Основные направления внешней политики современной Украины
Характерной чертой внешней политики Украины в первые годы независимости было ее формирование в значительной мере пад влиянием организаций национал-демократической направленности. В этот период ориентиром была взята модель неприсоединения. Бе цель - освобождение, а потом дистанционирование от военно-политического влияния Москвы. Основа украинской концепции нейтралитета была заложена еще в "Деклараций о государственном суверенитете Украины", в которой подчеркивалось, что Украина заявляет о своем намерении стать в будущем нейтральным государством. 24 октября 1991 г. Верховная Рада приняла решение о ликвидации ядерного оружия, находящегося в Украине.
После (трезидентских выборов 1994 г, во внешнеполитическом курсе -еспубяики произошли значительные изменения. Базовыми принципами модйфикаиии было провозглашено профессионализм, прагматизм, взвешенность. В основе внешнеполитической модели Украины легла концепция "моста между Западом и Востоком". В активе современного руководства республики присоединение Украины к Договору о нераспространение ядерного оружия (16 ноября 1994 г.), вступление в совет Европы (осень 1995 1-Х прорыв & американско-украинскнх отношениях, создание с принятием новой Конституции надежной правовой базы для внешнеэкономической деятельности и др. В 1997 г. был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, пакет документов со странами СНГ'. 9 июня 1997 г. была подписана Хартия об основных отношениях Украины с НАТО.
|
|
Таким образом сегодня Украина начинает играть на международной арене все более значительную роль.
Экономическое развитие Украины в начале 90-х годов было очень сложным. Катастрофическое положение экономики Украины было обусловлено, во-первых, унаследованными от СССР негативными последствиями длительного воздействия - тотальным огосударствлением экономики, господством монополизма, экстенсивным путем развития хозяйства, самим процессом трансформации существовавшей у нас в стране экономической системы.
Надежда нз регулирующую роль рынка, желание отойти от модели "командной" экономики привели к недооценке роли государства, управленческих структур, хотя особенности украинской промышленности н отсутствие четкой программы реформирования говорили о необходимости активного применения в переходный период госрегудирования:жономикой.
Серьезной проблемой на современном этапе стало отставание правовой базы от рыночных преобразований в экономике, несовпадение нового законодательства и реальной экономической жизни.
|
|
Непоследовательно и противоречиво велась эмиссионная политика. Нежелание влиятельных представ*ггеяей "партии власти" идти путем реформ яриведи к прогрессирующему кризису народного хозяйства Дефшиг госбюджета в несколько раз превышал кр^ическую отметку. Практически он Финансировался за счет денежной эмиссии. Экономика в 1994 г, пребывала в положении глубокой депрессии. Почти два года Украина не оплачивала свою внешнюю задолженность.
Кризис поставил под угрозу государственную независимость. Поэтому в октябре 1994 г. была провозглашена стратегия экономических преобразовании. Спустя три года в украинской экономике наметились определенные позитивные изменения. В основном был завершен этап денежной стабилизации, осуществлена либерализация цен, валютного курса, механизмов внешней торговли, внедрение системы рыночного обслуживания бюджетного дефицита.
Но экономический кризис преодолеть не удалось. Правительство было мало инициативным, допустил ошибки в кадровых вопросах президент. Это привело к необходимости дополнить стратегию 1994 г. программой антикризисных действий. Основные ее направления были обозначены в докладе Президента, посвященного первой годовщине Конституции 1997 г.? июля 1997 г. Президент Украины подписал указ "О высшем экономическом совете президента Украины" в составе 30 человек.
На него возлагались задачи разработки предложений и проектов решений относительно стратегии и тактики экономической реформы, анализа и прогноза экономической ситуации в стране.
Сложным остается положение в сельском хозяйстве. Подрывает базу сельскохозяйственного производства постоянное подорожание сельхозтехники, минеральных удобрений. Одновременно не создаются надлежащие условия для развития фермерского хозяйства.
Таким образом, социально-экономическое развитие Украины носит противоречивый характер. Несмотря на меры, принятые по выходу из кризиса, экономическая ситуация остается очень сложной.