Рабочая программа дисциплины 10 страница

Религиозным идеалом Хинаяны является святой отшельник, который называется Архат. Человек, который полностью следует монашеским обетам, и который достигает нирваны. Нирваны достигает индивидуально и только благодаря собственным усилиям, т.е. жизнь этого человека направлена на то, чтобы достичь Нирваны. Вот он обретает Нирвану, и в мире его больше нет. Этот аскетический идеал – эгоистический. Такой человек больше работает на себя и для себя, чем для других.

Поэтому появляется Махаяна, религиозным образом у которой становится не Архат, святой отшельник, а некоторое существо, которое называется Бодхисаттва. В переводе означает существо, стремящееся к пробуждению. Т.е. человек, который стремится стать Буддой. Бодхисаттва, в отличие от Архата, дает обет не вступать в Нирвану, до тех пор пока Нирвану не обретут все живые существа. Он и есть истинный альтруист. Наконец, в образе Бодхисаттвы буддизм достигает необходимого альтруистического идеала. Бодхисаттва – это человек, который работает, на улучшение кармы всех живых существ. А сам он застыл на пороге нирваны. Он может туда войти, но сознательно не входит. Он делает свои задачи, постоянную работу по спасению всего живого. Позже появляется довольно много Бодхисаттв. Они имеют имена, они были популярнейшими объектами культа. Их изображали на иконах. Иногда Бодхисаттв собирали вместе и делали коническое изображение, под названием колесница Бодхисаттв. Наконец-то в буддизме была найдена необходимая степень альтруизма.

Более того, Махаяна существенно меняет буддийскую антропологию. В Махаяне Будда это не уникальная личность, которая достигла просветления и служит примером для всех остальных людей. Буддой называется вечная природа сознания, которая находится в состоянии пробуждения. Буддой может быть каждый человек, если его сознание пробуждается. Сознание пробудилось, и ты уже Будда. А дальше выбираешь: уйти в Нирвану, или стать Бодхисаттвой и работать на спасение всех живых существ. Т.о., буддизм из религии превращается в философское учение, учение о пробуждении сознания. Коренное отличие буддизма от всех остальных религиозно-философских доктрин, писаний, заключается в том, что каждый человек, употребив определенные усилия, познав четыре благородных истины, может стать Буддой. Будда – это та часть сознания в человеке, которая спит, но может быть пробуждена. Т.е. Будда – это часть человека. Его самая сокровенная, потаенная сущность. Буддист может действовать активно, для того чтобы спасать живые существа. Единственный способ – это стать Бодхисаттвой. Буддист может возглавить общественную организацию, занимающуюся благотворительностью. Буддисту не заказано служить в армии и заниматься отстаиванием своей земли от чужеземцев. Буддист может заниматься созерцанием, может быть учителем, может быть абсолютно кем угодно. Но при этом он должен помнить о том, что его цель заключается в спасении живых существ и правильном поведении.

И что самое главное, буддизм не запрещает образовывать государство! Не запрещает превращать его в империю. Однако тактика буддийского государя будет отличаться от тактики государей всех других вер.

6. Создание государства Ашоки

В 3 в. до н.э. возникает гос-во на территории Индии - царство царя Ашоки, единственное в Древней истории крупное буддийское государство, основанное на постулатах буддизма. Индийская письменность начинается с Ашоки. Первыми документами в древнеиндийской истории и традиции являются наскальные эдикты царя Ашоки, созданные в середине 3 в. до н.э. До этого письменности не было. Вся традиция была устной. Письменность появляется только с буддизмом. Первый человек, который использует эту письменность – буддийский царь Ашока. Надписей Ашоки очень много, 150, а в последнее время найдено еще больше. Из них больших наскальных эдиктов 14. Кроме того, есть семь колонных эдиктов. Есть надписи в пещерах. На территории северо-западной Индии, Афганистана обнаружены надписи не только древнеиндийской письменности, но и надписи на арамейском и древнегреческом, составленных от имени Ашоки.

С 6 в. до н.э. большое влияние приобрели несколько городов-государств, из которых крупнейшим была Магадха. Там правила династия Нандов. Этой династии подчинялась большая часть северной Индии. Эта династия хорошо известна из документов эпохи Александра Македонского. Известно, что там был знатный индиец Сандрокотта. Он прибыл ко двору Александра, чтобы убедить его продолжать поход на Восток. И Александр пошел на восток в 327 г. Но до границ Могадхи он не дошел. Сандрокотта – это Чандрагупта, царь, раджа, победивший Нандов и основавший собственную династию, династию Маурьев. Эта династия правила в Магадхе с 317 по 180 г. до н.э. Ашока был внуком Чандрагупты. При Ашоке династия Маурьев достигла своего рассвета.

Если говорить о границе этой державы, то она простиралась от устья Ганга до Кабула, и на юге достигала южной оконечности Декана, Деканского плоскогорья. В державу Ашоки не входили только области крайнего юга Индостана. Ашока сперва воевал, как все обычные цари. Он захватил область Калингу, сражения его были кровопролитными. Но на каком-то этапе своего правления Ашока принял буддизм. Его сознание изменилось, и изменилась его политическая тактика. Приняв буддизм, Ашока стал проповедовать ненасилие. Стал периодически совершать покаяния. И самое главное, у Ашоки в сознании появилась гениальная мысль о том, что царство нужно завоевывать не оружием, а праведностью. Эта доктрина завоевания праведностью, стала очень действенной, и помогла ему приобщить к своему государству еще несколько областей.

Ашока отказался от жертвоприношений. Первый документ Ашоки большой наскальный эдикт: «Ни одно живое существо не следует приносить в жертву умерщвляя, и празднества устраивать не следует. Великий грех ведь в этом. Прежде для трапезы царя умерщвляли сотни живых тварей, теперь же, когда высечена эта надпись, только 3 живые твари умерщвляются для трапезы: 2 павлина и 1 антилопа, да и эта антилопа не всегда. И даже эти 3 живые твари впредь умерщвляемы не будут». Эта надпись говорит о последнем жертвоприношении. В первом своем эдикте царь Ашока отказывается от насилия над живыми существами.

Далее Ашока формулирует этическую программу, которая излагается в его третьем большом наскальном эдикте. Он говорит: «Доброе дело – послушание матери и отцу и уважение к друзьям, родным и близким. Доброе дело – подаяние брахманам и шраманам. (шраманы – это буддийские учителя) Доброе дело – неубиение живых тварей. Мало тратить и малым владеть – доброе дело. Лучше быть сановником дхармы, чем сановником дворца». Это тоже очень важное предписание, сановник дхармы – это буддист.

Все свои надписи с таким необычным, оригинальным содержанием Царь Ашока называет надписями о дхарме. В данном случае под дхармой понимается буддийское учение. Или вот, скажем, отрывок из другой надписи: «Должное отношение к рабам и слугам, уважение к учителям – доброе дело. Самоконтроль – доброе дело. Брахманам и шраманам даяние – доброе дело» Т.е. сюда входит ещё и самоконтроль. Заканчивается этот длинный перечень наскальных эдиктов тем, что «можно брать другие царства, не употребляя оружия». Потому что существует власть праведности, которую впоследствии Ашока назовёт властью дхармы. И он говорит: «Главное для царя – безгрешность, совершение многих благодеяний, милосердие, даяние, правда, чистота. Я оказал разнообразные милости двуногим и четвероногим. Птицам и тем, кто живёт в воде, вплоть до спасения жизни. И прочих благодеяний много я совершил. Для той же цели была высечена и эта надпись о дхарме, дабы так поступали, и было сие долговечно. И кто тому последует, тот совершит благое».

Итак, вот он окончательно уверился в том, что только праведность способна двигать государство вперёд и Ашока одним из первых понял, что успеху способствует развитое сознание правителя. Что и было достигнуто в результате такой новой тактики. Ашока отправлял гонцов в самые отдалённые известные ему страны. В посланиях, которые он передавал с гонцами, содержалась просьба принять буддизм и признать его своим господином. А признать его своим господином люди были обязаны потому, что только Ашока является истинно праведным государем. Он единственный царь, который исповедует ненасилие. Он единственный царь, который призывает народ к веротерпимости, и, действительно, в колонном эдикте сказано: «Кто из приверженности своей вере хулит чужую, на самом деле лишь вредит своей вере». То есть он показал себя ещё и как веротерпимый государь.

Что же он предлагал в качестве аргумента своим будущим вассалам? Он, прежде всего, обещал поддержку всем религиозным общинам. Он говорил, что он придёт к власти не как диктатор, а как покровитель всех общин, существующих на территории вассального государства. И на этой территории он будет не царём, а спасителем и благодетелем своих подданных. Это уже нечто новое – спаситель и благодетель своих подданных. Кроме того, он обещал научить народы непросвещённые буддизму, принципу ненасилия и благородным истинам. Помимо того, он обещал поставить на территории вассальных государств монастыри. А наличие монастырей обеспечивает быструю медицинскую помощь населению. И вот, в результате этих его проповедей, передаваемых с гонцами, буддизм был принят на Шри-Ланке. Местный правитель стал вассалом Ашоки, принял буддизм и уже вскоре на Шри-Ланке появились первые монастыри.

Интересно то, что остров Шри-Ланка (Цейлон) с 3 века до н.э. как принял буддизм, так буддистским и остается. Буддизм здесь господствует, несмотря на то, что на территории Индостана буддизм потерпел поражение. То есть проповедь Ашоки здесь привела к установлению долгосрочного буддистского правления. Сам Ашока хотел при помощи доктрины своей, завоевания праведности, покорить так же Египет, Македонию, Северную Африке, греческие острова Малой Азии. Всюду он послал своих гонцов, которые передавали правителям проповеди царя Ашоки на греческом языке и на арамейском. Но кроме индийских районов нигде проповеди Ашоки не имели успеха. Надо сказать, мало кто знал на территории Ближнего Востока, что есть такой царь – Ашока, исповедующий учение, о котором тоже мало кто знает. Это довольно забавная история. Царь посылает правителям гонцов, рассчитывая на то, что переубедит правителей, не понимая, сколько тысяч лет существует цивилизация в Египте, например, и, конечно, успеха это не имело.

7. Социальная опора Ашоки

Теперь возникает вопрос, который из надписей Ашоки решить невозможно: насколько Ашока был одинок в своих религиозных причитаниях, какую социальную поддержку он имел. И здесь все довольно сложно, мы знаем, что власть царя была ограничена царским советом. Он состоял их родственников царя, представителей наиболее знатных фамилий, занимавших высшие посты. При царе также состоял казначей, который был начальником финансового управления и командовал налоговыми инспекторами. Ну и разумеется, помимо этих официальных организаций, были еще брахманы, которые весьма жестко контролировали ситуацию в обществе.

Так вот когда мы читаем надписи Ашоки, то мы видим, что здесь отдается необходимое почтение брахманов, что не особенно сочетается с классическим буддизмом, отрицающим существованием варн; здесь говорится, что брахманы, даяния брахманам – это доброе дело. Из этих строк нам становится понятно, что Ашока пытался примирить на территории своего государства основы классического брахманизма и основы новой буддистской этики. Если бы он пошел прямо против брахманов, то скорее всего не усидел бы у власти надолго. Но он решил пойти на компромисс. С одной стороны, почитание брахманов и почтение старших, а с другой стороны, почитание, т.е. буддистских бродячих проповедников, которые никакого отношения к высшим варнам не имели. Вряд ли они были шудры, но вайшьями быть могли. Почтение к проповедникам – новая буддистская этика которая говорит о том, что необходимость в высших и низших варнах отпадает, потому что все люди, независимо от того, какого они происхождения, либо улучшают, либо ухудшают свою карму. Следовательно, Ашока первым попытался встроить буддистское учение в древнюю индийскую структуру индийского общества, и пока он был жив, ему это удавалось.

Но потомки Ашоки не захотели поддерживать это буддистское учение, тем более не захотели основывать на нем свою власть. Поэтому Ашока остался в истории Древнего Дальнего Востока одиноким реформатором, человеком, который решил основывать политическую деятельность на основе религиозно-этической доктрины.

8. Индия после Ашоки

Последний царь династии Маурьев был убит собственным военачальником, произошло это в начале 2 в до н.э. С этого времени начался длительный период политической нестабильности, в результате которой держава стала распадаться.

Уже в 1 в. до н.э. власть правителей Магадхи не распространялась за пределы этого города-государства. Но тут надо сказать, что вообще в это время происходит. Во 2-1 веках северо-западная Индия испытывала мощный напор со стороны иноземцев. Первыми на территорию Индии вторглись греко-бактрийцы. Это такие люди - афганцы люди эллинистической цивилизации, но говорившие преимущественно на иранских языках и частично на индоарийских. Вот они основали собственное государство, но оно не было прочным, потому что в 1 веке в Индию проникли восточно-иранские племена – саки. Сакские правители захватили индийские города-государства, и стали называть себя великими царями. Поскольку они были персидского происхождения, то они сделали индийские города сатрапиями на ахеменидский манер. И в каждой сатрапии стали появляться собственные монеты. Вот это довольно распространенные в нумизматике монеты с изображениями сакских царей и сатрапов, очень характерные монеты, потому что на изображениях смешаны иранские и греческие черты. Совершенно понятно, что с конца 2 начала 1 веков до н.э. в Индию начинают проникать элементы эллинизма. Происходит то, чего не мог добиться Александр Македонский в своих индийских походах: греки смешиваются с иранскими и индоарийскими народами на территории северо-западной Индии и по границам этой территории.

На рубеже христианской эры некоторые области северо-запада покорились парфянам. Один из их царей Гондофар, был обращен в христианство. Согласно легенде, его крестил сам апостол Фома, который проповедовал в Индии (поэтому индийские христиане с особым уважением относятся к апостолу Фоме, считая, что он крестил Индию по поручению Христа). С этого времени начинаются активные связи между Индией и Римской империей. И первые века христианской эры характеризуются политическим преобладанием Центральной Азии, т.н. Кушанской державы. Она возникает в северо-западной части Индии и распространяет свою власть на значительные территории в долине Ганга. Кушанские цари выпускают собственные монеты, на них встречаются решительно все герои древнего мира. Там можно найти изображения греческих богов и героев (Геракл, Гелиос), изображения Ахурамазды, Анахиты (персидская), Шивы и даже Будды. Тогда же начали строиться буддистские монастыри, святилища (ступы), и связано это строительство было с именем наиболее известного кушанского правителя, имя которого Канишка. Канишка – самый любимый герой буддистских легенд после Ашоки, потому что он второй праведный царь на территории Индии. Но возникает большой вопрос о том, каков характер царской власти в Кушанском государстве?

Насколько мы знаем из хозяйственно-административных текстов, дошедших от этой эпохи, преимущественно цари были фигурами номинальными, непосредственно власть контролировали сатрапы, и существует даже случаи, когда сатрапы называют себя царями некоторых областей. Тем не менее, царь почитался как ритуально-значимая фигура, цари могли изображаться на монетах, либо же изображались боги, которые считались покровителями этих царей. Надо сказать, что этот период характерен культурной ассимиляцией. Изменение легенд на монетах. К концу 1 века надписи исключительно на индийских языках, хотя правящие цари являются потомками … и греко-бактрийцев, значит, за три столетия произошла культурная ассимиляция, и потомки иранцев и греков стали говорить на индийских языках или диалектах. Смешение народов способствует также и активной торговле. Уже в 2-1 веках в западной Индии появляются торговцы из эллинистического Египта, затем появляется морская торговля через Индийский океан. На территории Индии образуется множество рынков, на них люди расплачиваются монетами (золотыми, серебряными, медными). Торговля на этих рынках происходила шерстяными тканями, вином, пряностями (южная Индия), слоновой костью, ювелирными изделиями. Индийские вещи были самыми дорогими на европейских и ближневосточных рынках. Римская империя, по запискам Плиния старшего, тратила огромные деньги на индийские товары; это говорит об активной торговле между ними, но экспансию проводить не собирались, т.к. это затратно, это спасло Индийскую цивилизацию от присоединения к Римской империи.

9. Социальный строй после Ашоки

Откуда у нас документы по этому периоду? Это хозяйственные документы, дошедшие от кушанских царей, арамейские и греческие папирусы и записки античных историков.

В это время земля была разделена между отдельными семьями, и каждое хозяйство велось силами одной большой семьи. Если глава семьи хотел продать свой земельный участок, то преимущественное право покупки принадлежало родственникам и соседним семьям. Все частные земельные участки входили в состав общины, поэтому, когда человек покупал дом и землю, он получал членство в общине. Община своими силами обеспечила строительство дорог, рытье каналов, поддержание деревенских святилищ, имела свои органы управления.

Что это были за органы? Это общинные сходы. На них назначались деревенские старосты, которые представляли общину перед царской властью. Но наряду с полноправными общинниками были и арендаторы, и батраки, и довольно большой контингент зависимых лиц. Однако над всей этой организацией стояла варно-кастовая система, которая в Индии была неискоренима. Прежде чем осуществлять какую-либо деятельность, нужно было узнать из какой варны и к какой касте принадлежит. Каждая каста в Индии была эндогамна, т.е. ее члены находились между собой в родстве. Все члены одной касты воспринимали друг друга как потенциальных родственников или свойственников. И никто не имел права брать невесту не из своей касты, то есть это были очень замкнутые общины. И вот эта кастовая иерархия и была главной силой, управляющей всем общинным коллективом.

Например, деревенские ремесленники были ниже земледельцев, поэтому они их обслуживали. Они были слугами. Но и конечно, брахманы были начальниками для земледельцев и ремесленников. Конечно, люди хотели свободы, уходили из деревень в города. И к 1 веку н.э. стали образовываться корпорации городских свободных ремесленников. Но тут появилась новая беда: хоть они и были свободными, но они не имели другого мышления, кроме кастового. Поэтому, освободившись от своих каст, став свободными, они стали создавать другие касты. Так возникли ремесленные касты оружейников, изготовителей благовоний или ювелиров, т.е. появились нетрадиционные касты и люди замкнулись в них. Всюду, куда бы люди ни приходили, они начали сбиваться в искусственные касты. Городские ремесленники работали на заказ, выполняли заказы богатых и знатных людей, труд очень хорошо оплачивался, они скапливали большие капиталы, но эти капиталы, конечно, шли в дело, на развитие производства, потому что никто внутри кастовой системы не позволил бы богатеть индивидуально. Таким образом, в городе стало появляться свободное население, которые не было связано с деревенскими традициями, и выходцы из этих ремесленных цехов постепенно стали заниматься науками, искусствами, философией, теперь это могли делать не только брахманы.

В конце эпохи Древности, а именно в 4-5 веках н.э. появляются документы о массовой скупке земель представителями этих цехов. Можно констатировать рост крупного землевладения, но покупателями были не только индивидуалы, ими могли быть монастыри, буддистские храмы, брахманы, разбогатевшие купцы. В результате этого деревенские старосты из представителей самоуправления стали превращаться в вассалов покупателей земли. У покупателей земли появились зависимые крестьяне. Вот эти процессы роста крупного землевладения, а вместе с тем расширения крестьянской зависимости, свидетельствуют о том, что Индия перешла от Древности к Средневековью, она перешла к феодализму. И вот эта грань – это 5-6 века нашей эры. У этого перехода есть два показателя: рост крупного землевладения и закабаление крестьян. Эпоха Древнего мира в истории Индии на этом закончилась.

Мама-утка, Стас Дубин, Доктор Зло, Ксюша Лебедева, Негодяй

Глава 7. История Муданьцзяна

Оглавление

Раздел 1. Древний Ближний Восток.. 2

Глава 1. Начало. 3

§1. Введение в предмет. История наук о Древнем Востоке. 4

1. Древний Восток, как историко-культурный тип. 4

2. Египтология. 6

3. Ассириология. 9

4. Российская наука о Древнем Востоке. 13

§2. Предыстория цивилизаций Древнего Востока. 13

1. Хронология ранней истории человечества. 13

2. Мезолит. 14

3. Гебёкли-Тепе и Невали-Чори. 15

4. Чейеню-Тепеси. 16

5. Иерихон и Чатал-Гуюк. 16

6. Переход от Мезолита к Неолиту. 18

7. Неолитическая революция. 19

8. Появление письменности. 20

9. Энеолит. 21

Глава 2. История Слонопотамии. 24

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период. 25

1. Географическое положение Месопотамии. 25

2. Предыстория Южной Месопотамии. 25

3. Условия жизни в Месопотамии. 26

4. Месопотамские города-государства. 28

5. Война между Уруком и Кишем.. 30

6. Социальная стратификация общества Шумера. 31

7. Источники по истории Шумера. 33

8. Правление Лугаланды.. 34

§4. От Урукагины к Саргону. 35

1. Приход Урукагины к власти. 35

2. Конусы Урукагины.. 35

3. Характеристика Конусов. 37

4. Финансовая система в Месопотамии. 38

5. Вооруженные силы Месопотамии. 39

6. Начало правления Саргона Аккадского. 40

7. Биография Саргона. 41

8. Реформы Саргона. 42

9. Итоги правления Саргона. 43

§5. Саргониды и третья династия Ура. 43

1. Римуш.. 44

2. Маништусу. 44

3. Нарам-Суэн. 45

4. Шаркалишарри. 47

5. Конец государства Саргона. 47

6. Гудеа. 48

7. Свержение власти кутиев. 50

8. Первая династия Ура. 51

9. Третья династия Ура. 52

10. Кризис Третьей династии Ура. 54

§6. Культура Южной Месопотамии в шумерский период. 55

1. Шумерский язык и письменность. 55

2. Шумерская система образования. 56

3. Астрономия и время. 57

4. Судебная и медицинская система. 58

5. Шумерский парламент. 58

6. Шумерская религия. 59

7. Шумерское мироощущение. 59

§7. Старовавилонский период. 63

1. Эпоха Иссина и Ларсы.. 63

2. Вавилон. 64

3. Приход Хаммурапи к власти. 65

4. Законы Хаммурапи. 65

5. Содержание Законов Хаммурапи. 67

6. Значение Законов Хаммурапи. 69

§8. Средневавилонский период. 70

1. Приход касситов к власти. 70

2. Внутренняя политика касситов. 70

3. Внешняя политика касситов. 71

4. Социальный строй Средневавилонского периода. 72

5. XIII век в истории Ближнего Востока. 74

6. Вклад касситов в культуру Месопотамии. 75

§9. Вавилонская культура и литература. 76

1. Политическая идеология Вавилона. 76

2. Религиозно-этическая литература. 77

3. «Повесть о невинном страдальце». 78

4. «Вавилонская теодицея». 79

5. «Разговор господина с рабом». 80

Глава 3. История Шарм-эль-Шейха. 83

§10. Введение в историю Древнего Египта. 84

1. Хронология истории Древнего Египта. 84

2. Особенности египетской цивилизации. 84

3. Ранняя история Египта. 86

§11. Египет в эпоху Раннего и Древнего царств. 87

1. Объединение Египта. 87

2. Источники по истории Египта. 87

3. Особенности Египта в эпоху Древнего царства. 88

4. Социальная структура Древнего Египта. 88

5. Система бессмертия в Древнем Египте. 90

6. Бессмертие фараона и функции пирамиды.. 91

7. Бессмертие вельможи. 92

8. Парадокс мышления древних египтян. 94

9. Центральная власть и номархи. 95

10. Уникальность социального строя Древнего царства. 96

§12. Первый переходный период и Среднее царство в Египте. 97

1. Содержание Первого переходного периода. 97

2. Международное положение Египта. 99

3. Социально-экономическое положение Египта. 99

4. Речение Ипувера. 100

5. Разговор разочарованного со своим Ба. 103

6. Пророчество Неферти. 104

7. Среднее царство. 104

8. Культура Среднего царства. 105

9. Конец Среднего царства. 107

§13. Второй переходный период и Новое царство в Египте. 108

1. Гиксосское влияние на культуру Египта. 108

2. Конец правления гиксосов. 109

3. Эпоха Нового царства. 109

4. Тутмос I. 110

5. Тутмос III. 110

6. Изменения в Египте после Тутмоса III. 113

7. Аменхотеп III. 113

8. Аменхотеп IV - Эхнатон. 114

9. Гимн Атону. 115

10. Тутанхатон. 116

§14. Вторая половина Нового царства и культура Египта. 117

1. Начало 19 династии. 117

2. Сети I. 117

3. Рамзес II. 118

4. Египетско-хеттский договор 1269 года. 119

5. Мернептах. 121

6. 20 династия. 121

7. Культура Древнего Египта. 122

Глава 4. История каких-то левых ребят. 125

§15. Сирия, Финикия и Палестина в 3-2 тысячелетиях до н.э. 126

1. Географические особенности региона. 126

2. Государственность Внутренней Сирии. 127

3. Внешняя Сирия. 128

4. Финикийское торговое государство. 128

5. Государство Амурру. 130

6. Крестьяне Финикии. 131

7. Культура Финикии. 131

§16. Хеттское царство. 133

1. Изучение Хеттского царства. 133

2. География Хеттского царства. 135

3. Заселение Малой Азии. 135

4. История Хеттского царства. 136

5. Устройство общества хеттов. 137

6. Армия хеттов. 138

7. Внешняя политика хеттов. 138

8. Хеттские законы.. 139

9. Хеттская религия и мифология. 140

§17. Древний Израиль. 142

1. Изучение Древнего Израиля. 142

2. Религия Древних евреев. 143

3. Древнееврейское общество. 144

4. История Израильского царства. 145

5. Социальная структура при Соломоне. 146

6. Распад Израиля. 147

7. Пророки. 147

§18. Священное писание иудеев. 148

1. Становление монотеизма у древних евреев. 148

2. Структура священного писания. 149

3. Заповеди Моисея. 151

Глава 5. История злобных бородатых мужиков. 153

§19. Введение в историю Ассирии. 154

1. Географическое положение Ассирии. 154

2. Структура ассирийского общества. 154

3. Шамши-Адад I. 155

§20. Политическая история Ассирии. 156

1. Тукульти-Нинурта I. 156

2. Ассирия в IX веке. 157

3. Тиглатпаласар III. 158

4. Салманасар V.. 159

5. Саргон II. 160

6. Синаххериб. 161

7. Ассархаддон. 162

8. Ашшурбанапал и создание Ассирийской Империи. 164

9. Распад Ассирийской Империи. 165

§21. Культура Месопотамии в Новоассирийский период. 166

1. Особенности ассирийской культуры.. 166

2. Ассирийская правовая система. 166

3. Искусство, мифология и мироощущение. 169

4. Ассирийская литература. 171

§22. Нововавилонский период в истории Месопотамии. 172

1. Вавилон в XI – VII вв. 172

2. Навуходоносор II. 173

3. Вавилонская башня. 173

4. Властная структура при Навуходоносоре. 174

5. Социально-экономическое развитие Вавилона. 174

6. Внешняя политика Навуходоносора. 176

7. Вавилон после пленения евреев. 177

8. Набонид и его мама. 178

9. Конец истории Месопотамии. 179

§23. Персидская империя. 180

1. Происхождение персидской государственности. 180

2. Зороастризм.. 181

3. Кир II. 182

4. Камбиз II. 184

5. Дарий I. 185

6. Империя Дария I. 186

7. Социальная структура персидского общества. 186

8. Экономическое развитие Персидской империи. 187

9. Причины крушения Персидской империи. 188

Раздел 2. Древний Дальний Восток.. 189

Глава 6. История Болливуда. 190

§24. Введение в историю Дальнего Востока. 191

1. Ближний и Дальний Восток. 191

2. Изучение Дальнего Востока. 191

§25. Древнейшая история Индии. 192

1. Уникальность Индийской культуры.. 192

2. Доарийская история Индии. 193

3. Доарийские города. 194

4. Загадки народов Древней Индии. 195

§26. Ведийский период в истории Индии. 196

1. Источники по периоду. 196

2. Социальная структура индийского общества. 196

3. Варновая система. 197

4. Общественная жизнь в Индии. 198

5. Брахманизм.. 199

6. Классический брахманизм VII – VI вв. 200

§27. Буддийская история Индии. 201

1. Переселение в долину Ганга. 201

2. Развитие Индии в VI – V вв. 202

3. Буддизм.. 203

4. Благородные истины и теория личности. 204

5. Развитие буддизма после смерти Будды.. 206


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: