Рабочая программа дисциплины 8 страница

Второе – это наличие официального языка. Официальный язык Персидской империи – арамейский. На нем оформлялись все юридические документы. Царские указы и надписи составлялись только на древнеперсидском языке и записывались клинописью, как правило вырезались в камне. Но существовали и древнеперсидские глиняные таблички.

В-третьих, в Персии появляется своя монета. Когда Кир II захват Лидию, ему хотелось ввести монеты, но у него не получилось. И вот Дарий вспоминает о его желании, и с 517 года чеканится монета "золотой дарик", весом 8,4 грамма. Но они не имели хождения (из-за очень высокого содержания золота и, следовательно, большой номинальной стоимости – прим. редактора), а только накапливались в казне. Сама торговля обеспечивалась при помощи серебряного сикля (5,6 грамм, по стоимости 1 сикль = 1/20 дарика). Монетную систему принимают далеко не все сатрапии. Так, например, Вавилон, довольно консервативный к тому времени, старенький Вавилон, отказывается от монеты. Он продолжает пользоваться серебряным ломом, по весу. Деньги появляются в самом разнообразном виде: в виде каких-то треугольничков, кружочков. Ну а в других сатрапиях монета приживается довольно хорошо. Чеканили монеты, естественно, в Малой Азии.

7. Социальная структура персидского общества

Прежде всего, существовала персидская знать. Персидская знать, как и персы вообще, налогов не платила, так как персы – господствующий народ. Остальные народы платили в год 7.740 талантов серебра (1 талант = 30 кг серебра). Это была, конечно, дань, и платили ее все без исключения, кроме персов. Но персы не были освобождены от натуральных поставок. Они обязательно должны были давать продукты на содержание храмов и царского дворца. Итак, вот разделение всех народов империи на персов, как наиболее чистый господствующий народ, и на всех остальных.

Внутри метрополии выделялась знать - это персидские воины: конники, колесничие, происходившие из благородных родов. Жрецы, прежде всего маги. При Дарии Маздаизм (вера в Ахурамазду) становится главенствующей религией. При этом, конечно, не запрещается исповедование культов всех других народов. Дарий отдает своей знати земли на захваченных территориях, многие персидские вельможи становятся помещиками, их обслуживают зависимые крестьяне и рабы.

Но в Персии появляется еще один социальный строй, который в клинописных текстах называется "Курташ". Курташ – это работники царского хозяйства, среди них были мужчины, женщины, подростки; персы, но иногда люди и из сатрапии. Курташ работали отрядами по несколько сотен человек, в некоторых случаях больше 1 тыс. чел. Работали они круглый год и были заняты на строительных работах, в каменоломнях. Встречаются среди Курташ даже виноделы и земледельцы. Курташ, по-видимому, полусвободные люди, т.е. это зависимые, которые были посажены на царскую землю, чтобы обрабатывать ее. Среди этих людей были как персы, так и угнанные с других территорий пленные.

Что касается рабов, то рабы могли вести собственное хозяйство, могли закладывать или сдавать имущество в аренду, могли выступать свидетелями при заключении сделок. Они судятся между собой, между свободными людьми, имеют землю, рабов, у них имеются батраки, арендаторы их земли. Единственная обязанность раба - это определенный нормированный оброк с земельного участка, который отдается хозяину. Во всем остальном рабы являются, если не полноправными гражданами, то абсолютно равноправными в торговой и посреднической деятельности. Раб все покупает, все продает, со всеми судится. Может иметь все, что позволит ему кошелек. В Персидской империи так же, как и везде, практикуются случаи продажи в рабство детей, под видом их усыновления. Однако Дарий вводит одно жесткое указание, при нем муж не может отдать в залог жену (женщина по зороастризму не является имуществом, она священна).

При Дарии появляются пограничные войска. Дарий сажал на приграничные земли своих воинов, разрешал обзаводиться семьями, строить дома, пахать землю или нанимать крестьян. Главное, чтобы они постоянно там жили и охраняли персидские границы. Так после 512 г. появляется постоянная пограничная служба.

8. Экономическое развитие Персидской империи

Что касается четвертого признака империи, то Персия удовлетворяет и ему. На территории одного государства могут создаваться и средства производства, и предметы потребления.

В составе Персидской империи были предприятия по окрашиванию шерсти, по производству одежды, производству стекла. В Персию приходило вино, оливковое масло. Из Малой Азии доставлялось серебро, из Месопотамии медь, известняк; из Афганистана - лазурит и сердолик. То есть абсолютно все производилось на территории одного государства. Там же можно было получить и железное оружие, и орудие труда, и сами продукты, которые при помощи этого оружия изготавливались.

Дарий 1 покровительствовал географическим экспедициям. По видимому, при нем стали совершаться большие экспедиции. Скилак был первым мореходом, отправленным с этой целью в 518 г до н.э. в Индию. В 518 г. по приказу Дария был восстановлен канал от Нила до Суэца. Этот канал существовал еще при египетских фараонах, но впоследствии стал несудоходным. Был восстановлен. Он соединил Египет с Персией через Красное море. Т.о., была проложена дорога, торговые пути через Египет через Персию до Индии.

9. Причины крушения Персидской империи

Персидская империя могла бы существовать очень долго, если бы не целый ряд обстоятельств:

1) Оказавшись фактическими государями Древнего мира, персидские цари и их вельможи начали утопать в золоте. К их услугам были все драгоценные изделия из золота, слоновой кости, лазурита. Не было того, чего бы они могли пожелать и не получить. Это способствовало разврату персидской верхушки. Целые поколения перс. аристократов ничего не делали, т.к. в их распоряжении были богатства отцов и дедов. Они утратили полезные для государственной работы знания и навыки.

2) В персидском войске было слишком много наемников. Этим наемникам платили, и они воевали, но никакого особого воинского духа у них не было. Они привыкли к победам и тоже со временем ослабели.

3) Стали интенсивно развиваться греческие города Эгейского моря и малой Азии. Греки стали настолько успешными воинами, что их стали массово набирать в персидскую армию. Дело доходило до парадокса: в греко-персидских войнах нередко греки сражались против греков. Ситуация конца 6 века привела к тому, что уже начиная с 499г., Персия ввязывается в долговременную войну с греческими государствами и проигрывает.

Сперва Персия проигрывает несколько морских сражений, а потом появляется Александр Македонский, который в 331 г до н.э. наносит поражение войску царя Дария III у селения Гавгамелы.

День сражения у Гавгамел 1 октября 331 г. – это день падения не только Персидской империи, но и всего классического Древнего востока. Потому что, разгромив Дария III, Александр Македонский объявляет своей столицей Вавилон и дальше начинается совсем другая эпоха, эпоха эллинизма, т.е. проникновения на восток греческой цивилизации.

Максим Лассэс, Доктор Зло

Раздел 2. Древний Дальний Восток

Глава 6. История Болливуда.

21.11.2011

§24. Введение в историю Дальнего Востока.

1. Ближний и Дальний Восток

Есть существенная разница между развитием стран Ближнего и Дальнего Востока. Разница заключается в том, что страны Дальнего Востока отличает непрерывность, преемственность поколений. Эта черта свойственна как Индии, так и Китаю. На этих территориях цивилизация существует более 6 тысяч лет, и за все это время не было такого события, которое было бы способно прервать ее развитие. Ближний Восток, напротив, характеризуется постоянной сменой государственности, быстрой сменой языков. Это легко объясняется.

Дело в том, что очаги первых государств образовались вокруг территории Средиземноморья, так как там теплые моря способствовали оптимальному развитию государства. Все, что происходило на этих территориях рядом со Средиземным морем, отличалось исключительной интенсивностью развития. Здесь до сих пор разгораются войны, межэтнические, межконфессиональные столкновения. Здесь постоянно идет борьба за ресурсы. На Древнем Ближнем Востоке находились рудники, из которых можно было получать медь, олово, железо, драгоценные камни. Поэтому на этой территории всегда было много войн экономического характера. После нахождения нефти эта тенденция еще больше усилилась.

Дальний Восток – территория периферийная для развития человечества. Здесь ничего этого не было, и развитие государств происходило по-другому. Эту территорию не мог полностью завоевать ни один великий полководец: не смог ни Александр Македонский, ни Тимур. Здесь были свои порядки, появились одни и те же языки, потому что носители этих языков не сменялись, и в следствие этих факторов, Дальний Восток стал примером постепенного, стабильного развития. И в этом отношении Дальний Восток является постоянным "запасом для человечества", потому что в настоящее время многие люди обращаются к культуре и ценностям стран Дальнего Востока.

2. Изучение Дальнего Востока

Для ученых 19 века истории Древнего Востока не существовало, потому что о нем ничего не говорится в Библии. В таблице народов книги Бытия народы Дальнего Востока вообще не упоминаются, так как для авторов Библии, которые составляли таблицу народов в 5 веке до н.э., реальны были только те народы, которые находились под властью Персии. Это значит, что ученые, которые привыкли соотносить историю с богословием, не будут интересоваться Древней историей стран Дальнего Востока, потому что там не было никаких библейских сюжетов.

В начале 20 века была придумана легенда о 20-летнем пребывании Иисуса Христа в Тибете. Идет евангельский рассказ, о том, что Иисус рождается, а потом Богородица бежит с ним в Египет, а дальше уже его крещение. Интересно то, где находился Иисус Христос с младенчества и до момента крещения. Французские и английские мистики сказали, что он жил в Тибете. По их теории, именно там его научили воскресать! В начале 20 века эти рассказы были очень популярны. Этот факт говорит уже об интересе европейцев к Древней истории Дальнего Востока.

В начале 20 века на Дальний Восток приходят американские археологи. Они справедливо рассудили, что, например, в Индии, так же как и в Египте в 3 тысячелетии до н.э., тоже могла быть цивилизация. Раскопки археолога Джона Маршалла в двадцатых годах привели к тому, что были найдены доарийские древнеиндийские города: Хараппа и Мохенджо-Даро. С этого времени начинается научное археологическое изучение Древней истории Дальнего Востока.

Такие же раскопки проводятся и в Китае, где находят мавзолеи 2 века до н.э., и в итоге доходят до цивилизации "Эрлитоу", которая существовала в 3 тысячелетии до н.э. и была современницей шумерской цивилизации. Оказывается, что и Дальний Восток имел древнюю историю, и во многом она развивалась синхронно с историей Ближнего Востока.

На территории Хараппы обнаруживают печати. На них – знаки, что говорит о наличии письменности. Впоследствии будет доказано, что эта письменность зародилась в 3 веке до н.э. в одно время с шумерской. Эти экспедиции стали толчком к научному изучению Дальнего Востока.

Если первый русский учебник по истории Древнего Востока, который написал П.Г.Виноградов в 1914 году заканчивается Древней Персией, то уже в учебнике В.В.Струве 1941 года есть две главы: Древняя Индия и Древний Китай. В Советском союзе это рассматривалось иначе. Дело в том, что в Индии и в Китае существовали свои коммунисты. Наши ученые писали диссертации на тему, «Как в Китае люди борются с империалистами и как в Индии борются с колониалистами», поэтому было необходимо знать их Древнюю историю для того, чтобы помогать коммунистам обеспечивать их идеологическую работу в борьбе с англичанами.

Окончательное оформление изучения Древней Индии и Древнего Китая происходит в 40-50-ые годы, так как Индия получает независимость, а Китай становится Народной Республикой. Знание Древней истории народа позволяет контролировать его современную историю – таков важнейший постулат геополитики.

Сумрачный Кайзер

21.11.2011

§25. Древнейшая история Индии.

(прим. XXIII – XVIII вв.)

1. Уникальность Индийской культуры

Индия – уникальная цивилизация по многим аспектам. В одном она, пожалуй, самая уникальная: индийцы не интересуются своей историей. Причина заключается в том, что древнеиндийская культура бесписьменная, древние памятники индийской литературы передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Известно, что, когда существует бесписьменная культура, хронология невозможна. Передаваемые памятники воспринимались как что-то вечное, восходящие к сотворению мира. В Индии доминирует традиция.

В жизни любого развитого народа есть 2 начала: традиция и история. Традиция способствует формированию представления о непрерывности существования народа, а история занимается моментами прерывности в жизни народа, расставляет знаки памяти о различных периодов. История противостоит традиции, она говорит: «Нет! У народа было свое начало. Индия не признает свою историю, она не хочет знать понятия прерывности в своем развитии. Индийцам интересно другое: существует однородный мировой порядок, сила, которая нарушает порядок и герой, который хочет его восстановить. Это то, чем реально занималась древнеиндийская традиция.

И именно этим объясняется тот факт, что история Древней Индии реконструируется общими усилиями. Новейшая история Индию также не интересует. Для Индии ее написали два советских ученых, просто дали индусам их историю. Первый – это сын бандита и героя Гражданской войны Григория Котовского – Григорий Григорьевич Котовский. Он написал Новейшую историю Индии и вручил ее индийцам, точнее Джавахарлалу Неру, и индийцы признали этот вариант официальным. Второй человек, который подарил Индии много ценных фактов о истории конец Нового времени – Ева Яковлевна Люстерник – профессор филологического факультета, специалист по русско-индийским экономическим и культурным связям 18 - начала 20 века. Таким образом, два советских ученых в 1947 году разработали для свободной Индии вариант истории самой же Индии. За это Индия была очень благодарна ученым, Индия о них заботилась, и Е.Я.Люстерник даже получала из Индии продукты. Историей Индии вообще интересуется только индийская интеллигенция, получившая образование в Англии.

Возникает вопрос: а почему? Дело в том, что древнейшая история Индии была доарийской, она не имеет никакого отношения к современным ариям и индоевропейцам, которые живут на Индостане. Этот факт индийцы всегда стараются игнорировать. То, что американцы раскопали города, не имеющие отношения к доарийскому периоду, больно ударило по их самосознанию. Они стали писать, что индоарийская цивилизация существовала уже в Хараппе, и восходит к палеолиту, но никто им особенно не верит. Получается так, что индийцы не могут адекватно воспринимать историю своей цивилизации, поэтому объективная история может быть написана только европейцами.

Европейцы делят Древнюю историю Индии на несколько периодов:

1) Доарийские города 3 – начала 2 тысячелетия до н.э. Есть такая датировка: 23 – 18 века – это Хараппа, Мохенджо-Даро и еще 4 менее крупных города.

2) Ведийский период – первоначальное расселение индоариев в долине Инда и сложение структуры древнеиндийского общества – середина 2 тысячелетия до н.э.-первая половина 1 тысячелетия до н.э.

3) Переселение с Инда на берега Ганга, возникновение первых царств 9 – 6 вв. до н.э.

4) Буддийский период, возникновение буддийского государства царя Ашоки с 5-3 век до н.э. На этот период приходится расцвет наук и философии, совпадающий с тем же в Греции.

5) Период Классического индийского государства и эллинистического влияния на нее 2 века до н.э.-5 век н.э.

Древняя история Индии заканчивается 5 веком н.э.

2. Доарийская история Индии

В начале 3 тысячелетия до н.э. в долине Инда возникают крупные города, которые существует здесь на протяжении долгого времени до 17 века до н.э. Когда эти города были раскопаны Маршаллом, возник вопрос, какому народу они принадлежали, существовала ли здесь земледельческая цивилизация, и почему эти города пришли в упадок в начале 2 тысячелетия. Работа археологов показала, что земледелие в долине реки Инд существовало еще в 6 тысячелетии до н.э. и было ровесником Чатал-Гуюка. Стало известно, что цивилизация возникает только на северо-западе полуострова Индостан в районе Инда, так как Инд – полноводная река, и здесь с самого начала было возможно ирригационное земледелие. От Инда отходил ряд небольших рек, с помощью которых было удобно, почти как по каналам, подавать воду с Инда на поля, то есть здесь существовала классическое ирригационное земледелие. Цивилизация здесь была такая же, как и в Шумере – скотоводческо-земледельческая, оседлый образ жизни, города-государства, народное собрание.

Но когда стали раскапывать древние города, оказалось, что в этом случае эта цивилизация существенно отличается от Древней Месопотамии. Итак, на что же был похож Древнеиндийский город?

3. Доарийские города

Прежде всего, у каждого города обязательно была цитадель. В цитадели располагался храм, в центре которого стоял бассейн для священных омовений. Храм не был ступенчатым, там не было статуй и статуэток божеств. Храм был обнесен высокой стеной, рядом располагалась житница, где хранилось зерно. Индийцы выращивали то же, что и на Ближнем Востоке: ячмень, пшеницу, полбу.

Цитадель – это священная часть города, вторая часть – это поселение, часть города, где живут люди в двухэтажных домах из сырцового кирпича на прочном фундаменте. Маршалла особенно поразило то, что в Хараппе была найдена канализация, которой не было на Ближнем Востоке. Были обнаружены тонкие трубки, по которым все нечистоты стекали из домов на улицу, а затем в сточную яму. Индийцы вообще очень заботились о чистоте: найдены многочисленные умывальни для рук, бассейны разного размера. Возможно, это было связано с большой скученностью людей в городах и боязнью заражения инфекцией.

На месте, где были дома, было обнаружено большое количество каменных и бронзовых изделий, статуэток, личных печатей, обязательно с дырочкой, потому их носили на шнурке. Это были личные печати каких-то знатных людей. Больше всего информации дают нам именно эти печати. На них изображены символические животные, есть предположения, что многие из этих изображений были астральные. На печатях из Хараппы есть изображения быка и скорпиона, это не просто так, так как в 3 тысячелетии бык и скорпион – это два созвездия весеннего и осеннего равноденствия. Есть и совсем странные изображения: человек, сидящий в позе лотоса, его окружают различные животные и растения. То есть, уже доарийские печати 3 тысячелетия до н.э. могут говорить только об одном: практика медитации, то, что потом станет йогой существовала здесь еще задолго до прихода ариев.

На печатях из Хараппы было обнаружено 400 письменных знаков, но расшифровать это письмо нельзя. Дело в том, что и клинопись, и египетская иероглифика были расшифрованы только потому, что существовали билингвы и трилингвы, были ключи к расшифровке, а здесь ничего нет, не имеется никаких словарей.

Попытку расшифровать это письмо предпринял ученый Ю.В.Кнорозов, который расшифровал письмо майя, но у него не получилось. Он пошел по ложному пути, читая эту письменность, как дравидское письмо. Он применял к нему дравидские слоги. А кто ему сказал, что это дравидское письмо?! Никто не сказал. А еще раньше, до Кнорозова, был другой дешифровщик – Бедржих Грозный, расшифровавший хеттское письмо, хеттскую иероглифику. Он тоже дал свой вариант расшифровки хараппского письма и тоже не угадал. И вот пока, к сожалению, нет такого гения, который мог бы взяться за это письмо и расшифровать его. А нет по понятной причине – нет второго письма, в котором был бы записан ключ.

Имеется около 200 печатей Хараппы, но никто не знает, как их прочитать. Никто даже не знает, что на них может быть написано. Может быть эта печать владельческая. Тогда на ней должно быть написано имя хозяина, имя бога, которому служит хозяин и его дом. Но никаких доказательств этого нет. Хараппское письмо пробовали сравнивать с протошумерским письмом, с шумерской клинописью, но пока ничего не доказали. Скорее всего, это было самостоятельное письмо.

Мы знаем, что Хараппа – это земледельческо-скотоводческая цивилизация. Мы знаем, что жители Хараппы, знали бронзу, умели строить дома из свинца, пользовались бронзовыми и каменными орудиями. Еще одна характерная черта культуры Хараппы – гири. Найдено огромное количество гирь, потому что жители Хараппы были превосходными коммерсантами. Гири из Хараппы обнаружены на огромной территории – в Бахрейне (который шумеры считали таким райским островом и называли Гильмом), на территории Омана, Средней Азии, в Месопотамии. Жители Хараппы действительно были очень активны, они торговали как по суше, так и по морю (гири были обнаружены даже на островах). Занимались они транзитной торговлей, но помимо всего прочего они торговали еще и собственными ремесленными изделиями: украшениями, оружием, всем, что удавалось сделать из бронзы.

4. Загадки народов Древней Индии

Но мы не можем ответить на самый главный вопрос, который касается Хараппы: что это был за народ? Маршалл и его сторонники предположили, что это были дравиды. Дравиды в современной Индии живут на юге, а цивилизация Хараппы существовала на северо-западе. Сторонники этой теории считают, что дравиды покинули северо-запад и постепенно переселились на юг. Они также считают, что языки и народ Хараппы – дравидийские. Никаких документальных подтверждений этой теории нет, но и альтернативы этой теории нет, поэтому очень часто можно прочитать в книгах, что Хараппы. предположительно, были дравидами. Некоторые исследователи полагают, что жители Хараппы были родственниками эламитов. Но кто-то так считает, кто-то думает по-другому. Пока что ответа на этот вопрос нет.

Не можем мы ответить и на второй вопрос: почему эти города пришли в упадок? Существует несколько гипотез:

1. Маленькие речки, образующие каналы, стали заиливаться и засоряться. В результате земледелие стало невозможным, и жители Хараппы перешли с северо-запада на север-восток полуострова Индостан, оставив города в запустении.

2. На жителей Хараппы напали какие-то племена, которые вытеснили их из городов.

3. Была экологическая катастрофа, и связана она была с массовой вырубкой деревьев. Было вырублено очень много деревьев, изменилась экология, изменился климат – стал сухим, стала наступать пустыня.

Ни одна из этих гипотез не является пока предпочтительней остальных. Мы знаем только, что в конце 17 века люди переместились из городов. Куда точно они переместились, мы тоже сказать не можем, потому что перемещаясь, они не оставили никаких материальных следов. Одни полагают, что эти люди пошли на юг, другие, что на северо-восток. Этот прискорбный факт – оставление жителями Хараппы своих городов завершает древнейшую эпоху истории Индии.

Сумрачный Кайзер, Чорный Властелин

21.11.2011 – 23.11.2011

§26. Ведийский период в истории Индии.

(XV – IX вв.)

1. Источники по периоду

В 15 веке начинается массовое заселение северо-западного Индостана индоарийскими племена. В период с 15 по 9 века на Индостане складывается классическая древнеиндийская цивилизация, основными действующими лицами которой теперь уже являются индоевропейцы. И тут опять загадка: мы не знаем, откуда пришли индоевропейцы в Индию. Тогда они вроде бы называли себя «арии». Но маршрут их неизвестен, потому что памятники материальных культур того времени неизвестны. У них не было ничего своего: посудой они запасались в местах стоянки, потом эту посуду выбрасывали, передвигались на лошадях или в кибитках, все их жилища были временными. По сути дела, ничего от них не осталось. Когда же они начали строить дома, то дома строили из дерева, дома хорошо горели, поэтому и они не сохранились. Откуда же мы получаем сведения о материальной культуре и социальном строе древнеиндийского арийского общества?

Единственный источник – это тексты. Других источников нет. Всю информацию сообщают Веды – памятники письменности, которые датируются 15-14 веками до н.э. Раньше Веды датировали 10-9 веками, но эта датировка неправильная. Есть и более ранние датировки, но все они тоже неправильные. Сейчас ученые останавливаются на том, что Веды датируются 15-14 веками.

2. Социальная структура индийского общества

Индоарийское общество живет в деревне, где множество домов, сделанных их дерева. Все их жизненное пространство делится на 2 части: жилища и поле, которое они обрабатывают. Индоарийское общество в 15-14 веках стабилизируется, и возникает потребность в стабильной социальной структуре. Эта стабильная социальная структура возникает не сразу.

Поначалу все общество делится на 2 части: арья и даса. Арья – это свободные люди, которые могут заниматься земледелием, ремеслом, военным делом. Главное, что арья – это люди, которые ни от кого не зависят, они живут собственным делом и собственным хозяйством. Даса – это зависимые люди, рабы, преимущественно крестьяне, это люди, которые выполняют всякую черную работу. Главное, что их отличает от арья – это то, что их воля сломана по каким-то причинам. Они принадлежат другому человеку, и их воля зависит от другого человека.

Впоследствии это деление будет более детализированным. Арьи уже с 12-11 века будут включать в себя 3 варны («варна» означает цвет): брахманы, кшатрии и вайшьи. Даса будут состоять из шудров и неприкасаемых. Неприкасаемые находятся за пределами Варн. Вот такое деление общества предусматривали индийские тексты. Впоследствии то деление будет и в законах, которые будут составляться на основе Вед.

Поэтому, прежде чем говорить о Варнах, нужно поговорить о Ведах. Вообще, Веда означает «знание». Веды – это собрание гимнов, заговоров, песнопений и жертвенных формул, которые призваны обеспечить стабильность в обществе. Веды состоят из 4 частей или книг:

1. Риг-веда – книга гимнов. Эти гимны обращены к богам, к таким богам, как бог Огня, бог Мира. И есть гимны, посвященные богу Соме. Сома – это напиток наркотического характера, который могут потреблять только брахманы для соединения с богами и получения приятных мгновений. Сома препровождает человека в отдельный мир, поэтому и считается божеством.

2. Яджур-веда – собрание жертвенных формул.

3. Сама-веда – собрание песен.

4. Атхарва-веда – собрание заговоров.

Эти четыре части были абсолютно законодательны для всех жителей индоарийского общества. Они все руководствовались формулами, которые сообщаются в ведах. Итак, согласно Ведам, общество разделяется на эти варны.

Из четырех варн три – брахманы, кшатрии и вайшьи, получают название «дважды рожденные». Представители этих варн в обязательном порядке получают посвящение: через плечо им повязывается лента в знак того, что они могут изучать Веды. Но при этом брахманы изучают все веды, а кшатрии и вайшьи – только отдельные части. Пить сому по большому счету позволяется только брахманам. Шудры не должны знать веды, они слуги, их добродетелями должны быть расторопность, исполнительность, трудолюбивость. За пределами этого всего находятся неприкасаемые. Откуда они происходят – это большая загадка. Ряд исследователей предполагает, что неприкасаемые – это бывшие жители Хараппы, которых индоарийцы сделали своими рабами. Но это только предположение. Неприкасаемые выполняют преимущественно самую грязную работу. С ними нельзя контактировать всем представителям других варн.

3. Варновая система

Итак, каковы же обязанности представителей каждой варны? Прежде всего, к варне человек принадлежит по факту своего рождения.

Брахманы считаются высшей варной. Это жрецы, которые непосредственно общаются с богами, занимаются науками, поэзией, литературой. Конечно, у них есть привилегии – пить сому. Брахманов убивать нельзя: за это полагается смертная казнь. Только брахманы могут быть учителями Вед. Брахманы обязательно имеют ученика. Ученик, который прошел ведическую школу у брахмана, сам может стать учителем. Учеба эта очень суровая: первые годы обучения ученик занимается исключительно черной работой. Если он выдерживает испытание своей гордыни, то учитель может начинать приобщать его к ведам. Человек выходит после этой учебы обновленным, знающим, теперь его задача – стать хорошим брахманом, жрецом или учителем, а под конец жизни уйти в аскеты. Брахманы – самые богатые люди. Брахман может быть владельцем земли, заниматься другими материальными вещами. Брахманы не могут только торговать. Брахман – самый уважаемый член общества. У брахмана есть одна сложная обязанность – он должен знать веды наизусть. (Дальше следует рассказ В.В. о том, как брахман на какой-то конференции обвинял немецкого исследователя в незнании Вед наизусть)

Кшатрии – это воины. Знание кшатрии – это власть, искусство управления коллективом и искусство войны. Поэтому царями в древнеиндийском арийском обществе были только кшатрии. Брахман не мог быть царем. Кшатрий тоже должен был знать веды, но в ограниченном количестве (веды бога Войны, например). А пить сому им было нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: