Глава 11. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ 60-80-х гг. XX в.
Новый этап политического и социально-экономического развития СССР, связываемый в литературе с именем Л. И. Брежнева, начался отнюдь не с приходом его к руководству в 1964 г., а с конца 60-х гг., когда произошли такие внешнеполитические события, как подавление Организацией Варшавского договора первой чехословацкой либеральной революции, осуществлявшейся под лозунгом «демократического социализма», волнения в Польше, обострение отношений с Китаем, усиление напряженности в отношениях с США в связи с их агрессией во Вьетнаме. Все это стимулировало, с одной стороны, усилия по укреплению обороноспособности и централизованного управления, а с другой стороны, содействовало активизации борьбы с попытками нетрадиционного («оппортунистического», «ревизионистского») толкования социалистической идеологии, в том числе в управленческой сфере.
В начале своей деятельности в качестве первого лица в государстве Брежнев не имел не только своей программы действий, но даже не стремился ее сформировать, осмыслить, что было достаточно редким случаем не только в отечественной, но и в мировой истории.
|
|
Брежнев значительно укрепил власть коммунистической политической элиты, именовавшейся официально номенклатурой. Важнейшим элементом системы был партийный аппарат, который подменял выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Аппарат при ЦК составил более 4000 человек, работавших в его более чем 20 отделах. Параллельно функционировало около 100 министерств и ведомств. Депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами, а советская власть выполняла функцию ширмы для всевластия в государстве аппарата партии. По многим показателям политическая брежневская система «развитого социализма» весьма напоминала сталинскую, но без ее ведущей карательно-репрессивной функции. Сам Брежнев не был вождем или диктатором сталинского образца. Мнение о том, что он реанимировал сталинизм или проводил в жизнь неосталинизм, не совсем корректно. Все, что было положительно апробировано при Сталине и дало необходимый результат, возвращалось немедленно в управленческую практику. При этом не все хрущевские реформы были полностью перечеркнуты. Для Брежнева гораздо более важно было устранить радикальный дух безудержного реформаторства и, как стали говорить, волюнтаризма, ввести преобразования в русло продуманности, постепенности, стабильности, и в этом он более чем преуспел.
Проведенные в 1965 г. пленумы ЦК КПСС приняли решения, подготовленные Косыгиным и его окружением. Председатель Совмина Косыгин, по общему мнению, значительно превосходил Брежнева по компетентности в экономических вопросах и профессионализму в управлении и был еще в большей степени, чем Брежнев, прагматик и технократ. Все идеологические и политические кампании он оценивал с позиций полезности для развития производства (особенно легкой промышленности), совершенствования системы управления на основе ограниченной и контролируемой децентрализации, воспитания нового поколения хозяйственных руководителей. До середины 70-х гг. в руководстве существовало скрытое противоборство Косыгина и Брежнева, закончившееся победой последнего.
|
|
Советская экономика при Брежневе представляла собой непростой феномен, который нельзя определить однозначно термином «застой». Ориентация Брежнева на стабильность и отказ от реформ имела под собой обоснование, заключавшееся в определенном, постепенно развивающемся по нисходящей, но росте экономики. С 1970 по 1988 г. общее промышленное производство в СССР возросло в 2,38 раза против 1,32 раза в Англии, 1,33 - в ФРГ, 1,48 - во Франции, 1,68 - в США, в 2,0 -в Японии. Среднегодовые темпы роста общественного производства постепенно снижались, но это было, бесспорно, связано с возрастанием его абсолютных объемов. Объем законченного общественного продукта в СССР за 1960 г. был превышен в 1970 г. в 2,1 раза, в 1980 г. — в 3,5 раза, а в 1988 г. — в 4,7 раза.
Сущность политики Брежнева заключалась в сохранении достигнутых темпов производства и экстенсивном расширении производственных мощностей. СССР фактически «проспал» информационную революцию компьютеризацию. Второй космический прорыв в науке и производстве не удался. В то время как США, Западная Европа и Япония развивались в постиндустриальном направлении модернизации, советская экономика оставалась на рельсах традиционализма. Именно в этом заключается самый, может быть, главный методологический просчет брежневского руководства, ибо все, что не развивается -- останавливается и умирает. Буквального застоя в экономике не было, до системного кризиса было еще далеко, но негативная тенденция замедления социально-экономического развития четко обозначилась. Это был симптом тяжелой болезни, но настоящих «врачей» рядом с Брежневым не оказалось ни в прямом, ни в переносном (политическом) смысле слова.
Правление Брежнева явилось периодом утверждения консервативного традиционалистского, условно говоря, неосталинского политического режима. В деятельности партийно-государственного аппарата господствовал принцип бюрократического централизма, в политической элите доминировали связи своеобразного вассалитета нижестоящих к вышестоящим деятелям, отношения личной преданности.
На XXIII съезде КПСС в 1966 г. были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии, восстановлено название «генеральный секретарь ЦК КПСС»., Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя ВС СССР и Председателя Совета Обороны. Первоначально Брежнев проявлял себя как энергичный и достаточно компетентный руководитель и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие нового коммунистического культа своей личности. Но несмотря на все усилия, предпринятые государственной идеологической машиной, культ в пропаганде не привел к культу в массовом общественном сознании, ибо, во-первых, после столь «великой и страшной» личности, как Сталин, заурядной фигуре Брежнева претендовать на всеобщее почитание было практически невозможно, если не сказать глупо и смешно. Во-вторых, для культа нужны особые социально-психологические условия, которые отсутствовали в относительно спокойной атмосфере 70-х гг. XX в.
|
|
Начиная с середины 70-х гг. в силу резкого ослабления здоровья Брежнева реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа олигархов в составе Андропова, Громыко, Устинова, Суслова, в какой-то мере Черненко, которая вместе с Брежневым фактически решала все принципиальнейшие вопросы. Косыгин был оттеснен в сторону и фактически лишен политических полномочий. По-прежнему сохранял свои позиции Секретариат ЦК КПСС, 20 отделов которого все более дублировали и подменяли министерства правительства. Через эти отделы осуществлялось так называемое политическое, а фактически прямое руководство отраслями народного хозяйства. Аналогичное положение сложилось и на местах, где республиканские ЦК, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и направляли деятельность советских и хозяйственных организаций.
В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система. Министерства занимались перспективным и годовым планированием развития соответствующей отрасли, утверждало штаты центрального управления, положения о главках, контролировало их деятельность. Развитие управленческой системы шло замедленным эволюционным путем - через создание новых структур, перераспределение ответственности в рамках министерств и ведомств, изменение системы показателей, адаптацию к новым задачам. Все эти годы декларировался, прорабатывался, но плохо осуществлялся курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности.
Структура управляющей системы, т. е. постоянный состав подразделений, основанный на жестком штатном расписании, где все должности управленческих работников зафиксированы, а их обязанности регламентированы, была рациональна в условиях стабильной номенклатуры изделий и значительных объемов производства. Начиная со второй половины 70-х гг. она все сильнее стала расходиться с потребностями экономики, в частности не давала возможности гибко реагировать на изменяющиеся цели производства.
|
|
С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления: министерство—производственное объединение—предприятие. Поиск решения шел опытным путем организации хозрасчетных объединений, путем прямого давления партийных органов на министерства с требованием переходить на эту систему управления. Однако многие предприятия и даже объединения были по-прежнему бесправны в вопросах собственного развития, материального стимулирования работников, распределения жилья. Централизация управления, позволявшая ранее концентрировать ресурсы на важнейших объектах в период строительства индустрии и освоения производств, теперь становилась отрицательным фактором, способствуя неоперативности, негибкости, бюрократизму в худшем, невеберовском смысле этого слова.
Необходимость согласования интересов территорий и ведомств, являющаяся серьезнейшей управленческой проблемой, привела к появлению довольно устойчивых механизмов: создавались советы директоров, штабы по координации и контролю за строительством, практиковалась организация постоянных и временных партийных групп. Все эти структуры формировались по инициативе партийных органов. Государственную структуру, которая могла бы эффективно выполнять функции согласования ведомственных интересов при строительстве и освоении производств, создать не удалось. Именно через партийные органы шло согласование планов развития.
К концу 70-х гг. развитие производства подошло к качественно новому рубежу — появлению производственно-территориальных комплексов, что потребовало и новых форм управления. С 1979 г. стали формироваться территориально-производственные органы управления.
Имевшаяся система оценки деятельности предприятий — по валу — недостаточно стимулировала внедрение новой техники и переход на выпуск новой продукции. Эта проблема осознавалась на всех уровнях управления, и предпринимались попытки ее решить. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 14 июня 1983 г. вводились новые критерии по выполнению плановых заданий, по объему реализованной продукции, исходя из договорных обязательств, по номенклатуре, качеству и срокам, а также по росту производительности труда, снижению затрат и повышению технического уровня производства. Добиться действительной оценки деятельности предприятий по этим критериям не удалось. Базовым критерием оставался пресловутый «вал». Много внимания уделялось проблеме улучшения планирования. Достижением следует считать появление во второй половине 70-х гг. территориально отраслевых программ интенсификации экономики отдельных регионов. Постепенно, хотя очень медленно и непоследовательно, расширялись права производственных объединений. Взятый курс на развитие бригадных форм организации труда требовал расширения самостоятельности низовых структур — бригад, предприятий и передачи им части управленческих функций. Реализация этого курса столкнулась с рядом серьезнейших трудностей юридического, организационного, финансового характера, проблемами научной организации труда (НОТ), психологической неготовностью руководителей предприятий. Как явление хозрасчетные бригады состоялись и заняли серьезное место в трудовых коллективах промышленных предприятий, но их создание шло под давлением партийных структур при сопротивлении администрации. В целом вследствие установившегося бюрократического централизма и слабых горизонтальных связей предприятий управленческие реформы не привели к заметным сдвигам.
В сельском хозяйстве развивалась межотраслевая интеграция колхозов и совхозов с обрабатывающими предприятиями и научно-исследовательскими организациями. Появились районные, областные и республиканские агропромышленные объединения. Во главе их стоял совет объединения и имелся распорядительный орган — президиум. Всю новую систему возглавила сначала комиссия при СМ, преобразованная впоследствии в Госагропром СССР. Первоначальные функции координации министерств и ведомств соответствующего профиля естественным образом были заменены на функции бюрократического централизованного управления.
В целом в стране шел бурный рост министерств, ведомств, госкомитетов, общее число которых достигло 100 в 1980 г.[393] Особенно усилился военно-промышленный комплекс, обеспечивший в условиях «холодной войны» стратегический паритет СССР и США.
Особую роль в функционировании политического управления страной играл КГБ СССР во главе с Андроповым, который являлся членом Политбюро ЦК КПСС и членом правительства. В своей деятельности он опирался, как во всех министерствах, на коллегию и партком, но располагал колоссальным аппаратом в центре и на местах. В КГБ насчитывалось вместе с погранвойсками 400 тыс. человек, из которых около 90 тыс. служили непосредственными сотрудниками. Это делало КГБ совершенно уникальным политическим институтом, способным влиять на развитие всей государственной жизни. В составе аппарата КГБ имелось 5 главных управлений: разведки, контрразведки, погранохраны, спецсвязи, охраны Конституции (фактически подавление инакомыслия) и 11 технических управлений. Среди этих управлений особое значение приобрело пятое управление по охране Конституции, которое занималось фактически контролем идеологической деятельности противников существующего конституционного строя.