Материя.
Учение Аристотеля о четырех причинах.
1. Сущностная причина
2. Материальная причина
3. Деятельная причина
4. Целевая причина.
Причина | Первый поставил вопрос |
Материальная | Милетская школа (Фалес и др.): вода, огонь, воздух и пр. |
Движущая | Анаксагор – Ум (Нус) Эмпедокл – борьба Любви и Вражды Гесиод – Эрос влекущий вещи друг к другу |
Сущностная | Платон– идея |
Целевая | Стагирит – первый указал все. Платон – благо, но Аристотель его критикует |
Критика Платона: идеи удваивают сущности, не должно быть идей у вещей преходящих, Платон не объяснил через идеи существование движения, очень много идей и их иерархичность сложна.
«Третий человек» - идея причастности человека идее человека.
Сущность должна быть познаваема умом и существовать отдельно.
Варианты сущности:
· материя – не может, т.к. непознаваема
· вид,
· род, всеобщее – познаваемы, но не существуют самостоятельно.
· суть бытия вещи.
Источник существования мира – вид или суть бытия.
Конкретная вещь непознаваема, познаваемо то, что имеет степень общности.
Разные мысли Аристотеля: сущность вещи – сама вещь, сущность вещи – вид.
Вид – форма, придает видовое своеобразие вещам.
Сущность вещи мы можем понять, дав определение вещи (Адам обладал сущностным видением – давал имена)
· первая материя (материальное начало, пассивное, абсолютно лишенное формы, непознаваема, но ее существование познается умом, сближается с небытием)
· последняя материя (то, из чего состоит конкретная вещь)
Материя – принцип индивидуализации предметов в мире. Парадокс между бесформенностью и пассивностью и индивидуализацией. Фома Аквинский поправил: существовать – уже быть деятельностным началом, поэтому материя сотворена.
Материя – возможность. В действительности есть только сущность вещи, форма. «Возможность и действительность».
Энтелехия – переход из возможности в действительность благодаря третьей причине – движущей.
Движущая причина вытекает из самой формы тела. Целевая причина также существует в форме вещи.
Материя не может существовать без формы, а форма может мыслима без материи.
Форму мыслит разум. Разум – форма всех форм, чистая действительность, не содержащая в себе никакой возможности.
Труды: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».
Физика – учение о природе, противоположность – искусство.
Источник движения для природы в самом себе, для искусства – в человеке.
Движение:
· в отношении сущности (возникновение и уничтожение)
· в отношении количества (увеличение и уменьшение)
· в отношении качества (превращение)
· в отношении места (пространственное движение).
Все движения сводятся к пространственному, сущностное – предмет для первой философии.
Движение в пространстве непрерывно, проблема непрерывности упирается в проблему бесконечности.
Бесконечности нет, т.к. не имеет формы, непознаваема, нет сущности, следовательно не существует.
Бесконечность актуальная невозможна, потенциальная возможна – идея бесконечного.
«Ахиллес и черепаха» - если делить отрезок до бесконечности, то будет и бесконечное время – решение апории.
«Стрела» - Зенон ошибся, отождествив пространство и место. И покой, и движение существуют в некотором времени, в «теперь» нет ни покоя, ни движения.
Время бесконечно (потенциально) в обе стороны, значит, и движение бесконечно.
Поскольку движение бесконечно, бесконечна и материя, т.к. они неразделимы. Даже если мир создан, то существовало сущностное возникновение, значит, до этого было движение.
Первично движение (небесных сфер), а не время.
Космология: Мир из 4-х элементов (вода, огонь, земля, воздух). Небесные сферы из эфира – он ни во что не превращается. Совершенное и вечное движение – по кругу, значит, небесные тела движутся по кругу. Птолемей предположил, что орбиты планет колеблются вокруг центров, которые – вокруг других центров.