Культура Барокко

Культурную эпоху, наступившую в Европе вслед за Ренессансом, называют эпохой Барокко. Само происхождение термина до сих пор неясно. Он был заимствован историками у искусствоведов, в чьих трудах этот неологизм обозначал художественный стиль, отмеченный вычурностью, дисгармоничностью, любовью к контрастам и гиперболам, и противопоставлялся эстетике Ренессанса. Когда-то в Барокко видели только деградацию возрожденческой культуры, время, не имевшее собственных отличительных характеристик, некий культурный провал между Ренессансом и Просвещением. Позднее Барокко стали рассматривать как оригинальную и имеющую огромное значение эпоху в истории европейской культуры.

Культура Барокко в Польше, как и в других странах, теснейшим образом связана с Контрреформацией и Католической Реформой. Однако было бы ошибкой приравнять ее к культуре католической церкви, а всю польскую культурную историю XVII — первой половины XVIII в. рассматривать в связи с историей католицизма. Большой вклад в культуру Польши внес и протестантизм, а значительный сектор культуры вообще оставался вне существенных религиозных влияний.

Культура Барокко связана с определенным типом мироощущения, выразившимся и в литературе, и в искусстве, и в

общественной мысли. Оно было построено на контрастах. Жизнелюбие сочеталось в нем с повышенным вниманием к теме смерти, радостные мотивы — со скорбными, обостренная религиозность — с разнузданным гедонизмом, смирение — с гордыней, насилие и грубость — с любовью к утонченным формам, восхваление героизма — с проповедью квиетизма.

Наиболее полное выражение эти черты мировоззрения Барокко получили в польской литературе, представленной целым созвездием ярких имен. Среди писателей раннего Барокко наибольшую известность приобрел Николай Сеп-Шажинский, а в эпоху расцвета барочной литературы — католики Матвей Сар-бевский, Самуэль Твардовский, Веспасиан Коховский и Ян Мор-штын, ариане Вацлав Потоцкий и Збигнев Морштын. Это имена писателей и поэтов только «первого ряда». За ними стояли многие другие. Литературное творчество, составление дневников и воспоминаний, компиляция компендиумов семейных преданий, обращение друг к другу с длинными посланиями — все это стало широко распространенным явлением в шляхетской среде. Из дневников этого времени особо следует выделить записки Яна Хризостома Пасека, заурядного польского шляхтича XVII в., наделенного незаурядным литературным дарованием, который прекрасно выразил характерные черты шляхетского менталитета.

Наряду с литературой особое место в культуре польского общества заняло искусство. Главное заключалось в том, что переменилось само отношение к искусству. Не только король, но и магнаты, и зажиточные шляхтичи, и горожане стремились привлечь в свои дома художников, скульпторов, архитекторов, труд которых стал очень высоко цениться. Возросла роль искусства в каждодневной жизни. В магнатских резиденциях и при королевском дворе устраивались театральные представления и музыкальные концерты. Для больших религиозных праздников специально писались стихи, создавались музыкальные композиции, декорации и росписи. Свадьбы и похороны включали в качестве непременного компонента пышные процессии, орации и исполнение сложных театрализованных ритуалов.

Ученые занятия становятся профессией, и польская наука эпохи Барокко развивается в русле общеевропейских научных исканий. Она тяготеет к энциклопедизму. Примером ученого-эн-Циклопедиста этого времени был Шимон Старовольский. Но можно назвать и ученых, работавших в отдельных областях научного знания, — например Коханского в механике, Брожека в математике. Традиционно большое место занимала связанная с теологией философия. Расцвет переживала историография.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: