Органическая теория общества Г. Спенсера. Сходства и и различия между обществом и организмом

МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В КОНТОВСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК.

ОРГАНИЦИЗМ КОНТА

Конт считал, что социологи должны изучать «социальные органы», как биологи живые «организмы», акцентируя на «органической целостности» и саморегуляции общества, части которого – взаимозависимы. Такой подход в социальном анализе получил название функционализма. Органические аналогии были обусловлены желанием основателей социологии опираться на авторитет биологии, успехи которой в 19-ом веке были общепризнанными. Конт рассматривал общ-во как эволюционную систему, сравнивал общ-во с организмом. Считал, что общ-во как живой организм изучается соц. статикой, а развитие общ-ва изучается как живой организм соц.динамикой.

2.ЗАКОН "ТРЁХ СТАДИЙ" О.КОНТА.

Краеугольный камень контовского подхода – “Закон трех стадий”, через которые в своем развитии прошло общество или современная цивилизация. Он считал, что существует три интеллектуальные стадии (или ступени), через которые на всем протяжении истории проходят мир, группы, общества, наука, индивиды и даже умы:

- Теологическая (до 1300 г. н.э.) – это система идей, в которой на первое место выходит вера в то, что сверхъестественные силы и религиозные фигуры, созданные по образу человека – источник всего сущего. То есть социальный и физический миры – это творение Бога. Расценивалось как состояние младенческого ума, поиск конечных причин. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя, законы развития подрывают старую систему. Причем разрушение старого занимает целую эпоху, которая и определяется Коном как метафизическая стадия развития общества.

- Метафизическая (с 1300 по 1800 г. н.э.) – это система идей, в которой абстрактные силы и “природа” могут объяснить практически все сущее (т.е. существующее в Мире).

- Позитивная стадия (1800 г. н.э.). Эта стадия характеризуется верой в науку. Люди при этой стадии склоняются к тому, чтобы оставить в покое поиск конечых причин развития общества в Боге или природе и вместо этого сосредоточить свое внимание на наблюдении социальных и физических миров в поисках тех законов, которые ими управляют. Этой стадии присуща рациональность при понимании всех законов природы и развития общества. А рациональность - значит научная обоснованность фактов и их проверяемость на достоверность в реальной жизни. То есть, в качестве примера можно привести законы физики, которые являются не абстрактными посылками, а, которые поддаются проверке при помощи эксперимента. То же самое происходит при изучении законов развития общества.

Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках». Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам. Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества.

В основу социологии Спенсер положил идеи эволюции и органицизма. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Основоположник универсальной эволюции, частью которой является эволюция общества, Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты

«социального организма» и выявлвял общие системные принципы, делающие его

похожим на биологические системы. Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями

1) Как и организм, так и общество отличаются от неорганической материи тем, что они растут и развиваются

2) Наряду с увеличением размеров, у них наблюдается увеличение сложности строения и дифференциации

3) В обоих прогрессивная дифференциация чтруктуры сопровождается дифференциацией функций

4) В организме и обществе части целого взаимозависимы и изменение одной част ведет к изменению и других частей

5) Каждая часть общества и каждая часть организма представляют собой самостоятельное микрообщество и микроорганизм

6) Как в организме, так и в обществе можно убить жизнь в целом, но при этом отдельные части будут жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: