Политические процессы в современной Украине

Провозглашение независимого украинского государства.

Завоевание суверенитета - это первый шаг каждого государства в дос­тижении свободы и независимости. Процессы, происходящие во 2-ой поло­вике 80-х годов в СССР, создали условия для провозглашения независимо­сти Украины. Отражая волю и чаяния украинского народа, Верховный Со­вет УССР 16.07.90 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, в которой зафиксировано: 1. Украина, как суверенное государст­во реализует свое право на самоопределение. 2. Единственным источником государственной власти является народ Украины. 3. Украина является де­мократичным государством с принципами разделения аластей на законода­тельную, исполнительную, судебную. 4. Все граждане Украины равны пе­ред законом. 5. Территория Украины является неприкосновенной в неде­лимой, 6. Все национальное достояние принадлежит народу Украины.?. Украина обеспечивает национально-культурное возрождение народа.

В связи с попыткой государственного переворота а Москве в августе 1991 г. Верховный Совет Украины 24 августа 1991 г. (фнгеш "Акт провоз­глашения независимости Украины", в котором была провозглашена неза­висимость Украины, что создало благоприятные условия для образования и развития Украинского суверенного государства.

Задачи: демонгаж тоталитарных политических структур и стротель-ство правового демократического государства; утверждение многоукладной экономики; национальное возрождение и оздоровление межнациональных отношений в Украине; установление равноправных связей с дальними и 6jnoRHHMH соседями.

Ключевой задачей государственного строительства является формиро­вание трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и

судебной.

Особенности государствеаного строительства в Украине: становление независимого государства происходит в условиях невысокого уровня на­ционального самосознания (прежде всего на Восточной Украине); в обще-ci ье wi сутствуют демократические традиции; тяжелое социально-экономическое положение привело к разочарованию части населения в идее суверенности.

Изменения в обществе на рубеже 90-х годов обусловили ускоренную по-лигкзацию общественного сознания. В условиях демократизации общества, когда возможносги аппаратных работников манипулировать избирательным npoiseccoM ограничились, усилилось влияние на Советы электората. Советы, будучи зависимыми от воли избирателей, не могли удовлетворительно справ­ляться с диктаторской властью. Следствием этого стало общее падение эф­фективности государственного управления во всех ее звеньях и ослабление авторитета власти. Процесс общественнога развития становится неуправляе­мым, что негативно сказалось на общественной жизни.

В течении 1992 -1994 гг. Верховная Рада Украины приняла около 450 законов. Однако большинство из них оказались оторванными от жизни и им образом не сработали.

С проведением первых свободных выборов начался процесс транс­формации власти от диктаторской к демократической.

27 июля 1991 г. Верховная Рада утвердила введение должности Пре­зидента государства, что привело к расщеплению монолита советской вла­сти на самостоятельные властные ветви, способные противостоять одна другой и предупреждать перерастание какой - либо из них в диктатуру.

В марте 1992 г. Верховная Рада приняла закон о введении должности представителя президента на местах. В Законе говорилось, что представи­тель президента является главою местной администрации в областях, рай­онах и городах центрального подчинения - Киеве и Севастополе.

Работа парламента, коллективных органов власти, на местах время <л времени заходила а тупик. Политические деятели не имели опыт политиче­ской борьбы парламентского типа, не умели идти на компромисс, ощуща­лось отсутствие профессионализма.

Сложность политического положения Украины усиливалась отсутствием массовых политических партий. Новые партии из-за отсутствия в обществе традшшй многопартийности, не могли рассчитывать на широкое пополнение. На начало января 1998 г. в Украине было зарегистрировано 53 поли­тических партии общей численностью 350-400 тыс. чел. Приблизительно половина нз них осуществляли регулярную работу на общегосударствен­ном уровне, остальные проявляли эпизодическую активность или, практи­чески, не работали.

С развертыванием подготовки к парламентским выборам 1998 г. акти­визировалась деятельность политических партий в направлении создания предвыборных коалиций н блоков, усилением влияния на профсоюзы, на­ционально-культурные общества, религиозные конфессии. Были созданы политические объединения "Рух за народ, за Украшу", "Национальный фронт", "Вперед Украина", ''Трудовая Украина" и др. В регионах также создавались непартийные сфуктурно-общественнме объединения, фонды для обеспечения выборной кампании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: