Кризис в экономике был столь глубоким, что его последствия не удалось преодолеть до конца Первой республики. Только в 1936 г. наметилось общее оживление в экономике страны, а в 1937 г. валовый внутренний продукт составил 98,4 % докризисного максимума. На медленные темпы выхода народного хозяйства ЧСР из кризиса влиял также экономический консерватизм крупнейших банков, таких как Живнобанк и Англопрагобанк. Высокие темпы роста демонстрировали только энергетика, автомобилестроение и оборонная промышленность, повышенный спрос на продукцию которой диктовался военной конъюнктурой. Концерн “Шкода”, в который были сделаны крупные французские капиталовложения, занимал видное место в мировой торговле оружием, в том числе и с СССР.
Медленнее чем в промышленности, финансах и сельском хозяйстве разворачивался кризис в строительстве и производстве стройматериалов. Интенсивно развивался автомобильный транспорт и связанная с ним реконструкция и строительство шоссейных дорог. Плотность их сети приблизилась к западноевропейскому показателю. Продолжалась электрификация, особенно чешских и моравских сел и Словакии.
|
|
Мировой экономический кризис конца 20-х гг. поразил ЧСР в 1930 г., а наибольшей глубины достиг в 1932-1933 гг. В разгар кризиса промышленное производство упало по сравнению с 1929 г. на 40%. Глубокими были финансовый и аграрный кризисы. Число безработных по официальным, явно заниженным, данным достигло к началу 1933 г. 920 тыс., причем пособие по безработице выплачивалось лишь 240 тыс. лиц. Кризис усугублялся из-за падения внешнеторгового оборота, за счет которого обеспечивалось 30-40% национального дохода ЧСР. Происходила постепенная утрата рынков сбыта в пользу соседней Германии. Объем экспорта составлял в 1933 г. 29% от уровня 1929 г.
Политическое развитие Чехословакии в межвоенный период.
Февральская конституция 1920 г., авторами которой были в основном чешские деятели, определяла ЧСР как парламентскую демократическую республику. Высшим законодательным органом был парламент. Он состоял из двух палат - палаты депутатов и сената, включавших соответственно 300 и 150 представителей. Однако и президент, избираемый парламентом, располагал большими полномочиями. Он назначал правительство и мог отправить его в отставку, имел право роспуска парламента, являлся главнокомандующим армии. Сенат большой роли не играл и иронично назывался "промокашкой" палаты депутатов. Конституция провозглашала равенство всех граждан, неприкосновенность личности, жилища, частной переписки, свободу слова, собраний, вероисповедания, право на забастовку, на создание общественных и политических организаций разной направленности. Национальным меньшинствам предоставлялись довольно широкие права. Все они практически пользовались культурной автономией. А там, где нацменьшинства составляли 20% населения, делопроизводство велось на двух языках. Появился более демократичный, по сравнению с австрийским, закон о выборах в органы местного самоуправления. Произошла общая демократизация всех сфер общественной жизни. В стране вводился 8-часовой рабочий день, устанавливалась система пособий по безработице, был повышен уровень зарплаты, снижены цены на товары первой необходимости. Достижению внутриполитической стабильности во многом способствовала аграрная реформа.
|
|
Идею парцелляции земельных владений особенно поддерживала аграрная партия, она же возглавила ее проведение. Социал-демократы, выступавшие за создание госхозов и кооперативов, скорее отпугнули от себя крестьянство. Достаточно последовательное проведение реформы привело к тому, что аграрии являлись ведущей партией ЧСР на протяжении всего межвоенного двадцатилетия.
ЧСР превращалась в наиболее демократичную страну региона. Хотя по уровню социальной напряженности ее порой сравнивали в послевоенные годы с вулканом, правящим кругам все же удалось избежать сползания в крайности. Прежняя система национального угнетения была ликвидирована, но причины национальных противоречий не только сохранились, но и пополнились новыми в связи с изменением статуса немцев и венгров - превращением их в национальные меньшинства. При этом концепция единой "чехословацкой" нации не обеспечила прочной основы для интеграции чехов и словаков и не была реализована.
Политические партии, которых насчитывалось более двух десятков, создавались исходя из социальных, политических, конфессиональных, национальных и др. принципов. По результатам общих парламентских выборов формировалась, как правило, правящая коалиция из нескольких партий, согласовывались кандидатуры в правительство и его программа деятельности. Можно выделить три главных течения в политическом спектре - республиканское, национальное (а то и националистическое) и коммунистическое.
Первое, стоявшее на платформе парламентской демократии в духе Масарика, включало как чешские, чешско-словацкие, так и немецкие партии. К нему можно отнести социал-демократов, национальных социалистов, аграриев и партии католической ориентации. Несмотря на ряд противоречий, в том числе и на национальной почве, они сотрудничали в правящей коалиции и парламенте на компромиссной основе.
Два других течения были по-своему непримиримыми к существующему режиму и, как правило, действовали в оппозиции в системе парламентской демократии. Партии крайне выраженного национального толка добивались переустройства ЧСР с учетом многонационального характера населения. Одни из них, подобно Словацкой народной партии во главе со священником А. Глинкой, приветствовали создание независимого государства, другие же - партии немецких и польских националистов - не признавали его.
Революционное течение руководимое известным деятелем Б.Шмералем(1880-1941), до 1921 г. развивалось в рамках социал-демократии. Радикализм в течение привносили те, кто прошел горнило первой мировой войны и плена, а также революций в России, и вернулся в конце концов на Родину.
Вся политическая система функционировала в рамках предоставленных конституционных свобод. Деятели националистической и коммунистической ориентации стремились к дестабилизации ЧСР. Важным испытанием существующего строя на прочность стали события декабря 1920 г. В это время произошел раскол в рабочем и социалистическом движении на правое и многочисленное левое, марксистское, крыло. Поводом для конфронтации правящих кругов с левым течением, в тот момент доминировавшим в социал-демократии, послужила тяжба в партии за здание Народного дома и партийную кассу. Судебные органы вступились за правоцентристов и, согласно их решению, левые должны были передать имущество своим оппонентам. Власти с помощью полиции помогли отбить у левых Народный дом. Произошла стычка, были раненные. В знак протеста против подобных действий началась демонстрация, переросшая 10 декабря в генеральную забастовку. В ряде мест было введено чрезвычайное положение. Декабрьские события не стали переломными на пути коммунистической трансформации существующего строя, чего добивалась марксистская левая. Но они ускорили организационное оформление многочисленных коммунистических групп. В мае 1921 г. была создана Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ), которая стала секцией Коммунистического Интернационала. Она добивалась установления диктатуры пролетариата и построения социализма по советскому образцу. КПЧ долгое время - до 1935 г. - отвергала буржуазную государственность.
|
|
Первые после обретения независимости парламентские выборы состоялись в апреле 1920 г. Наибольшего числа депутатских мандатов добилась Словацкая народная партия Глинки, второе место заняли аграрии. Значительный успех выпал на долю социал-демократов и национальных социалистов. На основе партий социалистической ориентации и аграриев была сформирована правящая коалиция, получившая определение “красно-зеленой”. Правительство первоначально возглавил социал-демократ В.Тусар, а бурной осенью 1920 г. его сменил назначенный специально президентом ЧСР "независимый" специалист Я. Черны. В результате подавления декабрьской забастовки в политической жизни страны усилилось республиканское течение. Дополнительной стабилизации режима служил принятый в 1923 г. после бурного обсуждения закон в защиту республики.
В 1922 г. произошла перегруппировка политических сил и сформировалась так называемая "общенациональная" коалиция. Ее основными структурными компонентами была пятерка наиболее влиятельных чешско-словацких партий республиканской ориентации - аграрии, национальные демократы, социал-демократы, национальные социалисты, клерикальная народная партия, объединявшая католиков. С момента ее оформления и до начала 1926 г. правительство этой коалиции возглавлял председатель партии аграриев А.Швегла, большой мастер политического компромисса.
|
|
Деятельность коалиции "национального единения" свидетельствовала об окончательном отходе от прежней довольно популярной идеи "социализации" общества, за которую ратовали социалисты, особенно левые. Лидеры "пятерки" становились носителями реальной политической власти и своеобразной кузницей государственных компромиссов. Коалиция развивала линию на последовательное отстаивание интересов основных группировок правящего класса, не останавливаясь даже в условиях экономического спада начала 1920-х гг. перед снижением уровня жизни широких трудовых слоев. В целом же группировка "Града" (от названия президентской резиденции в Праге), это своеобразное объединение видных представителей политических и деловых кругов вокруг Т.Масарика, а затем его преемника на посту президента ЧСР Э.Бенеша, придерживалась реформистского курса во внутренней политике. Она исходила из того, что возможности парламента как высшего законодательного органа и важнейшего инструмента политической жизни достаточно велики, нужно только настойчиво искать пути их эффективного использования.
"Общенациональная" коалиция в 1925 г. распалась, осенью состоялись досрочные выборы в парламент. Они показали некоторое ослабление позиций социалистов, а также крупной буржуазной партии национальных демократов. Победу на выборах одержали аграрии, получив 13,5% голосов. Большого успеха добилась КПЧ, занявшая второе место. В Словакии наибольшее число мандатов завоевала народная партия Глинки, которая, в отличие от действовавших там и достаточно влиятельных унитаристских партий, настойчиво добивалась обещанной словакам автономии.
Была предпринята попытка сохранить прежнюю правящую коалицию за счет включения в нее небольшой партии ремесленников, но она не спасла ситуацию. В марте 1926 г. президентом было назначено внепарламентское “правительство специалистов". Распад коалиции “национального единения”, державшейся на сотрудничестве наиболее влиятельных чехословацких политических партий, привел к временным трудностям в функционировании парламентской системы.
Выходом из правительственного кризиса явилось привлечение к коалиционному сотрудничеству партнеров из политических партий чешских немцев, а также Словацкой народной партии. Этот по тем временам достаточно смелый шаг группировки “Града” свидетельствовал о ее желании и готовности к стабилизации политической системы парламентскими средствами путем частичного урегулирования немецкого и словацкого вопросов и налаживания межнационального сотрудничества в сфере власти. Осенью 1926 г. в правительство А.Швеглы были включены представители немецких аграрной и христианско-социальной партий, которые взяли на себя обязательство отстаивать интересы венгерского меньшинства.
Деятельность буржуазной, или как ее тогда называли "панской" коалиции, находившейся у власти до конца 20-х гг. получила противоречивые оценки. Вместе с тем ее создание следует считать крупным политическим успехом президента, смотревшего на внутреннюю политику прежде всего через призму немецкого вопроса. Повторное переизбрание Масарика президентом ЧСР в мае 1927 г. показало поддержку большинством политических сил избранного им пути в развитии демократии и разрешении национальных противоречий. В условиях экономической стабильности второй половины 20-х гг. социалисты с готовностью шли на конструктивное сотрудничество с буржуазными партиями, мотивируя это общностью интересов всех классов в поддержании уровня жизни общества.
Существенной уступкой партии Глинки было принятие в 1927 г. закона о реформе системы административного управления. Происходила некоторая ее децентрализация, вводилось управление по землям - административно-территориальным единицам (Чехия, Моравия и Силезия, Словакия, Подкарпатская Русь). Были созданы местные органы самоуправления на выборной основе, однако треть их состава назначалась. Учреждение земель облегчило впоследствии национальную консолидацию Словакии в четких пределах административной автономии.
Ряд законов, принятых межнациональной коалицией в 20-е гг., например, о налоговой реформе, ставившей в привилегированное положение имущие классы, свидетельствовал об определенном смещении вправо внутриполитического курса ЧСР. Непопулярность этих мер продемонстрировали выборы 1928 г. в органы земельного самоуправления. Позиции коалиции были ослаблены в результате выхода из нее сторонников Глинки и утраты ею парламентского большинства.
Последовало решение о роспуске парламента, и в октябре 1929 г. были проведены досрочные (вместо 1931 г.) выборы. Успеха добились социал-демократы - 13,5% голосов и национальные социалисты - 10,4%, немецкие социал-демократы получили 7%. Коммунисты утратили 1/5 голосов по сравнению с предыдущими выборами. Из буржуазных партий прежней коалиции успех выпал лишь на долю аграриев - 14,9%. Этому способствовала не только их предвыборная активность, но и ранее приобретенная репутация гаранта рентабельности отечественного сельскохозяйственного производства, пусть и с помощью жесткого протекционизма. В Словакии прежние позиции удалось сохранить народной партии.
В системе правящего блока после выборов 1929 г. произошли существенные сдвиги, определившие политическое развитие страны вплоть до 1938 г. При активном участии Масарика был обеспечен возврат к коалиции центра - прежде всего реформистских и буржуазных партий. Возникла самая широкая за весь период развития правящая коалиция. В ней были представлены чешско-словацкие и немецкие демократические партии. С привлечением к сотрудничеству социалистов произошла демократизация структуры правящего блока, способствовавшая в условиях кризиса 30-х гг. некоторому ослаблению социальной напряженности. Из прежнего состава в коалиции недоставало лишь Словацкой партии Глинки, усилившей борьбу за национально-политическую автономию. Новое правительство возглавил аграрий Ф.Удржал.
В условиях экономического кризиса усиливается радикализация рабочего и крестьянского движения, неоднократно происходили стычки демонстрантов и участников забастовок с полицией. В результате применения властями оружия погибло несколько десятков рабочих и крестьян, что вызывало протесты прогрессивной интеллигенции. Правительство широкой коалиции Ф.Удржала пыталось действовать с помощью полумер и активизации программ социальной поддержки безработных. С августа 1930 г. было организовано бесплатное питание, не состоявшие в профсоюзе безработные стали получать по 10-20 крон в неделю на пропитание. Были развернуты картофельная, хлебная, молочная и др. благотворительные кампании.