Литература
Американский кинематограф 20-30-Х г.г.
Тема 5.
Литература
Отечественный кинематограф 20-30-Х г.г.
Становление советской кинематографии. Декрет о национализации кинематографии. Открытие ВГИКа в 1919 г. «Три ленинских направления» в советском кино: хронико-документальное, научно-популярное, игровое. Агитационные пароходы и поезда. Военно-революционная романтика в первом русском боевике И.Н.Перестиани «Красные дьяволята». Вестерн на отечественном материале – «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Л.В.Кулешова.
Деятельность объединения «киноки». Дзига Вертов (Д.А.Кауфман) о документальном кино как средстве познания «жизни врасплох». Разнообразие монтажных приемов в фильме Д.Вертова «Человек с киноаппаратом».
Зарождение национального кино: М.Чиаурели, А.Бек-Назаров, Ю.Тарич. Социально-психологические проблемы нового общества и их отражение в фильмах Ф.Эрмлера и А.Роома. Сатирические комедии Я.Протазанова.
Деятельность фабрики эксцентричного актера (ФЭКС): Л.Трауберг и Г.Козинцев.
Авангардистское мышление С.М. Эйзенштейна. «Монтаж аттракционов» как собственно кинематографическое мышление. Эпическо-трагическое звучание конкретной истории в фильме «Броненосец Потемкин». Феномен толпы и «типажа» в фильмах «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь».
Поэтический мир А. Довженко. Психологизм и выразительная пластика в фильмах Вс.Пудовкина.
«Путевка в жизнь» Н.Экка - первый звуковой советский фильм.
Историко-революционные фильмы Г.Козинцева и Л.Трауберга, бр. Г. и С. Васильевых. Исторический жанр: В.Петров, С.Эйзенштейн, И.Савченко. Образы вождей в фильмах С.Юткевича, М.Чиаурели, М.Ромма. Музыкальные комедии Г.Александрова и И.Пырьева.
Советская мифология в лицах любимых актеров: Л.Орловой, М.Ладыниной, Н.Крючкова, Б.Бабочкина, Н.Черкасова, И.Ильинского, С.Столярова, Б.Чиркова, В.Серовой, Б.Андреева, П.Алейникова.
Основная:
1. Век кино. М., 1996.
2. Зоркая Н. История советского кино. М. 2005.
3. Нусинова Н. Когда мы в Россию вернемся: Русское кинематографическое зарубежье, 1918 – 1939. М., 2004
4. Страницы истории отечественного кино. М., 2006
5. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998
6. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2007.
Дополнительная:
7. Домашняя синематека. Отечественное кино: 1918 – 1996. М., 1996.
8. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.:1961
9. Вертов Д. Из наследия. Т. 1. М., 2004
10. Трошин А.С. С. М. Эйзенштейн. Монтаж. М., 2000.
11. Эйзенштейн С. Собр.соч. в 6 т.т. М., 1964.
12. Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1993.
Доступность литературы:
№ 1, 4, 5, 6,12 – в библиотеке гуманитарного университета
№ 2, 3, 7 – 11 – в публичной библиотеке им. В. Г. Белинского
Голливуд эпохи «просперити». Тип экранного американца эпохи процветания. «Первая волна киноэмиграции из Европы. Фильмы Э. фон Штрогейма, Э.Любича, С. де Милля. Р.Флаэрти – основоположник кинодокументалистики США.
Создание американской киноакадемии (1927). Премия «Оскар».
Голливуд в годы «великой депрессии». «Борьба с аморальностью» на экране («кодекс Хейса»). Конвейерное производство фильмов. Возникновение новых жанров: музыкальное ревю и мюзикл. Музыкальная комедия (братья Маркс). Мультипликация У.Диснея.
«Дилижанс» Дж.Форда – вершина жанра «вестерн».
Работа по освоению возможностей звука как выразительного средства кино О.Уэллса.
Единство эпического и лирического в мелодраме В.Флеминга «Унесенные ветром».
Звезды Голливуда: В.Ли, Б.Дэвис, Дж.Гарленд, Ш.Темпл, Л.Оливье, Г.Купер, Х.Богарт. «Роковые женщины»: Г.Гарбо и М.Дитрих.
Ведущие режиссеры: Ч.Чаплин, У.Уайлер, Дж.Форд, О.Уэллс, А.Хичкок.
Основная:
1. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998.
2.Энциклопедия кино. США. М., 2003
Дополнительная:
3. Век кино. М., 1996
4. Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М., 2002
5. Мусский И.А. 100 великих зарубежных фильмов. М., 2006
6. Трепакова А.В. Ценности американского кино. Жанры. Образы. Идеи. М., 2007
7. Чаплин Ч. Моя биография. М., 2000
Доступность литературы:
№ 1, 3, – в библиотеке гуманитарного университета
№ 2, 4, 5, 6, 7 – в публичной библиотеке им. В. Г. Белинского