Провозглашение независимого украинского государства.
Завоевание суверенитета - это первый шаг каждого государства в достижении свободы и независимости. Процессы, происходящие во 2-ой половике 80-х годов в СССР, создали условия для провозглашения независимости Украины. Отражая волю и чаяния украинского народа, Верховный Совет УССР 16.07.90 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, в которой зафиксировано: 1. Украина, как суверенное государство реализует свое право на самоопределение. 2. Единственным источником государственной власти является народ Украины. 3. Украина является демократичным государством с принципами разделения аластей на законодательную, исполнительную, судебную. 4. Все граждане Украины равны перед законом. 5. Территория Украины является неприкосновенной в неделимой, 6. Все национальное достояние принадлежит народу Украины.?. Украина обеспечивает национально-культурное возрождение народа.
В связи с попыткой государственного переворота а Москве в августе 1991 г. Верховный Совет Украины 24 августа 1991 г. (фнгеш "Акт провозглашения независимости Украины", в котором была провозглашена независимость Украины, что создало благоприятные условия для образования и развития Украинского суверенного государства.
|
|
Задачи: демонгаж тоталитарных политических структур и стротель-ство правового демократического государства; утверждение многоукладной экономики; национальное возрождение и оздоровление межнациональных отношений в Украине; установление равноправных связей с дальними и 6jnoRHHMH соседями.
Ключевой задачей государственного строительства является формирование трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и
судебной.
Особенности государствеаного строительства в Украине: становление независимого государства происходит в условиях невысокого уровня национального самосознания (прежде всего на Восточной Украине); в обще-ci ье wi сутствуют демократические традиции; тяжелое социально-экономическое положение привело к разочарованию части населения в идее суверенности.
Изменения в обществе на рубеже 90-х годов обусловили ускоренную по-лигкзацию общественного сознания. В условиях демократизации общества, когда возможносги аппаратных работников манипулировать избирательным npoiseccoM ограничились, усилилось влияние на Советы электората. Советы, будучи зависимыми от воли избирателей, не могли удовлетворительно справляться с диктаторской властью. Следствием этого стало общее падение эффективности государственного управления во всех ее звеньях и ослабление авторитета власти. Процесс общественнога развития становится неуправляемым, что негативно сказалось на общественной жизни.
|
|
В течении 1992 -1994 гг. Верховная Рада Украины приняла около 450 законов. Однако большинство из них оказались оторванными от жизни и им образом не сработали.
С проведением первых свободных выборов начался процесс трансформации власти от диктаторской к демократической.
27 июля 1991 г. Верховная Рада утвердила введение должности Президента государства, что привело к расщеплению монолита советской власти на самостоятельные властные ветви, способные противостоять одна другой и предупреждать перерастание какой - либо из них в диктатуру.
В марте 1992 г. Верховная Рада приняла закон о введении должности представителя президента на местах. В Законе говорилось, что представитель президента является главою местной администрации в областях, районах и городах центрального подчинения - Киеве и Севастополе.
Работа парламента, коллективных органов власти, на местах время <л времени заходила а тупик. Политические деятели не имели опыт политической борьбы парламентского типа, не умели идти на компромисс, ощущалось отсутствие профессионализма.
Сложность политического положения Украины усиливалась отсутствием массовых политических партий. Новые партии из-за отсутствия в обществе традшшй многопартийности, не могли рассчитывать на широкое пополнение. На начало января 1998 г. в Украине было зарегистрировано 53 политических партии общей численностью 350-400 тыс. чел. Приблизительно половина нз них осуществляли регулярную работу на общегосударственном уровне, остальные проявляли эпизодическую активность или, практически, не работали.
С развертыванием подготовки к парламентским выборам 1998 г. активизировалась деятельность политических партий в направлении создания предвыборных коалиций н блоков, усилением влияния на профсоюзы, национально-культурные общества, религиозные конфессии. Были созданы политические объединения "Рух за народ, за Украшу", "Национальный фронт", "Вперед Украина", ''Трудовая Украина" и др. В регионах также создавались непартийные сфуктурно-общественнме объединения, фонды для обеспечения выборной кампании.