Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права по Дюркгейму

ДЮРКГЕЙМ О РОЛИ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

УЧЕНИЕ Э.ДЮРКГЕЙМА О СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ.

Типы социальной солидарности.

Механическая солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. Это, используя его собственную терминологию, солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой – чужой».

Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, – это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих «социальных частиц». Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя друг друга, они создают мощную интеграцию. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность. При всей убедительности выделения двух типов солидарности и утверждения о преобладании их в различных по уровню развития обществах дифференциация эта носит в значительной мере аналитический характер. Конечно, и в современных индустриальных обществах встречается немалое число проявлений механической солидарности: например, в основе семейных и родственных уз. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения есть не что иное, как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой – чужой».

Социальная солидарность возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.Органическая солидарность основана на разделении труда и ей соответствует кооператив.право.1893 г. – теория о разделении обществен.труда. Исследуя типы правовых отношений, отражающих солидарность в обществе, Дюркгейм доказывает, что разделение труда создает новый тип взаимодействия людей в обществе — органическую (или естественную) солидарность. В этом для него — социальная функция экономического процесса разделения труда, а.Именно в разделении труда индивид осознает свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда.

Социальная солидарность основана на разделении труда ии для социального анализа социальной солидарности Дюркгейм обращается к анализам типов права. Социальная солидарность-это моральное явление. Видимый символ соц солидарности-право!

«Социальная жизнь. Повсюду где она существует, неизбежно стремиться принять определенную форму и организоваться, и право ничто иное, как сама эта организация в ее наиболее устоцчивом и точном выражении. В праве отражаются все существенные черты социальной солидарности: число различных отношений между людьми прямо пропорциональны числу определяющих их юридических правил.

И эти юридические правила он классифицирует в соответствии с различными санкциями, которые с ними связаны.Санкции бывают репрессивные и реститутивные

1. Репрессивные-они состоят в страдании, причиняемом индивиду или его принижении. Их цель-нанести ущерб имуществу и свободе индивида. Случай уголовного права. Уголовное право с репрессивными санкциями соответствует механической солидарности или солидарности по сходствам. Таоке право составляет основу юридических концепций низших обществ, в которых не развито индивидуальное сознание, а преобладает коллективное, племенное. Связь механ. Солидарности- это связь, нарушение которой составляет преступление.

2. Не обязательно влечет за собой страдание индивида, а состоит только в восстановлении прежнего порядка вещей. Приведение нарушения связей к их нормальной форме.

-тем, что инкриминируемый поступок силой приводится к норме или тем, что он аннулируется, те лишается социальной ценности.. Реститутивные санкции относятся к органической солидарности, связывают индивида с обществом только косвенно. Органическая солидарность вызывается разделением труда и ему соответствующему кооперативному праву, основанному на реститутивных санкциях. Чем примитивней об-во, тем больше доля уголовного права в системе права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: