Дополнительная. Российский кинематограф двухтысячных

Литература

Литература

Звезды немого кино

IV. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Российский кинематограф двухтысячных

Отношение к советскому прошлому: ностальгия, травмы, критика. Зрелые советские режиссеры отвечают вызовам пересмотра истории: В. Абдрашитов «Магнитные бури», А. Миндадзе «В субботу», С. Соловьев «Асса 2», «Петя по дороге в Царствие Небесное» Н. Досталя, «Край» А. Учителя. Диагностика болезней общества в творчестве А. Балабанова.

Проблема «отцов» и «детей» в фильмах «Вор», «Водитель для Веры» П. Чухрая, «Свои» Д. Месхиева, «Стиляги» В. Тодоровского.

Метафизический кинематограф А. Звягинцева и А. Сокурова.

Кинодок. Творчество В. Германики

Российская повседневность в фильмах Б. Хлебникова, А. Попогребского, В Сигарева, Н. Хомерики, А. Мизгирева.

Поиски нового языка кино в фильмах С. Лобана.

Литература

Основная:

1. Новейшая история отечественного кино. 1986 – 2000. В 7 т.т. 2002 – 2007

2. Туровская. М. «Герои “безгеройного времени” (заметки о неканонических жанрах)» [Электронный ресурс - https://seance.ru/library/]

Дополнительная:

1. «Сокуров. Части речи.» Издательство «Мастерская Сеанс», СПб., 2011

2. https://seance.ru/category/names/balabanov-aleksey/

3. https://seance.ru/category/names/zviagintsev-andrey/

Доступность литературы:

Интернет-ресурсы.

Тема 2. Ведущие жанры раннего кинематографа.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø познакомятся с ранними жанрами кинематографа

Ø сформируют представления о звездах немого кино

Ø поймут, в чем новизна открытий Ч. Чаплина

Основные понятия и персоналии: мелодрама, комедия «затрещин», вестерн, Макс Линдер, Бастер Китон, Дуглас Фэрбенкс, Лилиан Гиш, Аста Нильсен, Валентино, Вера Холодная, Иван Мозжухин

Вопросы:

1. Почему жанр комедии доминировал в раннем кинематографе?

2. Комедии-триллеры Г. Ллойда

3. Мелодраматические сюжеты в раннем кинематографе, амплуа жертв, любовников, злодеев.

4. Фильмы раннего Чаплина: общее и особенное при сравнении с героями М. Линдера, Б. Китона и Г. Ллойда

5. Маска и характер в фильмах Ч. Чаплина

6. Гражданская позиция Ч. Чаплина – фильм «Великий диктатор»

7. Почему Ч. Чаплин понятен всем?

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü знают звезд немого кино

ü понимают природу чаплиновского юмора

ü умеют находить специфику жанров немого кино;

Основная:

1. Гинзбург С.C. Кинематография дореволюционной России / С. С. Гинзбург. — М.: Аграф, 2007. — 490 с.

2. Звезды немого кино: [сб. ст.]. - Москва; Владимир: АСТ Зебра Е: ВКТ, 2008. - 330 с.

3. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998.

Дополнительная:

4. Век кино. М., 1996

5. Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М., 2002

6. Нусинова Н.И. Когда мы в Россию вернемся: Русское кинематографическое зарубежье, 1918 – 1939. М., 2004.

7. Самутина Н. Раннее кино как

7. Чаплин Ч. Моя биография. М., 2000.

8. Энциклопедия кино. США. М., 2003

Тема 4. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ 20-30-х г.г.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø познакомятся с творчеством С М. Эйзенштейна.

Ø сформируют представления об открытиях мастера в области монтажа

Ø поймут, в чем новаторство режиссера

Основные понятия и персоналии: монтаж «аттракционов», интеллектуальный монтаж, вертикальный монтаж, принцип контрапункта, С. М. Эйзенштейн, Н. Клейман

Вопросы:

1. Тема революционной массы в фильмах «Стачка», «Октябрь», «Броненоец Потемкин»

2. Историческая достоверность и художественная условность в творчестве С. М. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный»,)

3. Эйзенштейн и советская цензура.

4. Советская эксцентрическая комедия. Критика буржуазности в комедиях Я. Протазанова.

5. Проблемы нового быта в советских комедиях – «Третья Мещанская» А. Роома.

6. Советская музыкальная комедия. Творчество Г. Александрова и Л. Орловой.

Основная:

1. Трошин А.С. С. М. Эйзенштейн. Монтаж. М., 2000.

2. Эйзенштейн С. Собр.соч. в 6 т.т. М., 1964

3. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998

4. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2007.

5. Добренко Е. Советское кино и сталинский исторический нарратив. М.: НЛО, 2008

6. Зоркая Н. История советского кино. М. 2005.

7. Рошаль Л. Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет на фоне эпохи. М., 2007.

Тема 9. Отечественный кинематограф: от «оттепели» до «постперестройки»

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø познакомятся с развитием отечественного кинематографа второй половины ХХ века

Ø сформируют представления об основных проблемах советского кинематографа

Ø узнают о месте советского кинематографа в мире

Основные понятия и персоналии: «оттепель», поэтический кинематограф, авторское кино, М. Калатозов, Г. Чухрай, А Столпер, Л. Кулиджанов, В. Мотыль, А. Тарковский, Э. Рязанов, А. Герман, Л. Шепитько, М. Швейцер, В.Шукши, С. Параджанов, О. Иоселиани, Т. Абуладзе, Г. Данелия, М. Хуциев, В. Абдрашитов, Д. Асанова, С. Соловьев, М. Калик, К. Муратова

Вопросы:

  1. Эволюция темы войны в кинематографе конца 50-х – 70-х. (Л. Кулиджанов, М. Калатозов, Г. Чухрай, А. Тарковский, А. Герман, В. Мотыль, Л. Шепитько)
  2. «Поэтический кинематограф»: новое мировоззрение, новая городская реальность, основные сюжеты и герои
  3. Национальные варианты «авторского кино» (С. Параджанов, Т. Абуладзе, О. Иоселиани)
  4. Режиссерский портрет А. Тарковского: поэтика фильмов
  5. Антропологические портреты современников в фильмах В. Абдрашитова, С. Соловьева, К. Муратовой

Литература

Основная:

1. Зоркая Н. История советского кино. М. 2005.

2. Юренев Р. Краткая история кино. М., 1998.

Дополнительная:

3. Тарковский А. Запечатленное время. М., 1997

4.. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студентов вузов / С. И. Фрейлих. — 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2008. — 508, [1] с. — (Gaudeamus) (Учебник для вузов). — Рек. М-вом культуры РФ для вузов

5. Церетели. К. Сергей Параджанов. Исповедь. СПб., 2001


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: