Перестройка управления и крах союзного государства

Эту задачу попытался осуществить сменивший «плеяду геронтократов» М. С. Горбачев, выдвинув идею «ускорения науч­но-технического прогресса» и активизации человеческого фак­тора. Однако лозунг ускорения не был подкреплен реальными реформами в социально-политической сфере и в области эко­номики.

Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило институт госприемки, что реально только привело в основном к увеличению бюрократиче­ского аппарата и отзыву от производства большого числа специа­листов. Принятый ранее Закон о государственных предприятиях, предоставлявший известную свободу рыночной деятельности, на практике пробуксовывал. В стране отсутствовали механизмы и посредническая инфраструктура для товарно-сырьевых опера­ций, сбыта продукции. В то же время в изобилии создаваемые кооперативы и совместные предприятия, пользуясь несовершен­ством социально-рыночной системы, резко активизировали не всегда законную деятельность по получению прибыли не за счет новых производств или повышения производительности труда, а путем использования недостатков в управлении и других внеэко­номических способов обогащения. Возникло четыре сети цен: государственная, кооперативная, договорная и черного рынка. Именно в это время резко усилился возникший в советское вре­мя теневой сектор экономики, превратившийся в широкомас­штабный криминальный бизнес, жаждавший будущей легализа­ции своего контроля над властью. Ситуация еще более осложни­лась в результате катастрофической аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении, унесшего 50 тыс. жителей; эти бедствия потребовали значительных средств и ресурсов на лик­видацию последствий. Сказалась также непродуманная антиал­когольная кампания, увеличившая бюджетный дефицит.

Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая на­ряду с устранением престарелых партократов в центре и на местах привела в ряде случаев к резкому снижению компетен­ции политического руководства. Всего к началу 1987 г. было за­менено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС.

Однако все кадровые и иные перестановки и преобразова­ния не могли в принципе обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную эко­номическую реформу под контролем сильной центральной вла­сти. Горбачев не имел сколько-нибудь серьезного представле­ния о содержании необходимых реформ и даже этим гордился. Он писал, что нельзя «навязывать обществу готовые схемы и загонять жизнь, реальную действительность в прокрустово ложе схем. Этим отличался сталинизм, с которым нам не по пути. А действовать по Ленину — значит исследовать, как будущее вырастает из нынешней действительности. И в соответствии с этим строить свои планы». Исходя из данного методологиче­ского положения Горбачев считал главным сам факт, что «про­цесс пошел», забывая о том, что все-таки надо иметь какие-то ориентиры, куда этот процесс идет, какие-то представления о темпах этого движения и т. п.

М. С. Горбачев допустил серьезнейший стратегический про­счет и начал политическую реформу, развертывание идеологи­ческого плюрализма, прежде чем добился сколько-нибудь за­метных успехов в экономических преобразованиях, успокоив­ших общество. Кроме того, мировая практика показывает, что экономическая реформа идет успешно и относительно безбо­лезненно только при наличии крепкого правительства или при­знанного вождя.

Хотя симптомы кризиса были налицо (тотальный дефицит, снижение темпов производства), тем не менее самого кризиса не было, как не было признаков политических потрясений. Ло­зунг «обновления социализма», его демократизации был с радо­стью воспринят населением, предполагавшим, что речь идет о конвергенции социальных достижений социализма и общече­ловеческих ценностей.

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосова­нием выборы ответственных партийных работников. В ходе объявленной гласности и демократизации в стране разверну­лась мощная идеологическая кампания по разоблачению стали­низма. Пользуясь массовой поддержкой, Горбачев провел це­лый ряд преобразований в управлении государством.

На XIX партконференции были впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» при­менительно к СССР. При этом подчеркивалось, что обновлен­ное государство должно реализовать приоритет закона в деле формирования баланса человеческих, социальных, политиче­ских и иных сил в самоуправляющемся обществе. Получив санкцию конференции на политические преобразования, Гор­бачев и его команда приступили к формированию новой двух­уровневой представительной советской системы. Высшим орга­ном власти становился Съезд Советов из 2250 народных депута­тов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов — 1500 — выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсою­зов и т. д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательными и распорядитель­ными и контрольными функциями — ВС в составе 544 депута­тов и его Председателя. Соответственно ВС избирал Президиум ВС, Верховный суд СССР, Генерального прокурора СССР.

I съезд народных депутатов избрал Горбачева на высший го­сударственный пост, однако одновременно сформировалась и организационно оформилась серьезная оппозиция из числа ин­теллигенции: была создана Межрегиональная группа депутатов, которая стала мозговым центром и штабом движения «Демокра­тическая Россия». Лидерами оппозиции стали сначала видный ученый-диссидент академик А. Д. Сахаров, а затем — разошед­шийся с Горбачевым бывший кандидат в члены Политбюро Б. Н. Ельцин. Одновременно в рамках КПСС возникла так на­зываемая Демократическая платформа КПСС. Сущность плат­формы партийной и внепартийной оппозиции в области го­сударственного управления заключалась в том, чтобы сделать Советы единственным полновластным государственным инсти­тутом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участвовать в политической борьбе наравне с другими партиями на демократической осно­ве. СССР как «советская империя» должен распасться на возможно большее число территорий. Наряду с этими требования­ми, носившими сверхпринципиальный характер, в программе оппозиции было много популистских предложений, таких как замораживание цен, реформы без ухудшения положения наро­да, отмена льгот и привилегий партаппарата и т. п.

Политическая элита раскололась на ряд субэлит по крите­рию оценки степени допуска в политическую и экономическую жизнь несоциалистических элементов. Консервативное крыло (И. К. Полозков, Н. А. Андреева) выступало за ограничение масштабов перестройки и сохранение политических основ со­циалистической государственности по типу китайских реформ. Демократическая субэлита в КПСС (А. Н. Яковлев, Ю. Н. Афа­насьев, Г. X. Попов), вдохновляемая созданными на базе возро­дившегося диссидентского движения либерально-демократиче­скими антисоветскими движениями и организациями, требова­ла доведения перестройки до полного крушения социализма и роспуска «советской империи». Горбачев и его окружение пы­тались проводить центристскую политику и в конечном счете попали в настоящее болото.

В 1990 г. начался глобальный политический кризис, поло­живший начало гибели советской государственности. По СССР прокатилась волна межнациональных конфликтов — в Караба­хе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Цхинвали. Прибалтий­ские республики заявили о своем суверенитете, и их примеру готовились следовать российские радикальные демократы. Со­бираясь противостоять напору деструктивных сил, Горбачев принимает решение упрочить свое положение в качестве главы государства. Для того чтобы обеспечить поддержку большинст­ва делегатов, Горбачев согласился на отмену 6 статьи Конститу­ции о руководящей роли КПСС. 3-я сессия съезда народных депутатов избирает его на пост президента СССР. В этом каче­стве Горбачев получает широкие полномочия вплоть до приос­тановки действия законов. Безальтернативное избрание прези­дента на съезде, а не всенародно, несколько понизило уровень легитимности власти Горбачева, что позволило его противни­кам в дальнейшем после разгона союзных органов власти без особого труда устранить его с политической арены.

В России начались массовые забастовки. В феврале состоя­лись массовые антиправительственные митинги в Москве и ряде других городов. В марте состоялись выборы народных депу­татов РСФСР, которые составили Съезд народных депутатов -высший орган власти в России. На съезде состоялись выборы Председателя ВС РСФСР, в ходе которых Ельцин с большим трудом победил сначала И. К. Полозкова, а затем преимущест­вом в 4 голоса — А. В. Власова. Произошедшая на съезде стычка между Горбачевым и Ельциным привела к открытой конфрон­тации по вопросам судьбы Союза, республик и социализма. Ельцин и его сторонники стремились к ликвидации контроля центра над РСФСР вплоть до выхода РСФСР из Союза по об­разцу прибалтийских республик для того-, чтобы развязать руки при проведении радикальных капиталистических реформ. Их поддержали разочарованные нерешительностью и некомпетент­ностью Горбачева депутаты, жаждавшие ускорения именно со­циалистической перестройки. В результате парадоксального единства в обстановке эмоционального подъема и накала стра­стей на грани экзальтации депутаты приняли 12 июня Деклара­цию о государственном суверенитете РСФСР, в которой про­возглашалось верховенство законов РСФСР над союзными. Де­путаты не смогли осмыслить тот факт, что СССР — это та же великая Россия в границах бывшей Российской империи и ее «суверенитет» относительно присоединенных при царях окра­инных отсталых земель в течение многовековой истории Госу­дарства Российского есть по сути добровольный отказ от этих территорий вместе с их 25-миллионным русским населением. Тем самым российские депутаты, включая коммунистов, внесли значительный вклад в форсирование процесса уничтожения СССР сверху.

С этого времени возникло своеобразное двоевластие — со­юзного и республиканского (Российского) центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-по­литическими ориентирами. В рамках суверенной России офор­милась самостоятельная компартия, лидеры которой Полозков, Сергеев заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с президен­том СССР, объективно подрывая и без того вялые усилия Гор­бачева по сохранению Союза.

Состоявшийся в июле последний XXVIII съезд КПСС вы­явил полный раскол партийных рядов. Хотя Горбачеву удалось добиться принятия нужных ему решений, ему не удалось дос­тичь настоящего консенсуса. На съезде Ельцин демонстративно вышел из КПСС, что положило начало массовому выходу из партии разочаровавшихся и сомневающихся. Решения съезда не были восприняты ни демократами, стремившимися под ло­зунгом деполитизации осуществить полную декоммунизацию госаппарата, КГБ, армии, МВД, добиться национализации пар­тийной собственности, запрета парткомам работать на пред­приятиях, ни тем более партконсерваторами, требовавшими от­каза от курса на политический плюрализм, трудовую частную собственность, товарно-рыночные отношения, пусть даже в ре­гулируемой форме. Горбачев не смог пожертвовать своими лич­ными амбициями и найти компромисс хотя бы с одним веду­щим течением и вновь возглавить перестроечный процесс. Фактически он все более терял личный авторитет и реальные политические полномочия всесоюзного лидера.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. сложилось уникальное сочетание кризисных объективных социально-экономических условий.и неблагоприятных субъективных личностных и пар­тийных факторов, которые в совокупности обусловили неожи­данно трагический финал для СССР.

Новое правительство России во главе с И. С. Силаевым вы­ступило против концепции формирования в течение пяти лет регулируемой рыночной экономики, выдвинутой Председате­лем СМ СССР Н. И. Рыжковым. Б. Н. Ельцин настаивал на немедленных радикальных преобразованиях на основе про­граммы «500 дней» Шаталина—Явлинского. Эта программа по­лучила негласную поддержку и Горбачева. В сентябре ВС РСФСР спешно принял эту программу, а также серию поста­новлений и указов, отстаивающих право республиканских вла­стей управлять народным хозяйством России без ведома союз­ного центра. Под эгидой Горбачева была создана компромисс­ная программа «Основные направления» по.стабилизации экономики и ее реформированию. В своих принципиальных основах она была близка к предложениям Шаталина и Явлин­ского, но при этом предусматривала более реальные сроки -6—8 лет. Однако Ельцин охарактеризовал эту программу как бесперспективую, главным образом потому, что она предпола­гала сохранение СССР и не допускала ликвидации старой системы управления, прежде чем возникнет новая структура эко­номических связей на основе рынка. Ельцин требовал реши­тельного уничтожения административно-командной системы управления и создания принципиально нового госаппарата, не вмешивающегося в экономику, а создающего условия для ее либерализации, приватизации, фермеризации сельского хозяй­ства и т. п.

В это время в стране наблюдается управленческий коллапс, приведший к ряду бунтов, с последующими катастрофическими последствиями. В 1990 г. был получен фантастический урожай — 300 млн. т, причем собрать и обмолотить тоже удалось рекорд­ный объем — 220 млн. т, и в этих благоприятных условиях вдруг начался хлебный кризис. В стране был избыток табачных про­дуктов, но начался табачный кризис. Причина была в одномо­ментной остановке на планово-профилактический ремонт хле­бозаводов и табачных фабрик. То же самое было с дефицитом мясопродуктов. В Москве в ходе выборочной проверки обнару­жили на складах припрятанные тысячи тонн продуктов и това­ров. По официальным данным, пропало более 1 млн. т мяса, 40 млн. шкур скота, продукции более чем на 50 млрд. руб. Орга­низовала это преступление мафия, или это была сознательная диверсия антигосударственных сил — неизвестно, но одно ясно без сомнения — искусственно обостренный дефицит продоволь­ствия и товаров широкого потребления сыграл роль катализато­ра антисоветских выступлений.

Летом 1990 г. была обнародована антигосударственная «Программа действий-90», предусматривавшая создание коми­тета гражданского действия, изоляции государственных струк­тур с помощью забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампаний гражданского неповиновения, явочной приватизации с помощью особых групп - «отрядов скваттеров» по образцу любимой демократами американской истории. Все это давало законный повод властям организовывать сопротивление гото­вящемуся государственному перевороту, подвигать к городу войска, вводить патрулирование улиц и т. д. В октябре состоял­ся съезд движения «Демократическая Россия», который принял решение о взятии принципиального курса на уничтожение КПСС, дестабилизацию управления и социальную конфронтацию в обществе и на захват власти, т. е. на государственный пе­реворот.

К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. Горбачев предпринимает меры для предотвращения распада Союза и, в частности, организует подготовку нового союзного договора, проект которого подвергается резкой деструктивной критике со стороны Ельцина. Горбачев пытается укрепить свои президентские полномочия, но получает обвинения в подготов­ке личной диктатуры. 4-я сессия съезда, народных депутатов СССР расширила полномочия президента, получившего воз­можность непосредственно руководить правительством. Вместо президентского совета создавался Совет безопасности. На вновь учрежденную должность вице-президента был избран Г. И. Янаев, премьер-министром был назначен известный фи­нансист В. С. Павлов. Силовые министерства возглавили убеж­денные коммунисты, соратники Андропова: В. А. Крючков, Б. К. Пуго, маршал Д. Т. Язов. Сейчас стало очевидно, что в 1991 г. наступил решительный момент противостояния власти и оппозиции, когда должно было определиться не только на­правление развития, но и его субъект — либо медленно разви­вающийся СССР, централизованное федеративное государство с социалистическим строем, либо капиталистическая Россия без своих сырьевых национальных окраин и рынков сбыта, хао­тически движущаяся без рационального управления, терпя по­ражения в межнациональных войнах с перспективой через 10 лет стабилизации развалившейся экономики.

Глубину раскола в обществе усугубили трагические события в Литве и Латвии в январе 1991 г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Вопрос судьбы Союза стал самой главной и неотложной проблемой. 17 марта 1990 г. ВС СССР организовал по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик первый в ис­тории страны референдум. По его итогам, несмотря на актив­ную контрпропаганду демократов, за сохранение Союза выска­залось 76,4% населения. Это была, бесспорно, победа комму­нистических сил. Но параллельно был одобрен проект введения в России поста президента. В результате, с одной стороны, по­зиция Горбачева вроде бы получила поддержку народа и новый карт-бланш, а с другой стороны, Ельцин обрел решающие ры­чаги для управления в России.

Ситуация в России в период годичного нахождения у власти демократов постоянно ухудшалась. Национальный доход умень­шился на 21 млрд. руб., инфляция выросла на 17,5%. Причины неудач в экономике ельцинисты объясняли исключительно ин­тригами союзного центра, саботажем партократов и функцио­нированием административно-командной экономики. По их мнению, достаточно добиться полного отказа от регулирования государством формирования цен и от планирования производ­ства сверху и сразу возникнет рыночный механизм саморегули­рования экономики, который все поставит на свои места и сти­хийно наладит взаимодействие отраслей и предприятий.

Начавший работу III съезд народных депутатов РСФСР про­ходил в сложных условиях, когда в стране начались массовые антиправительственные демонстрации и в Москву были введе­ны спецвойска. В стране началась бегущая волна политизиро­ванных забастовок, требовавших отставки правительства Пав­лова. Ельцин потребовал дополнительных полномочий от съез­да и получил их, воспользовавшись поддержкой не только демократов, но и части депутатов от коммунистической оппо­зиции во главе с рвавшимся в большую политику А. В. Руцким.

Горбачев, имея поддержку всенародного референдума, мог бы попытаться предпринять решительные меры по сохранению СССР. Депутатская группа «Союз» призывала к введению чрез­вычайного положения и радикальным конституционным дейст­виям в защиту государственности, восстановлению эффектив­ной системы управления. Однако Горбачев занял двойственную позицию: с одной стороны, он отмежевывался от «чрезвычай­щины», с другой — разрабатывал проекты авторитарного управ­ления. Ему удалось 23 апреля организовать подписание совме­стного заявления союзных республик «О безотлагательных ме­рах по стабилизации обстановки в стране и возникшем кризисе», получившего известность как документ «9 + 1». В нем заключалась концепция Союза суверенных республик, полного демонтажа командно-административной системы на союзном уровне и выборов новых союзных органов власти. Участники заявления выступили против чрезвычайного поло­жения, но обратились к трудящимся с призывом прекратить забастовки. Заявление вызвало мощную критику как справа, так и слева, но способствовало временному примирению Горбачева и Ельцина, которые стали сотрудничать в подготовке нового Союзного договора.

12 июня 1991 г. прошли срочно организованные выборы президента РСФСР, коммунисты пытались добиться переноса срока выборов для лучшей организации своей предвыборной кампании, но не смогли. Ельцин сумел на волне широких де­мократических симпатий народа одержать убедительную победу над коммунистом-технократом Рыжковым и над другими кан­дидатами и вместе с Руцким, претендовавшим на должность вице-президента, получил 57,3% голосов. 10 июля Ельцин, вступая в должность, дал клятву «соблюдать Конституцию РСФСР» и «добросовестно выполнять президентские обязанно­сти». Президент заявил: «Великая Россия поднимется с колен!»

Ельцин обрел полную политическую независимость от цен­тра и теперь оставалось реализовать свое политическое превос­ходство над Горбачевым, который потерял возможности реаль­ного управления всеми республиками, но прежде всего Росси­ей — основой СССР. Понимая сложившуюся ситуацию, Горбачев пытается ускорить процесс реализации заявления «9+ 1» и оставить за собой элементы хоть какой-то власти и положение формального лидера, который пусть не управляет, но «царствует». Для достижения этой цели он форсирует созда­ние проекта нового Союзного договора. В подмосковной усадь­бе Новоогарево подготовительный комитет сформулировал к середине июня концепцию создания ССГ - Союза Суверен­ных Государств. Проект предусматривал чисто формальное единое государство, которое фактически не являлось даже кон­федерацией, так как все права и полномочия оставались за рес­публиками, а центр получал в лучшем случае эфемерные кон­сультативные функции. Консервативные лидеры увидели в проекте основу для легитимного развала СССР, а радикальные демократы тем не менее считали его недопустимой уступкой коммунистической идее Союза Республик.

На 20 августа было назначено подписание нового Союзного договора, который должен был заложить основу новой систе­мы государственного управления. Председатель ВС СССР А. И. Лукьянов призвал ввести в документ логичные положения о сохранении единого экономического пространства, единой банковской системы, о налоговых поступлениях в союзный бюджет, но эти предложения вызвали негативное отношение демократов, потребовавших полного суверенитета республик. Горбачев был поставлен в положение выбора: или решительно бороться за союзный договор с реальным наполнением полно­мочий центра, или окончательно сдаться экстремистам из демо­кратического лагеря.

Он предпринимает весьма хитроумную комбинацию, кото­рая могла позволить ему при всех возможных исходах событий остаться в Кремле пусть даже без функций прямого управле­ния. Одобрив в самых общих чертах решительные действия ря­да руководителей партии и правительства о введении чрезвы­чайных мер по сохранению Союза и тем самым общественно-политического конституционного строя, он отбыл на отдых в Крым и стал ожидать развития событий, рассчитывая в любом случае возвратиться в Москву и примкнуть к победившей сто­роне на правах президента.

Получив общее, хотя и аморфное согласие Горбачева, выс­шее руководство СССР предприняло попытку спасти конститу­ционный строй и союзное государство не вполне законными средствами.

19 августа было объявлено, что ввиду «болезни» Горбачева и невозможности исполнения им обязанностей президента создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Янаев, премьер-ми­нистр Павлов и восемь министров правительства СССР. От име­ни ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о не­обходимости защиты Конституции и Союзного государства от экстремистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска. В ответ президент РСФСР Ельцин объявил соз­дание ГКЧП незаконным, а его указы преступными деяниями.

Сложившаяся драматическая ситуация закончилась в ночь на 21 августа, когда погибло трое юных граждан, пытавшихся задержать в подземном тоннеле боевую колонну бронетехники. Часть членов ГКЧП срочно прибыли в Крым для встречи с Гор­бачевым, санкционировавшим ранее их действия, но он от них, естественно, отмежевался. Все члены ГКЧП были арестованы и просидели в тюрьме полгода вплоть до амнистии. Вернувшийся из крымского «заточения» Горбачев был подвергнут на сессии ВС РСФСР унизительному допросу с пристрастием и, не вы­держав давления, подписал указ о приостановлении деятельно­сти Коммунистической партии, Генеральным секретарем кото­рой он являлся. Были закрыты все коммунистические газеты, произведен захват партийной собственности, кое-где началась «охота на ведьм». Партия оказалась деморализованной и не смогла выступить в свою защиту. Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить задачу сохранения Советского Союза как федерации и сверхдержавы. Разгром ГКЧП оказался исключительно полезен демократической оппозиции, так как позволил ей перейти к радикальному захвату власти, к реши­тельному уничтожению противника - КПСС и ликвидации СССР. Это позволило ряду историков высказать предположе­ние, что путч был специально спровоцирован определенными силами именно для ускорения общественной реформации: «буржуазной контрреволюции», «демократической революции» (термины в зависимости от политической позиции автора).

В результате фактического уничтожения союзного центра в начале сентября был распущен ставший ненужным ВС СССР. Начался период переформирования всех государственных структур управления. Поскольку еще существовало союзное пространство, возникла необходимость согласования внешней и внутренней политики республик, для чего был образован Го­сударственный совет в составе президента СССР и первых должностных лиц республик. Для координации управления на­родным хозяйством был создан Межреспубликанский эконо­мический комитет. Госсовет одним из первых решений при­знал независимость прибалтийских республик, нарушив недав­но принятый закон о порядке выхода республик из Союза. 18 октября восемь республиканских лидеров подписали согла­шение — «Договор об экономическом сообществе».

Президент России категорично потребовал от очередного V съезда народных депутатов РСФСР новых дополнительных полномочий и получил их. На этом же съезде новым Председа­телем ВС РСФСР стал Р. И. Хасбулатов, ставший вскоре само­стоятельной политической фигурой. Российское руководство в условиях обретения полноты своей власти перешло к более сдержанной политике в отношении сепаратизма, стало высту­пать с заявлениями о государственной целостности России, о правах русских в других республиках, о проблеме Крыма и дру­гих территориальных вопросах, о важности предотвращения окончательного распада союзного пространства. Была даже предпринята попытка возобновления новоогаревского процесса и подписания договора о конфедерации в виде ССГ. Однако поезд сепаратизма далеко ушел вперед, и национальные элиты бывших союзных республик не собирались отдавать свою власть или вновь делиться ею с Кремлем.

Российское руководство без особого сопротивления быстро согласилось с требованиями республик и с настойчивыми тре­бованиями космополитической демократической общественно­сти о юридическом закреплении развала ненавистной «совет­ской империи». 1 декабря на Украине состоялся референдум, в ходе которого граждане республики, видя сложившуюся ситуа­цию, поддержали идею образования независимого государства. Ельцин немедленно заявил о признании независимости суве­ренной Украины. Российское руководство в этих условиях взя­ло на вооружение концепцию Бурбулиса о провозглашении эфемерного Содружества Независимых Государств для оконча­тельного разделения полностью суверенных республик. 8 декаб­ря в белорусской резиденции «Беловежская Пуща» тайно от Горбачева и от всех народов тремя президентами — России, Ук­раины и Белоруссии были подписаны документы о прекраще­нии функционирования СССР и создании СНГ, о чем немед­ленно первому сообщили президенту США Бушу. Эти решения не оставляли места для создания союзных органов управления и планировали только координацию действий в ряде стратегиче­ских направлений внешней и внутренней политики. Оскорб­ленный Горбачев расценил эти решения как конституционный переворот, однако не стал сопротивляться его осуществлению. Выторговав у Ельцина пенсию и здания для своего фонда, он объявил по телевидению о снятии с себя полномочий президента СССР. Последним аккордом в драматических событиях 1991 г. стало решение сессии ВС РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией — Россией. Наступил принципиально новый этап в развитии российской государст­венности и управления.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: