборам широких слоев населения, 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, С-Р, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже, 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ “ Об изменении положения о выборах в Государственную думу “, которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (сто пятьдесят десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии.

Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, тогда как крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло " У чреждение Государственной думы ", в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерным обществ.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора.

С законодательной инициативой в Думу могли входить: министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с "Учреждением" было принято новое положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императора.

Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены "по высочайшему назначению", председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академий наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего девяносто восемь членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 г. были изданы " Основные государственные законы " (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: