Лекция 3. 1. Феодальное общество в Западной Европе

Семинары 1-2

1. Феодальное общество в Западной Европе.

2. Особенности феодализма на Руси.

3. Церковь как религиозный институт феодального общества.

1. Монголо-татарское нашествие и его последствия.

2. Политическая роль Литвы в объединении русских земель..

3. Основные этапы объединения Русских земель вокруг Москвы.

1-й вопрос. Монголо-татарское нашествие, происходившее в 1237-1238 гг. и закончившееся установлением 250-летнего ига на Руси, не является чем-то исключительным. Оно находится в одном ряду со всеми проявлениями борьбы Руси с кочевыми ордами с момента переселения славян на Восточно-Европейскую равнину. Если гунны и авары вытеснили прикарпатских славян на берега Днепра, то печенеги и половцы преуспели в том, что не позволили русским людям остаться на чернозёме и заставили их осваивать северо-восточные районы. Но и после этого степные народы не оставили их в покое. Воспользовавшись феодальной раздробленностью страны и её ослаблением, на сей раз монголо-татары нанесли ей самое сокрушительное поражение, сильно задержавшее её развитие.

В целом подобные катастрофы, происходившие и в других частях света, были явлением характерным для средневековой эпохи. Они во многом определяли ход истории, меняя течение жизни, судьбы народов и целых цивилизаций. Особенностью монголо-татарского ига было то, что за 250 лет русские немало восприняла из того, что принесли с собой азиатские племена, но необратимые изменения произошли и с самими завоевателями. Из кочевников они превратились в земледельцев и ремесленников, ассимилировались с местным населением и оказались под влиянием русской культуры как более передовой, не утратив, впрочем, и своей этнокультурной идентичности.

Русь никогда не интересовала Золотую Орду с точки зрения приращения территории, хотя она и была её составной частью на правах улуса. Природные условия русских земель не соответствовали укладу кочевого хозяйства. Поэтому правовой кодекс монголов «Яса» не действовал на территории Руси. Монголы не создали и специальных законов для страны. На Руси действовали собственные правовые нормы, находившие отражение в договорных грамотах, Монголо-татары не устранили от власти русских князей и не создали своей династии на Руси. Не имели они и постоянного наместника, Баскаки назначались спорадически и не имели функций управления, наблюдая главным образом за сбором дани. Систематического управления Русью со стороны Золотой Орды также не было. Административно-территориальное управление находилось в руках русских князей. Русь сохранила свою православную религию. Сначала языческая, а затем мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене религии и даже предоставила некоторые льготы православному духовенству.

Все эти послабления со стороны завоевателей во многом стали возможны благодаря специфической политики, основы которой были заложены Александром Невским. В этой связи необходимо помнить, что до монголо-татарского нашествия Русь уже сто лет жила по законам удельного феодализма, которые были перенесены затем на отношения между золотоордынскими ханами и русскими князьями. Александр Невский первый понял, что выгоднее поддерживать вассальный отношения с монголо-татарами, чем с немецкими и шведскими феодалами, угрожавшими территориальной целостности и политической независимости страны. Так на Руси установился сюзеренитет золотоордынских ханов, а русские князья превратились в их вассалов. Взаимные обязательства между ними помогали сохранять относительный мир на востоке для отражения агрессии на западе, прежде всего, со стороны Великого княжества Литовского, преследовавшего цель присоединения Руси и насаждения католичества. Монгольские феодалы, в свою очередь, рассматривали подчинённую им Русь в качестве источника обогащения и пополнения людских ресурсов. Русские княжества были втянуты в орбиту геополитических интересов монголов. Установившиеся между ними взаимные обязательства сохранялись до тех пор, пока, наконец, великий князь Московский не превратился из вассала золотоордынских ханов в самостоятельного сюзерена, государя.

Всю историю монголо-татарского ига, установившегося после нескольких лет вооружённого насилия можно разделить на следующие этапы:

1-й этап (1243-1257 гг.) характеризуется двойственной властью монголов, одновременно исходившей из столицы империи Каракорума и от золотоордынских ханов;

2-й этап (1257-1312 гг.) начался с организации системы властных структур и угнетения: проводилась перепись населения, внедрялась баскаческая система сбора налогов;

3-й этап (1312-1328) отличается некоторым изменением прежней военно-политической структуры властвования. Вместо баскачества вводится система прямого и непосредственного управления при постоянном вмешательстве хана во внутриполитическую жизнь страны, безраздельной власти монголов и отсутствии сопротивления русских князей;

4-й этап (1328-1359 гг.) обусловлен ростом общерусских антимонгольских настроений, а также выделением крупных политических центров. На этом этапе резко повышается роль великого князя, по сути, выполнявшего функцию ханского наместника;

5-й этап (1359-1380 гг.) характеризуется ростом экономического и военно-политического влияния русских княжеств. Золотую Орду ослабляют внутренние междоусобицы. Она, в свою очередь, переживает период феодальной раздробленности и не в состоянии оказывать прежнее давление на Русь. Предпринятая Мамаем попытка восстановить былой военный и политический приоритет в 1380 г. терпит крах.

6-й этап (1380-1382 гг.) проходил под воздействием победы на Куликовом поле.

7-й этап (1382-1395 гг.) характеризуется формальным восстановлением политической зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Однако фактическое соотношение сил уже исключало организацию и проведение военных набегов на Русь. И такое положение, устраивавшее обе стороны, сохранилось до 1480 г., когда монголо-татарское иго само собой прекратит своё существование.

2-й вопрос. Монголо-татарское нашествие на Русь послужило своеобразным сигналом для шведских и немецких рыцарей, которые в 1240 и 1242 гг. соответственно провели разведку боем на реке Неве и озере Чудском, подобно тому, как это сделали монголы на реке Калке в 1223 г. Однако на сей раз новгородскому князю Александру Невскому удалось разгромить агрессоров и на время остановить экспансию католической Европы на Русь, во многом, как это уже говорилось выше, благодаря её вассальной зависимости от Золотой Орды. Тем не менее папское руководство католической церкви продолжало политику распространения своего влияния на восток, использовав для этого новый геополитический фактор в виду того, что в XIII в. западные и юго-западные русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Созданное в 40-50-х гг. того же XIII в. При князе Миндовге путём объединения разных литовских племён, оно стало центром притяжения по отношению к сопредельным с ним другими частями распавшейся Киевской Руси. На протяжении XIII-XV вв. под литовским управлением оказались земли Полоцкая, Турово-Пинская, Волынская, Витебская, Киевская, Переяславская, Подольская, Смоленская, Чернигово-Северская и др. Благодаря такому составу население Великого княжества Литовского на три четверти было русским и православным. И, таким образом, в результате объединения Литвы и Западной Руси фактически сложилось балто-славянское государство. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Чёрного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Древнерусские земли составляли основную часть территории нового государства. Оно содержало в себе три основных этнических компонента – собственно Литва, Жмудь и русские земли и соответственно называлось Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское. Причём присоединение русских земель происходило и на добровольной основе в целях защиты от татарских набегов и военно-политических притязаний московских князей. Иными словами, между русскими феодалами и литовскими установились вассальные отношения наподобие того, как московские князья оказались в вассальной зависимости от золотоордынских ханов. Так, смоленский князь Иван Александрович в 30-е гг. XIV в. заключил договор о взаимной помощи с великим князем Гедимином, признав себя вассалом литовского правителя. В 1430 г. рязанский князь Иван Фёдорович заключил договор с великим князем Витовтом. Таким образом, Великое княжество было создано в результате соглашения между литовскими правителями и местной славянской знатью. Причём уровень политического и культурного развития последней был выше общественного развития литовской верхушки, что приводило её к русификации. Литовские князья принимали православие, строились православные храмы. Большое распространение имел русский язык, фактически ставший государственным. Даже первые государственные статусы были написаны на русском языке. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества Литовского на правах автономии. Местное русское население платило дань литовскому великому князю и было обязано участвовать в ополчении в случае ведения военных действий. В русских городах вплоть до XV в. продолжали действовать вечевые органы местного самоуправления, а с XV в них начинает распространяться европейский институт самоуправления – Магдебургское право. Существование Великого княжества Литовского в значительной мере способствовало преемственности с экономическими, политическими и культурными традициями Киевской Руси.

Все эти обстоятельства свидетельствуют, что Великое княжество Литовское пыталось выступать в роли объединителя русских земель, конкурируя в этом отношении с Владимирским и Московским княжествами. Особенно активно объединительную политику проводил великий князь Гедимин (1315-1341). Именно в те годы, когда Москва и Тверь вели ожесточённую борьбу между собой за великое Владимирское княжение, прибегая к помощи Золотой Орды, Великое княжество Литовское являлось центром антиордынского сопротивления, конечно, преследуя прежде всего свои политические интересы. Но при этом поддержка, оказанная смоленскому князю в отражении монгольской рати в конце 30-х гг. XIV в., решила исход борьбы в пользу смолян. Смоленск перестал платить дань в Орду. Тем самым было остановлено распространение влияния Золотой Орды на западных русских землях.

Однако расширение границ Литовского княжества и одновременно Московского княжества неизбежно вело к росту противоречий между ними и военным столкновениям. Наследники Гедимина всё больше убеждались в бесперспективности борьбы за лидерство в объединении русских земель и изменили вектор своей политики с восточного направления на западное. К тому же Литве приходилось опасаться за целостность своих границ с Польшей. И уже во второй половине XIV в. она вынуждена была поступиться своей русской программой в обмен на выгоды от сближения с польскими феодалами.. В 1385 г. между ними была подписана «Кревская уния» и оба государства объединились. Следствием этого стало усиление влияния католической церкви и ограничение в правах православного населения.

3-й вопрос. Отличительной чертой образования

Русского централизованного государства, как, впрочем, и Древнерусского, являлось преобладание политического фактора его развития над экономическим. Тем самым как бы компенсировался недостаток экономического содержания. Процесс усиления государственной централизации вытекал из необходимости борьбы с внешней опасностью, исходившей в первую очередь от Литвы и Ливонского ордена, а также Золотой Орды, но которая, по сравнению с ними представляла меньшее зло. Происходившее с середины XIV в. ослабление монголо-татарского ига, способствовало тому, что московские князья стали проводить более самостоятельную политику. Начавшееся при Иване Калите и его сыновьях усиление Москвы и вступление в фазу военного противостояния с Ордой потребовало объединения материальных и людских ресурсов страны, единства политических сил.

В двухвековой истории образования единого централизованного государства следует различать три этапа. На первом (1276-1389 гг.) происходила борьба между основными русскими княжествами за политическое лидерство (Московским, Тверским, Рязанским, Нижегородским). Верх в ней взяла Москва, которая с 1327 г. стала обладательницей великокняжеского ярлыка. Это позволило ей приступить к проведению объединительной политики в целях противодействия угрозе, которая исходила от частой сменяемости претендентов на ханский престол. Наиболее опасным из них был темник Мамай, попытавшийся упрочить своё шаткое положение успешным набегом на русские земли. После победы над ним 8 сентября 1380 г. Москва окончательно стала политическим центром страны и Дмитрий Донской смог передать Владимирский великокняжеский стол своему сыну Василию I, впервые не испрашивая на то разрешения у Золотой Орды. На всё это потребовалось шесть княжеских правлений: Даниила Александровича (1276-1303), Юрия Даниловича (1303-1325), Ивана Даниловича Калиты (1325-1340), Семёна Гордого (1340-1353), Ивана Красного (1353-1359), Дмитрия Донского (1359-1389). Возвышению Московского княжества во многом способствовали личные качества потомков Александра Невского, особенно Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Немаловажное значение имели выгодное географическое положение, обеспечившее приток населения, а также поддержка со стороны церкви и золотоордынских ханов.

После смерти Дмитрия Донского начался второй этап объединительного процесса, в ходе которого Московское княжество постепенно приобретало черты государственного образования. Основная задача, как и прежде, состояла в преодолении феодальной раздробленности. Не решив её, нельзя было освободиться и от ордынской зависимости. Для этого понадобилось два великокняжеских правления: Василия I (1389-1425) и Василия II (1425-1462). Особенно трудные испытания выпали на долю Василия II, которому в долгой и кровопролитной династической войне пришлось отстаивать своё единоличное право на великокняжеский стол (1425-1453 гг.).

Окончательное государственное объединение Руси произошло на третьем этапе, в правление Ивана III (1462-1505). Одновременно это означало и конец монголо-татарского владычества. В 1480 г. в результате бескровного противостояния на реке Угре московских и

ордынских войск последовало падение монголо-татарского ига. Русь перестала быть вассалом Золотой Орды, распавшейся на ряд самостоятельных ханств: Казанское, Астраханское, Крымское и Ногайскую Орду.

Объединению русских земель в единое государство и освобождению от монголо-татарского ига способствовали такие объективные социально-экономические, политические и духовные предпосылки, как а) завершение крестьянской колонизации Восточно-Европейской равнины, б) развитие крупного феодального землевладения, в) укрепление единовластия московских князей, г) осознание русским народом духовного и культурного единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: