Государственная экономика ведет к политизации экономики в целом. Частные собственники обретают в лице государства союзника при решении конфликтов с непосредственными производителями. В случае бунта непосредственных производителей против несправедливого распределения продуктов частные собственники не идут на уступки, а подобно государству стремятся с помощью террора искоренить всякое желание к сопротивлению. Однако государство-собственник не является обычной чиновничьей иерархией. Оно может считаться с группой частных собственников в целом, но нисколько не обязано приспосабливаться к ним, поскольку само выступает собственником мощного сектора хозяйства.
При государственном феодализме власть не является единственным собственником и потому не может лишить свободы остальных собственников, как всех других граждан. Слой частных собственников представляет важную, но не единственную.экономическую силу. Поэтому политическая власть вынуждена относиться к другим собственникам терпимо. Однако власть в любом случае дает понять частным собственникам, что они такие же подданные, как и все остальные. В частности, власть самостоятельно определяет, кто является, а кто не является частным собственником. При государственном феодализме частные собственники еще не зависят целиком от произвола распорядителей сил принуждения и производственных сил одновременно, но уже должны считаться с их произволом.
|
|
Тем самым увеличивается роль насилия в отношениях между частными собственниками и непосредственными производителями. Собственники хотят стать как можно больше независимыми от государства и потому применяют методы насилия внутри собственных предприятий. А насилие, в свою очередь, противодействует росту производительности труда и на частных предприятиях. Из-за этого частный сектор, так же как и государственный, погружается в застой и стагнацию. «Дворянин, находясь на государственной службе, не мог уделять достаточного внимания своему имению и надзору за своими крестьянами, — пишет М. Рэфф. — Поэтому он вынужден был предоставлять управление собственным имением своим слугам или наемным управляющим. Результатом государственной службы дворян-помещиков был небывалый и чрезмерный с экономической точки зрения рост слоя надзирателей. Само существование указанного расширенного слоя, не говоря уже о его тайной деятельности, требовало увеличения податей со стороны крестьянина. Для него оставалось все меньшее количество экономической прибыли, и потому производительность крестьянских хозяйств становилась все меньшей. Следовательно, государственная служба вела к понижению эффективности национального хозяйства и уменьшила силу царского государства. Государство, если оно чего-либо хочет, вынуждено действовать наперекор себе»[96].
|
|
Итак, государственный феодализм в России имел такие черты:
— государство-собственник вынуждено было решать экономические конфликты с непосредственными предпринимателями политическими методами, из-за чего происходило деклас-сирование граждан;
— государство-собственник вынуждено было увеличивать политический гнет над всеми гражданами в большей степени, нежели это делает государство, которое не имеет собственной экономической основы;
— государство-собственник ставило в зависимость от себя слой частных собственников, хотя и не деклассировало их подобно остальным гражданам;,
— из-за этого все хозяйство, как в частном, так и государственном секторе, подвергалось стагнации.
Эти выводы подтверждаются развитием России после XVII-XIX вв.
После восстания под руководством Болотникова произошло изменение отношений власти и собственности. Оно разделило интересы государства и помещиков, которые были поглощены классом феодалов. Государственный аппарат приобрел совершенно определенный бюрократический характер, но по-прежнему оставался крупным собственником земли[97]. В 1673 г. на государственных землях трудилось 33%, на помещичьих — 50%, а на монастырских — 17% крестьян. В это же время государственные подданные-крестьяне составляли 943 тыс. душ мужского пола, подданные помещиков — 2 млн. 269 тыс. Государство было крупным землевладельцем. Ему принадлежало 279 тыс. крестьянских дворов, тогда как среднее землевладение членов Боярской думы составляло около 500 дворов. Наиболее крупное землевладение царя в XVII в. составляло 9100 дворов.
В некоторые периоды число дворов государственных крестьян уменьшалось (особенно в период Екатерины II), в другие периоды увеличивалось, но царь всегда оставался крупным земельным собственником, намного опережая все остальные знатные и богатые роды.
На протяжении следующих двух столетий численное отношение обеих категорий крестьян формировалось следующим образом (табл. 5)[98].
Таблица 5
Соотношение численности государственных крестьян и подданных феодалов
Годы | Подданные феодала (в тыс. душ мужского пола) | Государственные крестьяне (в тыс. душ мужского пола) |
Таким образом, примерно за двести лет число крестьян — подданных феодалов увеличилось примерно втрое, тогда как число государственных крестьян увеличилось почти в тринадцать раз! Само собой, для управления государственными крестьянами потребовалось особое министерство, со своим бюрократическим аппаратом. Однако переход крестьян в разряд государственных нисколько не улучшил их экономическое положение, iОни стали просто источником прибыли для государства, потому что их подати и налоги служили основой государственных доходов. Их принуждали также «править тягло» — выполнять разнообразные работы для государства, зачастую вне места жительства. В 40-е гг. XIX в. 25—45% этих крестьян находилось вне родной деревни, было вынуждено приобретать «вид на жительство», который изобрело правительство для надзора за перемещением людей. В период царствования Петра I среднее крестьянское хозяйство обязано было отдавать государству в деньгах, услугах или натурой эквивалент 125— 187 рабочих дней ежегодно. В результате «...отношение государственных крестьян к правительственной администрации почти не отличалось от отношения подданных к их собственникам. Личность и земли крестьян целиком находились в распоряжении правительства»[99].
Отсюда вытекает, что государство было верховным эксплуататором в российском обществе, отнимая прибавочный продукт у огромного количества людей. Кроме того, государство накладывало на население огромные налоги. В 1614 г. был учрежден чрезвычайный налог (так называемая пятина), отнимающий у людей пятую часть движимого имущества. Затем он стал постоянным налогом. Со времен Ивана Грозного взималась государственная десятина: десятая часть сбора урожая сдавалась государству. Несмотря на громадное количество своей собственности, русское государство взимало особые налоги на содержание армии, связи, средств сообщения и проч.
|
|
При первом царе из династии Романовых Михаиле государственные налоги возросли в два раза по сравнению с временами Ивана Грозного, за это же время стоимость денег упала на 25%. Еще более возросли налоги при Петре I,.который ввел должности особых чиновников для того, чтобы они выдумывали поводы для взимания налогов. Были выдуманы налоги на число окон, дверей и дымоходов, налоги на рождение ребенка и т. п. Применяя средства такого типа, Петр I за 15 лет увеличил доходы государства в 2,5 раза[100].
Однако после Петра I налоговый пресс не только не уменьшился, но даже увеличился. С 1724 по 1769 г. непосредственные налоги возросли на 146%, а косвенные — на 242%. И нет ничего удивительного в том, что за этот же период расходы государства тоже возросли: на армию — с 6,5 млн. руб. до 9,6 млн. руб., а на администрацию с 3,6 млн. руб. до 10,6 млн. руб. С 1805 по 1851 г. расходы на государственную администрацию возросли в 4 раза. Главной причиной был численный рост бюрократии. Например, в 1829 г. Воронежской губернией управляло 9 чиновников, а в 1852 г. — уже 54. Таким образом, государство тратило деньги в основном на содержание самого себя. С 1724 г. доходы государства возросли в три раза по сравнению с 1680 г. Этот рост нисколько не способствовал улучшению государственной службы для «блага обывателей»: «Произвол московской администрации был прямо-таки легендарным. При принятии решений власть придавала большее значение родовитости, богатству и влиянию лица, нежели содержанию решения или абстрактным принципам справедливости»[101].
|
|
Положение государства в общественной жизни России способствовало тому, что оно сохраняло за собой монополию на продажу особо доходных товаров и на особенно доходные виды деятельности. В первую очередь это относится к алкоголю, продажа которого приносила огромные доходы от установления государственных цен на водку (они были в 5—10 раз выше стоимости производства). Государственная монополия распространялась также на все виды зерна, коноплю, рыбную икру, кожу, шелк и множество иных товаров: «Монополии казны... распространялись на всевозможные промыслы и промысловые занятия — на устройство мукомольных мельниц, торговых бань, производство и продажу сальных свечей, мыла, кваса, смолы, рогож, ворвани, лаптей, хомутов и массы других обычных предметов феодального хозяйства, как только они поступали в товарооборот. Даже такие занятия, как право писать прошения и документы на торговых площадях («площадное письмо»), сдавались на откуп»[102]. Иначе говоря, практически не существовало таких товаров, которые бы не были охвачены монополией государства царей. Внешняя торговля тоже была монополией государства.
Большую часть своего бюджета государство расходовало на армию. Например, в 1725 г. военные расходы составляли 76,8% бюджета. Наряду с централизованными существовали местные расходы на армию. Если в данной местности размещалась регулярная воинская часть, то ее содержание должен был брать на себя местный бюджет. Все эти расходы шли на ведение войн или подготовку к ним. Так, в 1702—1703 гг. расходы на ведение войны составили 75% бюджета, а в 1705 г. — даже 96%[103].
В официальной историографии экономическая политика Петра I оценивается как меркантилизм. На самом же деле «...широкое вмешательство правительства в национальную экономику, которое осуществил Петр I, в России было обосновано задолго до него, а также до того, как идеи меркантилизма были полностью разрабртаны в Западной Европе»[104].
Общий вывод не вызывает сомнений: Российское государство было главным эксплуататором в российском обществе. Если государство присваивает прибавочный продукт половины крестьян, выполняет ведущую роль в промышленности, из которой тоже извлекает прибавочный продукт, осуществляет вторичное перераспределение доходов без участия населения и грабит его с помощью государственных налогов, то оно выполняет роль верховного эксплуататора российских жителей городов и сел. Однако официальная историография вообще не называет русское государство эксплуататором. Эксплуататорами, кровопийцами, угнетателями, пиявками на теле народа она называет феодалов, даже самых мелких, все имущество которых сводилось к одному или двум дворам. В то же время подсчитано, что для содержания семьи, образования и государственной службы дворянам требовалось имение, насчитывающее 100 душ. 32% дворян обладали имениями, не превышающими 10 душ[105]. Зато в официальной историографии постоянно подчеркивалось, что русское государство выступало «двигателем прогресса», давало «шансы ускоренного развития» для различных отраслей промышленности, защищало интересы купцов и промышленников «от произвола и конкуренции со стороны иностранных купцов»[106].
Экономическая сила государства привела к тому, что на него в значительной мере была направлена ненависть масс. Связь эксплуатации с населением конституировала отношение «государство—народ», а это отношение было главным социальным отношением. На все социальные требования государство отвечало кнутом, виселицей, пыткой. Частные собственники охотно прятались за ширму публичного эксплуататора, но на них государство тоже смотрело с подозрением, требуя платы за защиту от социального гнева. С 1640 г. и до конца 1670-х гг., а затем с 1705 по 1708 г. в России происходили широкие социальные движения. Но именно в эти годы исчезает различие между вотчиной и поместьем и российское дворянство во многом становится похожим на европейских земельных собственников. Однако государство диктует русским феодалам тяжелые условия существования.
Прежде всего государство оставляет за собой право определять, кто является, а кто не является помещиком. В итоге классовая принадлежность становится результатом регламентирования социальной жизни, а не наоборот. Некоторые категории людей не зачисляются в дворянское сословие (так называемые однодворцы — Потомки дворян, государственная служба которых состояла в поселении на рубежах страны в целях ее защиты, за что они получали поместье). В подобной акции заключается специфика государственно-бюрократического регламентирования социальной структуры, которое существенно отличается от правовых установлений. Правовые определения дают название и санкцию уже осуществившейся социальной дифференциации. А бюрократическая регламентация есть акт вмешательства государства в социальную структуру и процессы. Количество однодворцев в то время насчитывало около миллиона человек. Значит, границы между дворянством и недворянством устанавливались в соответствии с интересами государственного аппарата, который присваивал себе право решения сомнительных или неопределенных ситуаций.
Бюрократическая регламентация тесно переплеталась с правовой. В Табели о рангах устанавливалось, что дворянство дается за государственную службу. Военная (на флоте и в армии) и гражданская служба были разделены на 14 рангов. Каждый начинал службу с самого низкого ранга. К государственной службе допускались также недворяне, выходцы из других сословий. Служба на низших рангах (от XIV до IX) давала любому члену государственного аппарата личное дворянство, которое не передавалось по наследству. Если человек дослуживался до VIII ранга (майора в армии, капитана-поручика на флоте, коллежского асессора на гражданской службе), то ему полагалось уже наследственное дворянство. Личное дворянство было связано с определенными политическими ограничениями (его члены не могли принимать участие в выборах в органы дворянского самоуправления). Но достаточно было «проявить усердие» на государственной службе (а для этого никогда не требовалось ума, достаточно рьяно выполнять указания начальников) и дослужиться до VIII чина, как ревностный государственный служака приравнивался к потомкам князей Голицыных или Трубецких. Так бюрократическая регламентация переплеталась с правовой.
Следует отметить также, что термин «чин» известен задолго до Табели о рангах. В первые годы XVII в. в документах Московского государства этот термин означал ступень в социальной иерархии[107]. Следовательно, «цивилизационные реформы» Петра I, которые до сих пор популярны в политическом сознании россиян[108], не говоря уже о правительственных кругах, с точки зрения их социального смысла были направлены назад, а не вперед и реанимировали традицию, сформировавшуюся в период тоталитарной аномалии. А в результате установления Табели о рангах бюрократическая система приобрела социальное значение, поскольку обеспечивала интересы людей, стремящихся получить личное дворянство. В итоге росло количество чиновников, а бюрократическая система получила санкцию расширения, охватывая все уровни управления и множество других сфер государственной жизни.
Переплетение бюрократической регламентации с правовой при приоритете регламента над правом стало основным средством государства. Оно отражало не столько объективные социальные интересы (т. е. внегосударственные), сколько интересы тех, кто издавал и применял подобные регламенты. В служилом дворянстве времен Петра I уже невозможно увидеть наследников князей и свободных землевладельцев XIV в. Социальные причины и следствия менялись местами. Дворянами становились члены офицерского и бюрократического корпуса, но этот корпус (т. е. государственная служба в целом) не отражал социальную структуру.
Принципиальное различие между сословиями в европейском и российском смысле слова заключалось в следующем:
— в Европе происхождение было связано с определенными привилегиями, тогда как в России любое признание привилегий было связано с произволом царя;
— в Европе государственная служба не являлась основанием допуска в «благородные» сословия, в то время как в России достижение определенного ранга автоматически влекло за собой признание принадлежности к «благородным» сословиям[109].
Российские историки проявляли больше понимания особенностей социальной структуры России в ее переплетении с бюрократической структурой. По мнению В. О. Ключевского, установленная Петром I Табель о рангах означала, что аристократическая иерархия, основанная на происхождении и генеалогическом древе, была заменена бюрократической иерархией, опирающейся на заслугу и выслугу лет. В России как высшие, так и низшие классы существовали только для царя и государства, а не сами по себе или для себя. Царь всегда мог передвинуть их вверх или вниз в соответствии со своим произволом, потребностями или мнением. «Благородное происхождение» как таковое в России не было основанием социального статуса.
Специфику социального строя и истории России определяет властно-бюрократическая дифференциация социальной структуры.
В России начиная с XVII в. господствовал класс собственников средств производства, а часть данного класса связывала собственность с насилием. Но эта часть была настолько сильной, что навязывала остальным членам класса критерии социальной принадлежности. Иначе говоря, когда французский крестьянин склонялся перед «благородным», то он мог обладать, по крайней мере, статистической уверенностью, что склоняется перед тем, кому кланялись и его предки.
Когда русский крестьянин «бил челом» дворянину, у него не было никакой уверенности в том, что «Ваше благородие» действительно благородного происхождения. Причем личное дворянство с каждым годом увеличивалось. Этому способствовали постоянные войны, рост армии и продвижение по службе в мирное время. Если в 1600 г. к дворянам принадлежало 738 семей, то в 1858 г. уже насчитывалось 604 тыс. дворян. Львиная доля этого прироста приходится на «назначенных» дворян, составляющих основу государственно-бюрократического дворянства. Представители родового дворянства первоначально относились к данному слою с предубеждением и даже презрением, постоянно оказывая давление на правительство для того, чтобы оно замедлило рост группы личных дворян и уравняло их с социальными низами. Это давление значительно возросло после издания указа об основных привилегиях, который при определенных обстоятельствах давал возможность предоставления наследственного дворянства обладателям личного дворянства.
Итак, частные собственники оказывают давление на публичного собственника в целях сокращения группы личных дворян. Данный факт свидетельствует о том, что царская власть не отражала интересы частных собственников, а реализовывала только свои интересы. Эти интересы заключались в углублении и расширении процесса воспроизводства государства-собственника, все большем переплетении власти с собственностью. Посредством бюрократизации и милитаризации всего дворянства цари сделали невозможным преобразование его в сословие, оппозиционное в целом по отношению к правительству.
В Московском государстве администрация получила более определенные формы. Единство власти московских государей привело к централизации управления, поэтому Москва сделалась центром, откуда вытекали все распоряжения по управлению государством и куда стекались все отчеты по управлению разными областями.
Первым ведомством по управлению была государева Боярская дума, председателем в которой был сам государь. Это был прежний дружинный совет, но только с меньшими правами. Московские государи советовались с Боярской думой, когда находили это для себя нужным, притом в важных случаях в Думу приглашались не только бояре, но и духовные и выборные от городов. Первоначально, при царе Иване Васильевиче, все дела по управлению были сосредоточены в Боярской думе. Позднее государева Боярская дума совершенно утратила характер дружинного совета; бояре московские уже не могли говорить своему государю, как прежде говорили старшие дружинники своим князьям: «Княже, особе еси задумал, а мы того не ведали». Предметом занятий Боярской думы стали преимущественно сношения с иноземными государями и разные новые учреждения, относившиеся к делам внутреннего управления.
§ 8. Приказный строй
Главным элементом российского государственного механизма в XV—XVII вв. были так называемые приказы — центральные правительственные учреждения, система которых выполняла задачу централизации управления Русским государством. Наибольшего своего расцвета приказный строй достиг в XVII в. — в это время действовало до 40 постоянных приказов, а вместе с временными приказами их число достигло 80.
Приказом могло именоваться и огромное учреждение с двумя сотнями служащих и необъятным делопроизводством, и временная комиссия из нескольких человек, которой было «приказано» выполнение какой-нибудь небольшой, но важной для государя задачи, т. е. в создании и функционировании приказов не было строго продуманной и логически стройной системы. Приказы создавались по мере надобности и прекращали свое существование, когда надобность в них отпадала.
Приказы, осуществлявшие задачи внутренней политики, были разделены на две ветви: а) с общегосударственной и б) с областной компетенцией. Кроме того, приказы с общегосударственной компетенцией делились на административные, финансовые и судебные. К приказам, осуществлявшим задачи внешней политики, были отнесены военные приказы и Посольский приказ. Однако это деление приказов по преобладающей функции было весьма условным, так как строгого разграничения обязанностей между приказами не существовало (например, судебная деятельность входила в компетенцию большинства приказов). По времени появления можно выделить следующие группы приказов:
— династия Романовых, пришедшая к власти в 1613 г., получила в наследство от своих предшественников центральный государственный аппарат, состоявший из 22 государственных учреждений — приказов; из них 18 относились к государственным, 3 — дворцовым и один — Патриарший двор — к церковному управлению;
— из административных приказов с общегосударственной компетенцией в начале XVII в. существовало всего 3 — Разряд, Поместный приказ, Ямской приказ;
— в XVI в. существовал только один финансовый приказ с общегосударственной компетенцией — приказ Большого прихода;
— почти все приказы, имевшие в своем управлении те или иные группы населения, являлись высшей судебной инстанцией для этих групп. Тем не менее существовало несколько приказов, основной задачей которых являлось отправление правосудия, выполнение судебных функций. Политические преступления и преступления по должности рассматривались в разных приказах. Суд по преступлениям по должности производился в тех приказах, которым было подчинено то или иное должностное лицо, совершившее преступление. Гражданское судопроизводство осуществлялось многими приказами, у каждого из которых были свои категории подсудных лиц. Но было два специальных судебных приказа для решения судебных дел между представителями правящего класса — дворянства: Владимирский судный и Московский судный;
— приказ Холопьего суда занимался делами о несвободных людях. В приказе Холопьего суда оформлялись служилые кабалы, т. е. юридические документы, фиксирующие холопью зависимость;
— к числу приказов с областной компетенцией следует отнести четверти (Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, называемая иногда Нижегородской, и Устюжская), приказы Казанского дворца (для управления новыми территориями, приобретенными Русским государством в XIV в. на востоке: землями бывших ханств Казанского, Астраханского и Сибирского, а также Ногайской орды) и Земский приказ (в этом приказе было сосредоточено управление столицей — Москвой, сбор налогов с ее тяглого населения и судебные дела этого населения). Судебная компетенция Земского приказа была шире компетенции четвертей: ему принадлежал суд не только по гражданским делам, но и по уголовным преступлениям, совершенным в Москве;
— хотя Разряд управлял служилыми людьми и имел прямое отношение к внутренней политике государства, он в то же время был одним из важнейших приказов, ведавших обороной государства. Кроме Разряда, в Русском государстве XVI — начала XVII в. было два военных приказа, ведавших специальными родами войск — Стрелецкий и Пушкарский;
— важнейшим из приказов, ведавшим дипломатическими сношениями, был Посольский приказ, там же хранились и государственные печати — большая и малая;
— дворцовые приказы составляли особую группу центральных правительственных учреждений. Их основной задачей являлось обслуживание царского двора. Но иногда функции дворцовых приказов расширялись до общегосударственных, и поэтому дворцовые приказы необходимо рассматривать в общей системе центральных правительственных учреждений. К ним относились: приказ Большого дворца, Казанский приказ (или казенный двор), Конюшенный приказ (в течение некоторого времени выполнял и общегосударственные функции: в нем был сосредоточен сбор конских пошлин, т. е. пошлин, взимаемых при продаже лошадей на всей территории государства);
— особым ведомством был Патриарший двор — управление обширным хозяйством московских патриархов и людьми, им подведомственными. Патриарший двор делился на четыре приказа:
Дворец, ведавший общим управлением патриаршими вотчинами;
Разряд, учитывавший патриарших служилых людей, назначавший их на службу и определявший им поместное и денежное жалованье;
Казенный, в компетенцию которого входили финансы;
Судный, осуществлявший разбор тяжб между населением патриарших вотчин.
В XVIII в. выступило более рельефно положение приказных людей внутри служилого сословия. Малая престижность приказной службы особенно наглядно сказалась на положении дьяков. Приравненные к высокому разряду служилых людей, имевших одинаковую с ними служебную нагрузку, они не имели права на местнические споры, были официально признаны людьми неродовитыми. Пребывание в дьяках считалось «укором дворянской чести» не только для самих дьяков, но и для их родственников, находившихся на дворянской службе.
Несмотря на то, что основной круг вопросов, находящихся в ведении приказных людей, ограничивался делопроизводством, фактическая власть их была велика. Решение текущих дел как в приказах, так и в приказных избах часто зависело от дьяков и подьячих не меньше, чем от судей и воевод. Злоупотребления, взяточничество и волокита были довольно обычным явлением этого времени.
XVII в. — важная эпоха в истории России. Особенно разительным было изменение ее роли в международных отношениях. Именно в этот период Россия вошла в число сильнейших держав мира.
К концу XVII в. образовалось обширное Русское государство, территория которого простиралась от Каспийского моря на юге до полярных морей на севере и от Польши — на западе — до Тихого океана, Камчатки и границ Китая — на востоке. Эта страна с многочисленным, выносливым, энергичным и трудолюбивым населением и неисчислимыми природными богатствами занимала в международных отношениях место, не соответствовавшее ее действительным силам и возможностям. Вплоть до начала XVIII в., до Петра I, сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы — Польшей, Швецией и вассалом Оттоманской империи — Крымским ханством. Правительства западноевропейских стран принимали в расчет силы и возможности России только в случаях, когда дело касалось пограничных с Россией государств — Польши, Швеции и, в конце XVII в., Турции.
Незавидным было в XVII в. и положение России относительно ее ближайших соседей. Польша по Деулинскому перемирию 1618 г. завладела коренными русскими землями, в том числе Смоленском. В результате длительной борьбы между Россией и Польшей в 50—60-х гг. XVII в. по Андрусовскому перемирию 1667 г. России удалось даже вернуть Смоленск и овладеть Левобережной Украиной; Киев также перешел к России, а Московское союзное постановление заложило основу будущих союзных отношений этих двух стран. Положение России относительно другого западного соседа — Швеции — было чревато новыми длительными конфликтами. По Столбовскому договору 1617 г. шведы полностью оттеснили Россию от Балтийского моря. В середине XVII в. правительство России сделало попытку вернуть себе выход к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для успешной борьбы с нею сил у России оказалось недостаточно. Третьим соседом России в Европе было в XVII в. Крымское ханство — вассал и форпост Оттоманской империи. Россия ежегодно выплачивала крупные суммы крымской феодальной верхушке. Однако это не обеспечивало безопасность ее южных границ — только за период 1607—1617 гг. татары угнали в плен из Московского государства (без Украины) свыше 100 тыс. человек (население Московского государства в это время составляло примерно 7 млн. человек). Военные столкновения с Турцией и Крымом в 70—80-х гг. XVII в. (война с Турцией 1676—1681 гг. и походы на Крым В. В. Голицына (1687, 1689 гг.) не принесли заметных успехов.
Одновременно С внешнеполитическими потребностями реформирования государственного аппарата ощутимое влияние на динамику административной структуры государства оказывали и потребности внутриполитические.