Темы семинарских занятий

Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

Отечественная история: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. – Казань, 2010. – 108 с.

Неисторических специальностей

Учебно-методическое пособие для студентов

Персоналии

Вопросы для подготовки к семинару

1. Где и когда происходило венчание на царство Ивана IV? Какой у него был титул?

2. Что такое "Избранная Рада"? Назовите известных вам членов Избранной Рады.

3. В какой последовательности проводились реформы Иваном IV? Укажите основное содержание каждой реформы.

4. Что такое сословно-представительная монархия?

5. Когда был первый Земский Собор? Чем он занимался? Какие сословия были представлены на Земском Соборе?

6. Какова цель и основные решения Стоглавого Собора?

7. Чем стрелецкое войско отличалось от дворянского ополчения?

8. Как изменилась система налогообложения? Что такое "Большая Соха"?

9. Что такое приказы? Когда они начали возникать?

10. Когда была ликвидирована система боярских кормлений? Что было создано вместо нее?

11. Каковы основные положения Судебника 1550г.? Как решался по Судебнику вопрос о крестьянских переходах?

12. Подумайте, были ли реформы Ивана IV: а) закономерным продолжением политики его отца; б) исключительно достижениями Избранной Рады; в) произволом самого Ивана IV?

13. Как вы думаете, в чем смысл введения опричнины?

14. Что послужило для Ивана IV предлогом для похода на Новгород в 1569-1570 -гг.?

15. Когда была отменена опричнина, и с чем это было связано?

16. Как опричнина повлияла на социально-экономическое развитие России?

17. С какими странами были у России торговые отношения во время правления Ивана IV?

18. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?

19. Когда были походы Ермака Тимофеевича? Были ли они удачными для России? Чего удалось достичь?

20. Какие земли вошли в состав России к сер. XVI в.?

21. Назовите причины необходимости подчинения России Казанского и Астраханского ханств. Каково политическое значение этого события?

22. Назовите причины Ливонской войны. Какие Прибалтийские державы принимали участие в Ливонской войне?

23. Каковы итоги Ливонской войны? В чем причины неудач России?

24. Что такое "смута"? Каковы ее причины в России?

25. Назовите и охарактеризуйте основные этапы смутного времени в России.

26. Когда и с какой целью в России вводилось Патриаршество?

27. Почему решения Земского Собора 1613 г. называют компромиссными?

Темы для докладов:

1. Правители Смутного времени (Борис Годунов; Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Тушинский вор, семибоярщина).

2. Интервенция Польши и Швеции в Россию. Первое и второе народное ополчение.

3. Земский собор 1613 г. и его историческое значение.

4. Особенности культурного развития России в XVII в.

5. Составьте исторические портреты видных деятелей эпохи XVII в. (по выбору): а) русские цари XVII в.; б) деятели русской православной церкви; в) сподвижники царя Алексея Михайловича; г) российские реформаторы – Ордин-Нащокин А.Л., Воротынский М.И. и др.

Составьте словарь терминов:

Избранная Рада, Стоглавый Собор, приказная система, наместник, волостель, губные и земские старосты, «большая соха», опричнина, земщина, Заповедные лета, Урочные лета, Белые слободы, "Домострой", "Апостол", "Часословец", "Великие Четьи Минеи", обмирщение культуры, крепостное право, Смутное время, династия, самозванство, ополчение «Совет всея земли», казачество, гражданская война, интервенция, патриаршество, «бунташный век».

Елена Глинская, Иван IV Грозный, Федер Иоанович, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Иван Болотников, Тушинский вор, К Минин и Д. Пожарский, патриарх Филарет, Михаил Александрович Романов.

Казань

УДК 372.8.94 (47)

Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета ФГАУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Учебно-методической комиссии исторического факультета

Протокол № 4 от 28 апреля 2010 г.

Заседания кафедры политической истории

Протокол № 9 от 20 апреля 2010 г.

Рецензенты:

д.и.н., проф. Литвин А.А. (ФГАУВПО КФУ)

д.и.н., проф. Сабирова Д.К. (КГТУ-КАИ)

Редактор:

Р.А. Набиев

Авторский коллектив:

Л.Н. Бродовская, В.В. Буравлева, В.М. Бухараев, М.А. Галеева, А.А. Гафаров, Д.И. Люкшин, А.М. Миндрахманов Р.А. Набиев, А.А. Садыков, Р.А. Циунчук, А.М. Фазлиев.

Пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, рекомендательные методические материалы по курсу «Отечественная история», вопросы для самоконтроля, примерные тесты и вопросы для экзамена, а также темы рефератов и творческих заданий. Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы текущего контроля.

Методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания истории студентам неисторических специальностей в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Коллектив авторов кафедры политической истории К(П)ФУ.

© ФГАУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2010

Содержание

Методические указания студентам по выполнению

самостоятельной работы ……………………………. 4

Темы семинарских занятий …………………………. 7

Темы рефератов и творческих заданий…………….. 45

Тесты по темам семинарских занятий……………… 49

Вопросу к экзамену и дифференцированному зачет 97

Основные учебники и учебные пособия…………… 101

Приложения………………………………………….. 103


Во время лекций студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов и т.д.

Работа на семинарских занятиях.

Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар - активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций по «Отечественной истории», глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.

В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа с учебной, научной и популярной литературой.

В процессе изучения курса студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов своё отношение к конкретной культурологической или общественно-политической проблеме, определяет их гражданскую позицию.

Самостоятельная работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к семинарским занятиям.

Устный доклад.

Итогом самостоятельной работы студента является выступление с докладом, выполненным в форме реферата, на семинаре. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий в списке использованной литературы. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т.д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата.

Студент, освоивший курс «Отечественная история», должен знать: основные проблемы теории и истории России, даты, места, участников и результатов важнейших событий, а также исторические названия, термины, усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений.

Студент, освоивший курс «Отечественная история», должен уметь: извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); использовать навыки оценочной деятельности (умение определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).

Методическое пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, вопросы для самоконтроля, а также темы рефератов и творческих заданий по всем темам, что позволяет более эффективно решать учебно-педагогические задачи в ходе семинарских занятий.

Сконцентрированные в этом издании материалы позволяют проводить как традиционные семинарские занятия по истории, так и использовать другие формы творческого изучения вопросов истории, такие как, коллоквиумы, «круглые столы», конференции, олимпиады и т. д.

Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы, которая отражает, все формы работы студента, учитывая данные текущего контроля. Итоговой формой контроля изучения курса Отечественной истории является экзамен (дифференцированный зачет). Пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов (см. Приложение 2).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: