Сохранение общины. Крестьянское самоуправление

Положение 19 февраля 1861

Крестьянская реформа 1861 — это процесс переворота, начальная стадия которого — освобождение помещичьих крестьян от личной крепостной зависимости, конечная — превращение их в мелких собственников-хозяев, при сохранении значительной части дворянского землевладения и крупногопомещичьего хозяйства. Осуществление этой цели мыслилось мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы. Механизм осуществления этого процесса заключался в самом законодательстве. Крестьяне получали по закону личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Им предоставлялось право выкупа усадьбы. Полевой надел крестьяне получали в постоянное (неотъемлемое) пользование за повинность (конкретные условия определялись уставными грамотами), а по требованию помещика или по соглашению с ним — в собственность за выкуп (выкупные акты). Хотя помещики не обязывались переводить крестьян на выкуп, внутренние пружины закона вынуждали их к этому (постоянное пользование крестьян наделами и неизменность повинности в течение 20 лет). Крестьяне, не перешедшие на выкуп, назывались временнообязанными. К началу 1880-х годов их оставалось всего 15%, и с 1 января 1882 для них был введен обязательный выкуп. Крестьяне, вышедшие на выкуп, назывались крестьянами-собственниками. Цена выкупа определялась капитализированным из 6% оброком, 20-25% которого крестьянин должен был единовременно уплатить помещику (в случае добровольного соглашения с ним). Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет (выкупная операция). Стоимость земли по выкупу фактически превышала ее действительную ценность. Поэтому крестьяне ряда губерний переходили на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа). В результате реализации реформы землепользование крестьян значительно сократилось, отрезки составили до 1/5 надельной земли.

Особенностью реформы 1861 было сохранение общины, надельная земля передавалась крестьянам на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа — общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но очень затруднен. Законодатели в абсолютном большинстве (за исключением Ю. Ф. Самарина) не были сторонниками сохранения общины, однако пошли на ее сохранение, как им тогда казалось, временно. Они исходили из того, что община «представляет на первый раз самый твердый оплот против последних усилий помещиков сохранить за собой сильную власть помещика над крестьянами, не привыкшими быть еще свободными хозяевами своей только что создающейся собственности». Кроме того, община представлялась мощным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и назреванию социальных взрывов. Были и фискальные соображения — облегчение для власти в сборе повинностей и платежей. Однако в перспективе законодатели видели неизбежность постепенного выхода из общины, переход от коллективной крестьянской собственности к индивидуальной, создание самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства наряду с сохранением крупного помещичьего по примеру Пруссии и Австрии.

Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении. Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода.

«Положение» и Манифест об отмене крепостного права были опубликованы великим постом — с 7 марта по 2 апреля; в Петербурге и Москве — 5 марта. Крестьянская реформа 1861 распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия. Принципы крестьянской реформы были положены в основание законов, принятых для удельной и государственной деревни (1863,1866 и 1886).

2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: