Попытки Англии «открыть» Китай

J 76


Маньчжуры позаботились о том, чтобы усилить разграничение между различными слоями в обществе, и особенно внутри господствующего класса. Принадлежность к определенному рангу подчеркивалась обычаями, жизненными условиями, качеством и формой одежды, шариками на шапках, высотой и убранством жилищ, цветом черепицы на крышах, пышностью выездов. Простолюдины не имели права носить шелковую одежду и 'какие-либо украшения.

Государственный строй Цинской империи копировал образцы прежних китайских феодальных держав. Император (богдыхан) был неограниченным владыкой страны. Высшими органами при нем считались Государственная канцелярия, Государственный совет, Военный совет. Исполнительная власть согласно давней китайской традиции осуществлялась шестью ведомствами: чинов, налогов, обрядов, военным, судебным и ведомством работ. Маньчжуры не ликвидировали палаты инспекторов, но лишили ее сколько-нибудь серьезного значения.

Цины сохранили прежнее административное устройство империи, территория которой делилась на провинции (во Внутреннем Китае их было 18), на округи и уезды. Создание крупных наместничеств, объединявших две-три провинции, должно было усилить экономическую и политическую раздробленность в стране. Возведение внутренних барьеров могло воспрепятствовать совместному выступлению китайцев. Наместниками до середины XIX в. назначали только маньчжуров.

Низшими общинно-административными единицами в деревне считались стодворки и десятидворки Эти мельчайшие организации основывались на территориальном принципе, но имели соседские или кровнородственные связи. Круговая порука и общая ответственность перед начальством опутывали десятидворки. Во главе низовых деревенских организаций стояли старосты, которые следили за своевременной уплатой налогов и ренты, выполнением повинностей, занимались надзором за крестьянами, поимкой беглых, доносами начальству. Завоеватели, воссоздавая государственный аппарат, обещали назначать на высшие должности и маньчжуров, и китайцев, но порядок этот не соблюдался. Вакансии, выделенные для китайцев, преднамеренно оставляли незанятыми, а если и назначали китайцев, то они должны были подчиняться маньчжурам. Кандидаты на чиновничьи должности, как и прежде, должны были сдавать экзамены на так называемые ученые степени. Очень часто правительство продавало должности или они доставались чиновникам, покровительствуемым влиятельными лицами. Лихоимство и взяточничество процветали.

Военная сила, на которую опирался цинский императорский двор, состояла из привилегированных восьмизнаменных частей, расквартированных в районе столицы и в провинциях. Командиры и солдаты получали доход с земель и жалованье. Со временем это войско перестало совершенствоваться в военном деле и потеряло свою боеспособность. В жалком состоянии находились войска «зеленого знамени», формировавшиеся из китайцев. Они имели плохое вооружение, их нерегулярно снабжали довольствием. Командирами в китайских соединениях были маньчжуры.

В Цинской империи существовала сложная и очень действенная система слежки в учреждениях, в городе и деревне. Старосты десятидворок были наделены полицейскими функциями. Старикам поручались надзор и особая опека над молодежью. Строжайший учет и круговая порука позволяли вмешиваться в дела семьи, строго следить за настроениями, поведением и передвижением жителей. За каждое нару-

12 Заказ 70


шение правил жителей жестоко наказывали. Цинскими властями был издан свод законов в виде подробного перечня преступлений и наказаний.,

Маньчжурские князья, которые были в прошлом шаманистами, став властителями Китая, признали китайские религии и использовали их в своих интересах. Наиболее распространенной религией оставался буддизм, сосуществовавший с даосской религией, мусульманством и христианством. Но главной господствующей идеологией было конфуцианство в его средневековой реформированной в XII в. философом Чжу Си форме. Конфуцианские принципы, требовавшие беспрекословного подчинения младших старшим и начальникам, полная покорность освященным древностью традициям, возвеличивание власти императора, Сына неба, — все это служило интересам новых хозяев страны. Каноны конфуцианцев считались основой всякого образования, их взгляды определяли правовые нормы, а обряды были для всех обязательными. Маньчжурские императоры, особенно Канси (1662—1722) и Цяньлун (1736— 1796), широко использовали конфуцианское учение для укрепления своей власти. На основании конфуцианской морали Цины проводили борьбу и жесточайшие репрессии против патриотов, вольнодумцев, передовых ученых и писателей. Многие десятилетия XVII—XVIII вв. не прекращались меры, направленные на подавление всего прогрессивного и упрочение маньчжурской власти в Китае.

Завоевательная политика цинского правительства

Укрепив свое положение в стране, маньчжурские феодалы перешли к захватнической внешней политике. Они начали многолетнюю войну с монголами и Джунгарским ханством, совершали походы против тибетцев, против русских поселений на Амуре, в Бирму и Вьетнам. Одной из главных задач внешней политики богдыханы считали уничтожение Джунгарского ханства. С этой целью применяли методы экономического нажима, политических интриг и военного вмешательства. Цины запретили вывоз чая и других товаров, потребителями которых издавна были кочевники Центральной Азии. Китайские дипломаты приложили много усилий для того, чтобы рассорить джунгарских родоплеменных вождей и ханских отпрысков. В результате в Джунгарии вспыхнула борьба за престолонаследие, которая ослабила силы ханства.

Во время одной из междоусобиц, после жестокого поражения, в 1755 г. из Джунгарии в Китай бежал хан Амурсана. Он рассчитывал на поддержку богдыхана, чтобы вернуть себе престол. Император Цяньлун, пользуясь случаем, выслал войска на помощь Амурсане. В действительности маньчжуро-китайские армии, оснащенные пушками и мушкетами, выступили на покорение Центральной Азии. Амурсана не был восстановлен у власти. Обманутые джунгары подняли восстание, которое Цины жестоко подавили. К 1758 г. вся Джунгария оказалась завоеванной, мужское население страны было почти поголовно вырезано. На опустошенных землях создавались военные поселения, куда переселяли китайских крестьян, превращая их >в солдат-землепашцев. В 1758 г. цинские войска покорили Кашгарию. Вместе с Джунгарией эта громадная территория вошла в состав империи и впоследствии стала называться Синьцзян. В XVIII, XIX и даже в начале XX в. этот край был еще очень мало заселен.


Цинская держава вела также захватнические войны против Тибета. В 1720 г. маньчжурским войскам удалось занять восточную часть страны. Однако вскоре там вспыхнуло восстание объединенных сил тибетцев. Цины не раз посылали сильное войско против этого теократического государства и после длительных войн оккупировали его. В Лхасу был назначен специальный резидент, власть которого приравнивалась к власти Далай-ламы и Панчен-ламы. Тибетское государство вошло в состав Цинской империи как полусамостоятельная ее часть.

Экспансионистская политика правителей Китая распространилась и на Индокитай. В 1765 и 1769 гг. цинские войска совершили походы в Бирму. Эти захватнические экспедиции были безуспешными, но княжества на севере Бирмы согласились выплачивать небольшую дань. В результате войны 1788—1790 гг. символическую вассальную зависимость от Китая признал Вьетнам. Корея считалась вассалом Цинов с 30-х годов XVII в. Непал также согласился платить дань Китаю.

К концу XVIII в. Цинская империя включала громадные территории, завоеванные у соседей Китая. Но земли эти в большинстве своем оставались незаселенными и необжитыми. Агрессивная политика Цинов привела к разорению экономики или даже истреблению населения завоеванных стран и ухудшила напряженное положение хозяйства собственно Китая.

Тайные общества

Крестьянские движения в XVI—XVII вв. были лишены религиозных покровов, но после маньчжурского завоевания в них все чаще активно участвовали различные секты. Феодальная реакция, возобладавшая в Китае, вызвала к жизни сугубо средневековые формы и методы борьбы народа, изнывавшего под двойным гнетом. По всей стране раскинули свою сеть тайные мистические общества. Помимо религиозных задач они ставили прямую цель свержения маньчжурского ига. Вся деятельность их была глубоко законспирированной.

Одно из крупнейших тайных обществ, «Саньхэхуй» («Общество Триады»), возникло в Фуцзяни около 1674 г. и было основано воинами, не пожелавшими сдаться маньчжурам и выполнить требование о бритье головы. Горный монастырь Шаолинсы стал главной базой их деятельности. В 1684 г. по приказу богдыхана войска осадили монастырь и сожгли его. Согласно преданию, пятеро спасшихся монахов отправились в странствия и начали вербовать сторонников. Призывы их нашли широкий отклик. Несмотря на то что вступление в общество было сопряжено со всякими трудностями, число его членов постепенно увеличивалось, массы людей с побережья вступили в его ряды. В пров. Цзянси большинство населения участвовало в тайных обществах.

Вторая крупная религиозная организация «Гэлаохуй» («Общество Старших братьев») возникла в конце XVIII в. В общество вступали крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы, но людей низших профессий (уборщиков учреждений, цирюльников, актеров) в него не принимали. Наибольшей популярностью это общество пользовалось среди населения долины Янцзы, оно выдвигало требование не покоряться маньчжурам.

Старейшее религиозное «Общество Белого лотоса» к тому времени насчитывало огромное количество участников и в течение минувших веков создало свои основные организации в пров. Шаньдун и других районах севера. Оно неоднократно подготавливало крупные народные

12*


восстания и уходило в глубокое подполье. В XVIII в. его деятельность приобрела антиманьчжурскую направленность.

Для вступления в тайное общество нужно было пройти различные испытания, принести клятву, связывавшую человека на всю жизнь. Члены общества обязаны были превыше всего сохранять тайну и подчиняться дисциплине, а также соблюдать многочисленные уставы, запреты и мистические обряды. Организации пристально следили за жизнью своих членов.

Главным лозунгом тайных обществ стало требование свержения власти маньчжуров и восстановления китайской династии Мин, т. е. восстановления национального государства и уничтожения власти иноземцев. Принося клятву, вступавшие в общество объявляли о своей смертельной вражде к завоевателям и обещали бороться против них не щадя жизни.

Члены тайных обществ считали взаимную помощь одной из главных своих заповедей. Для крестьян дружеская выручка в трудных условиях жизни имела большое значение, что и способствовало их массовому вступлению в эти организации. Члены тайных обществ имели и чисто религиозные обязанности: исполняли буддийские или даосские обряды, подчинялись духовным покровителям. Общее идейное содержание их религиозной проповеди заключало в себе идею равенства и справедливости.

Классовый состав тайных обществ был неоднородным: большинство их составляли крестьяне, за ними следовали городские низы. Некоторые организации принимали всех прошедших искус, в том числе нищих и бездомных бродяг. В тайные общества входили большинство средних и мелких торговцев, а также помещики, чиновники или богатые купцы, если они считали себя непримиримыми врагами маньчжуров.

Принцип суровой конспирации строго соблюдался всеми. Нарушение тайны и измену общество карало смертью. Рядовые члены знали обычно лишь четырех товарищей из пятерки, к которой сами принадлежали. Такая организация предотвращала провал. Члены обществ узнавали друг друга по особой манере держать палочки во время еды, по порядку расставленной посуды, по многим тайным паролям и знакам. Маньчжурские феодалы уже в первые годы после вторжения в Китай осознали опасность тайных обществ, и императоры издавали приказы казнить на месте без суда и следствия их членов. Несмотря на репрессии, число антиманьчжурских обществ неуклонно возрастало, и они становились хотя и тайной, но массовой силой. Их деятельность иногда проявлялась во внезапных убийствах маньчжуров или местных представителей господствующего класса. Но главное направление их деятельности заключалось в подготовке и организации народных восстаний.

Народные восстания в XVIII и начале XIX в.

В период маньчжурского ига в Китае крестьянскими выступлениями руководили тайные общества. Исключение составляли восстания коренных жителей юго-западных окраин. Согласно приказу Канси 1704 г. в Хунани, Гуйчжоу, Юньнани и Гуанси вместо прежнего родоплеменного управления во главе с местными старейшинами (тусы) создавались те же органы административной власти, что и во всей империи. Следом за появлением маньчжурской администрации начались захваты земель и имущества местных жителей. Новые власти облагали


население непомерными налогами и жестоко обращались с ним. Чиновники, помещики, ростовщики создавали вооруженные отряды и притесняли туземцев.

В 1735 г. в Гуйчжоу началось восстание народности мяо, которое охватило несколько провинций. Повстанцы упорно защищали свою землю. Маньчжурские войска несли огромные потери, но все же овладели значительной территорией. Однако племена не складывали оружия. В 1772 г. восстали цзиньгуаньские племена в Сычуани. Цины стянули на юго-запад много войск и расправлялись с повстанцами с крайней жестокостью. Но едва им удавалось подавить движение в одном районе, оно возникало в другом. Даже в начале XIX в. эта внутренняя война не закончилась. На северо-западе также происходили волнения. В 1783 г. восстало мусульманское население провинции Ганьсу.

Но наиболее опасными для цинского режима были восстания, подготовленные тайными обществами. Они вспыхивали внезапно и принимали характер массовых антиманьчжурских движений. Одним из районов упорной борьбы стал о-в Тайвань, где богдыханы установили жестокий режим. Новые властители захватывали земли, взимали налоги выше, чем на материке. Переселение и торговые связи с побережьем строго ограничивались. Самовольство цинских чиновников не имело предела. В 1721 г. тайваньцы подняли восстание, и их 30-тысячное войско овладело большим числом населенных пунктов, в которых реставрировало порядки прежнего китайского государства. Маньчжуры переправили крупное войско на Тайвань и после кровопролитных сражений подавили движение. Но в 1787—1788 гг. тайваньская организация тайного «Общества Триады» подготовила новое выступление. Отряды, руководимые этим обществом, заняли города на севере и на юге острова и удерживали их в течение двух лет. Затратив много сил и средств, Цины подавили восстание, но общество продолжало свою тайную деятельность.

В 70-х и 80-х годах XVIII в. активизировалось и «Общество Белого лотоса», оно подготовило крупное восстание в пров. Шаньдун и в Хэнани. Повстанцам удалось овладеть несколькими районами. Правительственные власти жестоко расправились с народом и их вождями, но уничтожить тайное общество не смогли.

Проповедники «Общества Белого лотоса» отправились в Северный Китай вербовать сторонников и призывать народ к борьбе. Когда в 1793 г. их тайный заговор был раскрыт, власти прибегли к жестоким репрессиям. Жители пров. Шаньдун были терроризированы, а организация в этой провинции парализована. Но тайная антиманьчжурская деятельность не прекращалась.

В 1796 г. в центральных и западных провинциях вспыхнуло массовое восстание, подготовленное «Обществом Белого лотоса». В Хубэе восставших крестьян поддержали горожане. Им удалось занять сильно укрепленный г. Санъян. Летом того же года восстание охватило пров. Хэнань, Сычуань, Ганьсу, Шэньси. Горные районы стали опорными центрами для повстанцев, большие вооруженные отряды утверждали власть на значительной территории, изгоняя феодалов и чиновников. Цинское правительство посылало войска на усмирение восставших деревень и городов; оно тратило крупные суммы, высылало огромные армии, но не могло подавить народное возмущение.

Китайские помещики, напуганные антифеодальной направленностью восстания, активно помогали маньчжурам. Они создавали на свои собственные средства отряды, вербуя солдат среди зависимых от них издольщиков, должников и разорившегося люда. Местное духовенство,


чиновники, богатые горожане оказывали содействие помещикам. Их вооруженные отряды имели большие преимущества перед правительственными войсками, так как знали местность. Они могли находить обходные тропы, открывать места, удобные для тайных убежищ, где скрывались повстанцы, нападать неожиданно. С их помощью цинским войскам удалось победить повстанцев. Страшный террор сопутствовал восстановлению маньчжурской власти. К 1804 г. восстание было подавлено, много людей перебито, а «Общество Белого лотоса» разгромлено. Правда, члены общества создали новые, более мелкие организации, которые продолжали свою тайную борьбу. Одна из них — «Общество Небесного разума» — вновь подготовила восстание в 1813 г. Заговорщики рассчитывали проникнуть даже в запретный императорский город и захватить богдыхана. Но план их не удался, и они потерпели поражение.

Несмотря на неудачи, тайные общества не прекратили подготовку к новым восстаниям и вели свою невидимую подрывную работу против цинского режима, выступая вместе с тем рассадниками патриотических и освободительных идей.

Попытки колониального проникновения и «закрытие» Китая

Во внешних сношениях Цины придерживались традиционного китайского учения об избранном положении Поднебесной. Это помогло им отгородить Китай от внешних влияний и сохранить незыблемыми старые устои власти и их собственное привилегированное положение.

Во время жестоких войн за покорение китайского народа они использовали помощь иностранцев, за которую предоставили им различные льготы. Цины разрешали католическим миссионерам приезжать и жить в Китае. Миссионеры были советниками и учителями богдыханов, особенно Канси. Иностранцам было позволено основывать на побережье свои фактории. Их торговля не регламентировалась, тем более что Цины были заинтересованы в возможно большем ввозе огнестрельного оружия. Португальцы, голландцы, англичане, французы конкурировали между собой. Они захватывали или покупали по низким ценам для экспорта шелка, вышивки, фарфор, золотые, серебряные и другие изделия художественного ремесла, ртуть, сахар, лечебные травы. Особенно активно действовали английская и голландская Ост-Индские компании.

В 1715 г. в Гуанчжоу была создана первая английская фактория; в Нинбо — французская; португальцы закрепились на Макао (Аомынь). В Пекине и других городах Китая появились миссионеры, чаще всего иезуиты и францисканцы, которые добивались распространения западноевропейского влияния в Китае. Для установления более регулярных отношений и получения сведений о стране Ост-Индские компании направляли в Пекин свои миссии. Так, в 1755—1756 гг. миссия голландской Ост-Индской компании посетила южную и северную столицы. Ее секретарь оставил ценные записки о Китае. В 1667-м, а затем ив 1727 г. приезжали португальские посольства. Специальный представитель Франции пытался проникнуть в Китай и вручить богдыхану личное послание короля Людовика XIV. Англичане также предпринимали неоднократные попытки завязать отношения с Цинами. Однако все посольства из Западной Европы, все попытки заокеанских стран установить дипломатические и регулярные торговые сношения с Китаем


кончались неудачей. Характерно, что в тот период открытого вторжения в Китай, как это было в других странах, колонизаторы не смогли осуществить.

Как только Цины укрепили свою власть в стране, они ограничили деятельность иностранцев. При третьем маньчжурском императоре Юнчжэне (1723—1735) были закрыты иностранные фактории и более 300 христианских церквей. Многие миссионеры подверглись изгнанию. Преемник Юнчжэна император Цяньлун в 1756 г. запретил иностранную торговлю в портах Китая. Гавани, куда могли прибывать корабли из Европы, находились на Макао и двух мелких островах, превратившихся в португальскую колонию. Лишь оттуда иностранные товары могли перевозиться в Китай. Цины запретили китайским купцам дальние плавания и тем самым нанесли непоправимый вред китайской торговле. За участие частных лиц в морской торговле полагались суровые кары, вплоть до смертной казни. Количество судов, которым разрешалось заходить в порт Макао, было весьма ограниченным. Торговля с Японией была монополизирована государством и строго регламентировалась самими японцами.

Все эти ограничения не могли полностью прервать торговые связи Китая с другими странами, но сводили их до минимума. Кроме того, подобные мероприятия правительства способствовали потере Китаем, торговой активности. Китайские купцы становились лишь посредниками в торговле, которая обогащала Ост-Индские компании и служила интересам первоначального накопления капитала в Европе. Китай же превратился в объект этого накопления. Иностранцы, вывозившие из Китая ценнейшие товары, не могли предложить китайскому рынку ничего, кроме огнестрельного оружия, табака, а позднее опиума. Для знати и двора они привозили очки, которых в Китае не знали, часы с автоматическим механизмом и граненые драгоценные камни, поскольку в Китае их не умели гранить. Вслед за Ост-Индскими компаниями и Северная Америка начала ввозить свои товары. В 1784 г. через Тихий океан прибыли первые корабли, а вскоре американцам удалось значительно расширить свою торговлю. Во второй половине XVIII в. англичане пытались проникнуть в Тибет, используя для этого вражду местного населения к маньчжурским правителям.

В то время как наступила эпоха нового времени и в Европе развивались и зрели капиталистические отношения, в Китае господствовал феодальный строй в его наиболее отсталой, реакционной форме. Искусственно законсервированные порядки глубокого средневековья были подкреплены национальным гнетом и унижением. Развитие производительных сил, культуры, научных знаний оставалось почти на прежнем уровне.

Цины, «закрыв» Китай, временно предохранили страну от открытого ограбления. Но, задержав его развитие на длительный срок, они превратили слабую и отсталую Срединную империю в легкую добычу тех же колонизаторов.

Русско-китайские отношения

В XVII в. у Китая завязались отношения с Россией. Еще раньше китайские товары попадали на Русь, по-видимому, от кочевников. В XVI в. при Иване Грозном было снаряжено два посольства, чтобы найти путь в Китай через Среднюю Азию и Монголию. После основания Тобольска тамошний воевода посылал казаков на Дальний Восток. Китайские


товары стали продаваться на международной ярмарке в Ирбите на Урале. В России были собраны значительные сведения о Китае, его экономике и культуре. Русские казаки и крестьяне заселяли Забайкалье и Приамурский край, поднимали там целину, занимались хлебопашеством. Вдоль Амура они построили несколько острогов (огороженных поселений). Самыми крупными поселениями были Албазин на левом берегу Амура и Нерчинск на р. Шилке.

Цинское правительство отнеслось крайне враждебно к русским поселенцам, хотя их земли не граничили ни с исконными владениями маньчжуров, ни с Китаем. Недавние покорители племен, обитавших на северо-востоке, опасались их ухода к новым соседям. Некоторые крупные роды действительно перешли под покровительство России, стремясь избавиться от маньчжурского ига. Цинское правительство стало добиваться ухода русских казаков с берегов Амура. В 1658 г., когда в стране установилось относительное затишье, против албазинцев было направлено большое войско.

Русское правительство, со своей стороны, для того чтобы найти пути для установления мирных отношений с восточной державой, посылало в Китай своих представителей. В 1654 г. в Пекин для переговоров прибыл русский посол Федор Байков. Вслед за ним пытались наладить отношения Перфильев и приезжавший несколько раз в Пекин Сеиткул Аблин. Но цинские власти избегали всякой договоренности и чинили препятствия торговым людям.

В 1675 г. из Москвы в Пекин было направлено большое посольство, которое возглавил ученый молдаванин Спафарий (Николай Милеску), состоявший на российской службе. Посольству было дано задание передать богдыхану грамоту русского царя, пригласить китайских официальных представителей в Россию, условиться о языке и церемониале переговоров, найти водный путь и кратчайшую дорогу по суше в Китай. Спафарий должен был пригласить в Россию китайских купцов, чтобы расширить торговые связи.

Посольство находилось в Пекине более года, но вследствие недружественной в отношении России политики цинских властей переговоры успеха не имели. Спафарий со своими спутниками возвратился в Россию.

Цины продолжали настаивать на уходе казаков из Приамурья и упорно требовали выдачи им вождей местных племен, которые приняли русское подданство. Установить дипломатические и торговые отношения с Россией они отказывались. После победы над китайскими патриотами на материке и о-ве Тайвань маньчжуры начали военные действия против русских. В 1684 г. большое войско, оснащенное артиллерией, двинулось к Амуру. Албазинцы, которых было всего 350 человек, защищались до последней возможности, но все же были вынуждены покинуть, острог. Однако осенью, когда созрел хлеб, они вернулись для сбора урожая и отстроили свои дома. Канси через военнопленных посылал свои требования и жалобы в Москву. Царское правительство обвиняло богдыхана в том, что он начал войну без формального ее объявления.

Агрессивность цинского правительства нарастала. Канси вновь послал к Албазину свои войска, оснащенные сильной артиллерией. Цинские войска не смогли взять острог штурмом и принялись строить вокруг Албазина высокий вал, чтобы отрезать поселенцев от остального мира.

Московское правительство усиленно добивалось мирных взаимоотношений на Востоке, в особенности после возникновения осложнений на западных рубежах.


Для переговоров с цинским правительством было направлено русское посольство во главе с Федором Головиным. Канси не хотел пускать миссию в Пекин; с помощью некоторых монгольских ханов он решил уничтожить посольский отряд, но русские отразили их нападение. Все же переговоры начались не в Пекине, а в Нерчинске, куда с сильным войском и советниками-иезуитами прибыла миссия цинского двора. Переговоры проводились в обстановке постоянной угрозы военного нападения на русских. Несмотря на опасность и интриги, Головин добился подписания договора. Албазин, героически защищавшийся многие годы, был срыт самими русскими, а Аргуньский острог перенесен на левый берег реки. Маньчжуры запретили кому бы то ни было селиться на оставленной русскими территории, и она надолго осталась безлюдной. Соглашение, подписанное в Нерчинске 27 августа 1689 г., было первым договором Китая с европейцами. Ради установления дипломатических отношений с Китаем и расширения торговли московское правительство под угрозой силы было вынуждено пойти на существенные уступки. Нерчинский договор означал для России потерю значительной территории, которая в последующие 170 лет (до возвращения ее России) ие была даже заселена подданными Цинской империи. Цины, обязавшиеся содействовать русско-китайской торговле и разрешить китайским купцам поездки в Россию, продолжали чинить препятствия торговым связям.

В период царствования Петра I продолжалась политика сближения России с Китаем. В связи с необходимостью отправлять в Пекине церковную службу, поскольку там жили плененные в разное время албазинцы, Петр I добился согласия на посылку духовных лиц. В 1715 г. в Пекине была учреждена постоянная православная миссия, которая выполняла дипломатические и торговые функции. Караваны, приходившие из Сибири с ценными мехами и другими товарами, останавливались на подворье миссии, где и производили торговый обмен. Миссия стала источником научных знаний о Китае и школой изучения китайского и маньчжурского языков. Так, китайским языком овладели Илларион Россохин, ставший позднее переводчиком в Академии наук, и Алексей Леонтьев, секретарь коллегии иностранных дел. Леонтьев известен своим переводом цинского законодательства и многими другими трудами. Начальником Российской духовной миссии в 1807—1821 гг. был Н. Я. Бичурин (Иакинф)—впоследствии крупнейший русский китаевед, оставивший много ценных трудов.

Между 1719 и 1727 гг. в Китай не раз приезжали посланцы петербургского правительства, поднимавшие вопрос об учреждении дипломатических представительств и о предоставлении права русским купцам торговать в городах Срединной империи. В 1728 г. обе стороны заключили Кяхтинский договор, проведя разграничение по принципу: «каждый владеет тем, чем владеет теперь». Кяхта и слобода Цурухайту на р. Аргунь были объявлены постоянно действующими пунктами русскокитайской торговли. Цины обещали не чинить препятствий караванам, один раз в три года прибывавшим в Пекин.

Цинский двор, имевший агрессивные намерения в отношении Джунгарского ханства, пытался заручиться помощью России для исполнения своих устремлений. С этой целью в Петербург было направлено посольство, номинальной задачей которого было поздравление Петра II с восшествием на престол. Но поскольку этот император уже умер, то Юнчжэн отрядил следом второе посольство для поздравления Анны Иоановны. Несколько членов посольства отправились на Волгу, где жили калмыки, чтобы уговорить их переселиться на восток и выступить


против джунгаров. Но калмыки решительно отказали цинским посланцам. Русское правительство заняло в конфликте с Джунгарским ханством нейтральные позиции. После разгрома ханства Цины отказались посылать посольства.

В XVIII в. развивалась пограничная торговля с Россией через Кяхту. В Россию ввозили чай, ревень, фарфор, тростниковый сахар, драгоценные камни, шелка и хлопчатобумажные ткани. Русские купцы вывозили меха, сукна, зеркальное стекло. В 40—60-х годах XVIII в. царское правительство запретило ввоз китайских товаров через Западную Европу, а на ввоз некоторых товаров через Сибирь сняло пошлину. Радищев в известном письме о китайском торге сделал подробный обзор русско-китайской торговли.

Несмотря на все препятствия и ограничения, которые чинили маньчжуры, торговые, а отчасти и культурные связи Китая с другими странами укреплялись.

Маньчжурское иго и китайская культура

Маньчжурские правители не могли считать свою власть в безопасности без установления сурового контроля в области идеологии. Китайские патриоты, потерпев поражение в вооруженной борьбе, продолжали сражаться против маньчжуров иными средствами. Ученые, писатели, просто образованные люди создавали произведения, которые содержали антиманьчжурские призывы, осуждение чужеземного владычества и вольнодумные мысли. Маньчжурские императоры карали смертью поборников свободомыслия, ссылали их родню, конфисковывали имущество. Репрессии в первую очередь обрушились на историков, поскольку именно они пытались описать бурные события недавнего времени. Составители минской истории и все, кто был причастен к этому труду, были объявлены крамольниками. Даже трупы ранее умерших выкапывали из могил и рубили им головы. Множество людей подвергли пыткам, казням и ссылкам. Некоторым пришлось всю жизнь проводить в скитаниях, спасаясь от преследований. Все это не остановило потока антиманьчжурских сочинений, хотя и сделало авторов более осторожными, а язык их сочинений иносказательным.

В XVIII в. при Цяньлуне преследования китайских авторов достигли особой изощренности. Этот император считал себя поэтом и меценатом, что не мешало ему жестоко расправляться с памятниками китайской культуры. По его приказу были составлены специальные комиссии, в обязанность которых входил пересмотр всех книг. Из текстов старинных и новых работ повелевалось изъять все, что могло показаться оскорбительным маньчжурам или завоевателям Китая предшествующих эпох. Вычеркивали и то, что казалось выражением вольнодумных мыслей, реформаторских требований или не соответствовало конфуцианской морали. Произведения, признанные крамольными, подлежали сожжению. Живые авторы подвергались жестоким карам, так же как и те, кто хранил запрещенные книги.

«Литературная инквизиция» и террор продолжались около 20 лет. По меткому выражению писателя-демократа Лу Синя, китайская письменность была посажена за решетку. Китайским ученым и писателям предназначалось заниматься компиляцией, переписыванием и перетолковыванием старых сочинений, составлением сборников и словарей. В результате китайская письменность, наука, любая область знаний оставались все на том же средневековом уровне.


Между тем отдельные ученые и писатели продолжали трудиться в запретном направлении, находить способы критики социальных порядков и официальной идеологии. Наиболее интересны в этом смысле труды философа Дай Чжэня (1723—1777). Критикуя средневековое конфуцианство, Дай Чжэнь стоял на материалистических позициях и развивал учение о материальной основе мира. Он считается продолжателем лучших традиций китайской средневековой философии.

В художественной литературе преобладали незначительные произведения и официальное стихосложение. Но можно назвать и несколько выдающихся писателей, чьи произведения содержали в художественной форме критику социальных порядков Цинской империи. Среди них У Цзин-цзы — автор романа «Неофициальная история конфуцианцев», Пу Сун-ли-н (Ляо Чжай)—выдающийся новеллист и др. Они создали яркие образы, осмеивали пороки правителей и своих современников. За сказочными и фантастическими сюжетами, бытовыми описаниями скрывалась сатира на жизнь господствующего класса.

В пьесах и операх часто звучали патриотические мотивы, изображались подвиги национальных героев, высмеивались предатели, чиновники-взяточники и притеснители народа. Театр — чаще всего то были бродячие труппы, — сохранив старые формы и старые китайские костюмы, сберег и свой национальный характер, тем более что этот вид искусства обеспечивал непосредственное общение с народными массами. Только столичный придворный театр изменил этим традициям. Громкое музыкальное сопровождение представлений основывалось, как и в старину, на пятизвуковой гамме.

В китайской живописи продолжалось совершенствование изображения растений, птиц, красавиц. Рисунок все усложнялся, но перспектива по-прежнему почти отсутствовала.

Резьба по кости, мрамору, лаку, отделка предметов обихода в домах феодалов и чиновников являли собой причудливое хитросплетение тончайших узоров. Дорогие шелка ткали со сложными, затейливыми узорами.

В строительном искусстве, в художественном литье, во всех видах многообразного художественного ремесла культивировалась еще большая вычурность линий и усложненность деталей. От роскошных дворцовых ансамблей, поражающих зрителя и поныне нагромождением богатейших деталей, до вышивок, которыми украшали одежду и обувь, все было отмечено этими чертами. Вместо поисков новых форм художники и ремесленники прибегали к чрезмерному усложнению отделки. Китайские корабли по-прежнему ходили под прямыми парусами, ремесленники не умели делать механических часов. Открытия, достигнутые человечеством, не проникали в Китай. Художественная и научная мысль, ограниченная древними канонами, изолированная от всего мира, остановилась на уровне глубокого средневековья.


ГЛАВА 14

КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В КИТАЙ. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КИТАЯ (конец XVIII в. —1870 г.)

Внутренний социальный кризис Цинской империи усугублялся начавшимся на стыке XVIII и XIX вв. наступлением капиталистической Англии на Китай. Английская торговля на юге. страны была монополизирована Ост-Индской компанией, которая добивалась отмены ограничений, разрешавших иностранцам вести торговлю только в Гуанчжоу с членами монопольной купеческой корпорации гунхан. В 1793 г. в Китай прибыл английский представитель Макартней с целью установления дипломатических отношений между Китаем и Англией и получения права свободного поселения и передвижения англичан в Китае. Члены миссии Макартнея были приняты цинскими властями как представители вассалов. На кораблях, которые везли англичан по китайским водам, были подняты флаги с надписью: «Носитель дани из английской страны». Макартнею был вручен эдикт императора Цяньлуна, адресованный английскому королю Георгу III, в котором говорилось: «Вы, о государь, живете далеко за пределами многих морей и тем не менее, движимый смиренным желанием приобщиться к благам нашей цивилизации, послали миссию, почтительно доставившую нам Ваше послание. Серьезные выражения, в которых оно составлено, обнаруживают почтительное смирение с вашей стороны, что весьма похвально. Что касается Вашего ходатайства об аккредитовании одного из Ваших подданных при моем небесном дворе для наблюдения за торговлей Вашей страны с Китаем, то таковая просьба противоречит всем обычаям моей династии и никоим образом не может быть принята. Если я распорядился, чтобы дары дани, присланные Вами, о государь, были приняты, то это было сделано, исключительно принимая во внимание чувства, побудившие Вас прислать их издалека. Великие подвиги нашей династии проникли во все страны Поднебесной, и государи всех наций суши и морей посылают свои ценные дары. Как Ваш посол может сам убедиться, мы имеем абсолютно все. Я не придаю цены странным или хитро сделан-


ным предметам и не нуждаюсь в изделиях Вашей страны. Трепеща, повинуйтесь и не выказывайте небрежности».

Этот документ не нуждается в подробных комментариях. Тупость и высокомерие феодальных правителей Китая, их великодержавные устремления и поразительное невежество относительно реального положения, занимаемого в мире Срединной империей, представлены в нем чрезвычайно ярко. В то же время нежелание цинского правительства допустить в Китай иностранцев может быть объяснено боязнью нарушения изоляции Китая, которая, как писал Маркс, была «первым условием сохранения старого Китая» К

Но и после неудачи миссии Макартнея английские капиталисты — Ост-Индская компания и молодые фирмы, стремившиеся приобщиться к эксплуатации китайского рынка, — продолжали добиваться открытия Китая для торговой экспансии. В 1818 г. английское правительство направило в Китай нового представителя — Амхерста. Он также не имел успеха. После того как промышленная буржуазия Англии добилась ликвидации монополии Ост-Индской компании в странах Востока и лишения ее права вести торговлю, активность английских капиталистов на Дальнем Востоке усилилась. В 1834 г. в Гуанчжоу в качестве уполномоченного по наблюдению за англо-китайской торговлей был направлен Нэпир, который действовал особенно нагло, явился в Китай без согласования с китайскими властями, нарушив порядок переговоров, установленный цинским правительством. Когда же Нэпиру предложили покинуть Китай, он отказался выполнить это требование, а в ответ на решение китайских властей о прекращении англо-китайской торговли устроил военную провокацию, вызвав два английских военных корабля в устье р. Чжуцзян, где расположен Гуанчжоу.

В обострении англо-китайских отношений большую роль играла торговля опиумом. В течение 200 лет стоимость товаров, вывозившихся иностранцами из Китая (чай, шелк, ткани кустарного производства), значительно превосходила стоимость китайского импорта. Разница покрывалась серебром. Но в последней трети XVIII в. английские дельцы нашли способ изменить соотношение экспорта из Китая и импорта в Китай. В 1773 г. правительство Британской Индии установило свою монополию на торговлю опиумом. С тех пор ввоз английского опиума из Индии стал средством ограбления и отравления китайского народа. Действие опиума на физическое и нравственное состояние людей чрезвычайно губительно.

В гневной статье «История торговли опиумом» К. Маркс приводит слова англичанина Мартина, который писал, что «продавец опиума убивает тело, после того как развратил, унизил и опустошил нравственное существо несчастных грешников; ненасытный Молох каждый час требует все новых жертв, и убийца-англичанин и самоубийца-китаец соперничают друг с другом в приношении этих жертв на его алтарь»2.

С 20-х годов XIX в. ввоз опиума в Китай начал резко возрастать. За пятилетие (1815—1819) ежегодно в среднем ввозилось 4420 ящиков (в одном ящике около 60 кг опиума), а в 1835—1838 гг. — 35 445 ящиков в год. Доходы правительства Британской Индии от торговли опиумом возросли за 66 лет (1773—1839) в 70 раз, достигнув в 1835— 1839 гг. среднегодовой суммы в 5,2 млн. серебряных лянов, т. е. около 200 тыс. кг серебра. Всего же за 1795—1838 гг. в Китай было врезено свыше 450 тыс. ящиков, или 27 млн. кг опиума. В опиумной торговле участвовали и американские купцы, ввозившие эту отраву в Китай из Турции.


Хотя формально торговля опиумом была запрещена еще в 1800 г., фактически английские, а вслед за ними американские охотники за наживой не обращали на этот запрет внимания и при помощи подкупленных ими цинских чиновников развернули во все возраставших масштабах контрабандную торговлю опиумом.

Позиция цинского правительства в отношении торговли опиумом была непоследовательной. Это объяснялось разногласиями в среде господствующего класса феодалов как в вопросах торговли опиумом, так и агрессивной политики капиталистических держав. Многие влиятельные деятели, выступая формально за запрещение опиумной торговли, возражали против действенных мер по борьбе с контрабандой, так как они не хотели обострения отношений с Англией, да и сами наживались на операциях с куплей-продажей опиума. Некоторые сановники добивались от императора решения о строгих и эффективных мерах по борьбе с продажей и курением опиума. Наиболее видный представитель этой группы Линь Цзэ-сюй представил императору доклад под названием «Следует строго запретить опиум, чтобы устранить корень бед», в котором предупреждал, что если не будет прекращено распространение опиумной отравы, «то через несколько лет в Китае почти не останется солдат, могущих защищать нас от врага, и не останется серебра для уплаты жалованья». Будучи наместником провинций Хубэй и Хунань, Линь Цзэ-сюй развернул борьбу с продажей и курением опиума.

В декабре 1838 г. его назначили императорским особоуполномоченным в пров. Гуандун, и он получил возможность бороться против опиумной контрабанды в главном ее центре — Гуанчжоу. Прибыв в Гуанчжоу, Линь Цзэ-сюй рядом решительных мер (включая прекращение торговли с иностранцами и блокаду фактории английских купцов) добился сдачи английскими и американскими купцами более 20 тыс. ящиков опиума, который в июне 1839 г. был уничтожен.

Первая «опиумная» война

Английское правительство использовало эпизод с уничтожением опиума в качестве предлога для развязывания военных действий против Китая. В ноябре 1839 г. начались столкновения на море между английскими кораблями и китайскими вооруженными силами, а в 1840 г. англичане без объявления начали войну против Китая, получившую название первой «опиумной» или англо-китайской войны.

В июне 1840 г. английская эскадра блокировала Гуанчжоу, затем Сямынь (Амой), часть судов двинулась вдоль побережья на север, пытаясь нанести удары по другим портам. В июне десант английских моряков захватил г. Динхай на островах Чжоушань (пров. Чжэцзян, юговосточнее Шанхая), учинив неслыханные зверства и грабежи. Как писал Ф. Энгельс, «война с начала до конца велась англичанами в духе лютой жестокости, полностью соответствующей духу контрабандистской алчности, из-за которой она и была начата»3. После взятия англичанами Динхая Линь Цзэ-сюй был отстранен и сослан в Синьцзян, а в Гуанчжоу направили сторонника капитуляции Ци Шаня, который заявил о принятии английских требований. Однако император не утвердил соглашения, Ци Шань был арестован, а его огромные богатства конфискованы.

Цинское правительство официально объявило войну Англии. Английское правительство, не удовлетворенное размерами уступок, на ко-


торые согласился Ци Шань, также не утвердило соглашения и послало в Китай новые воинские контингенты.

После возобновления военных действий английские войска в мае 1841 г. высадились в окрестностях Гуанчжоу, учинили грабеж населения, даже раскапывали могилы в поисках драгоценностей. В августе англичане захватили Сямынь, в октябре — во второй раз Динхай, а затем — Нинбо. Весной 1842 г. войска агрессоров овладели Усуном (крепость на подступах к Шанхаю), а 19 июня 1842 г. заняли Шанхай. Отсюда английские военные корабли двинулись по Янцзы на Нанкин. Захватив после ожесточенного боя Чжэньцзян (порт на пересечении Великого канала с Янцзы), англичане перерезали важный путь, связывавший южные провинции со столицей. Цинское правительство капитулировало. 29 августа 1842 г. на борту английского корабля «Корнуэлле» был подписан мирный договор, получивший название Нанкинского.

Неравноправные договоры

Нанкинский договор был первым неравноправным договором в истории Китая. Пять китайских портов — Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай — отныне объявлялись открытыми для торговли и поселения англичан. Шанхай и другие «открытые порты», число которых в XX в. превысило сотню (в 1930 г. их было 105), стали важнейшими опорными пунктами капиталистической агрессии и колониального угнетения Китая. О-в Гонконг (Сянган), захваченный англичанами, переходил в «вечное владение» Англии. Китай обязался уплатить Англии 21 млн. юаней, упразднить монопольную корпорацию купцов гунхан, страна лишалась таможенной самостоятельности (пошлины не должны были превышать 5% стоимости товара). Таким образом, Нанкинский договор создавал условия для колониального закабаления Китая капиталистической Англией.

Через год Англия навязала Китаю «дополнительное соглашение о торговле в пяти портах», подписанное в октябре 1843 г. в Хумэне. Это соглашение устанавливало для английских подданных право экстерриториальности и вводило консульскую юрисдикцию, т. е. подсудность не китайским судам, а английским консулам. В «открытых портах» англичане получили возможность создавать свои сеттльменты и управлять ими. Англия приобрела также право «наибольшего благоприятствования»— все привилегии, которые в будущем могла получить другая держава в Китае, распространялись на Англию.

США и Франция поспешили воспользоваться поражением Китая и навязать ему новые неравноправные договоры. США, официально не участвуя в войне против Китая, фактически поддерживали Англию, послали к берегам Китая эскадру, командующий которой после окончания войны вынудил гуанчжоуские власти «возместить убытки» американских купцов. 3 июля 1844 г. Китай был вынужден подписать в Ванся договор с США, по которому на американцев распространялись права, полученные англичанами по Нанкинскому договору («открытые порты») и Хумэньскому соглашению.

24 октября 1844 г. был подписан франко-китайский договор, предусматривавший сверх уже полученных Англией и США привилегий право католической церкви вести в Китае миссионерскую пропаганду, ставшую одним из средств идеологической экспансии капиталистических держав.


Борьба китайского народа против иностранных захватчиков

Война показала»превосходство капиталистической Англии над феодальным Китаем. Войска цинского правительства были вооружены пиками и мечами, луками и стрелами, фитильными ружьями, не имели плана операций и единого командования. Все это отражало экономическую и политическую отсталость цинского Китая и являлось следствием разложения правительственного и военного аппарата. Но вместе с тем отдельные гарнизоны и воинские части во главе с их командирами проявили самоотверженность, готовность сражаться с агрессорами — «заморскими дьяволами». Например, воины гарнизона Сямыня, не получив поддержки при обороне города, погибли все до единого, но не капитулировали. Мужественно сражались китайские солдаты— защитники Усуна, Чжапу, Сунцзяна. В Чжэньцзяне гарнизон оказал сильное сопротивление английским войскам и весь погиб в бою. Ф. Энгельс писал, что в сражении за Чжэньцзян «англичане получили достаточно доказательств тому, что как бы несовершенны ни были в военном искусстве монголо-китайские солдаты, у них не было недостатка в храбрости и отваге... Если бы завоеватели встретили подобное сопротивление повсюду, они никогда не добрались бы до Нанкина»4.

Значительным явлением в первой «опиумной» войне были создание народных отрядов самообороны и прямые выступления народных масс, в первую очередь в пров. Гуандун, против иностранных агрессоров. Первым таким выступлением было восстание 30 мая 1841 г. жителей дер. Саньюаньли (около Гуанчжоу) против англичан, захвативших эту местность и чинивших всевозможные насилия и грабежи. Здесь были созданы пинъинтуани («отряды усмирения англичан»), к которым присоединились тысячи жителей примерно ста близлежащих деревень. 200 английских солдат и 2 офицера были убиты при попытке прорваться из окружения. Лишь вмешательство маньчжурского правителя Гуанчжоу помогло захватчикам спастись. В эти же дни население дер. Саньшацунь атаковало другой английский отряд, нанесло ему большие потери и захватило две пушки и другое вооружение. Ополчение Фошаньчжэня истребило несколько десятков английских солдат. В пров. Фуцзянь жители деревень, расположенных вблизи Сямыня, вступили в бой с английскими войсками и нанесли им потери. В Чжэцзяне организация «Хэйшуйдан» («Партия черной воды») выступила против англичан; солевары и торговцы солью нападали на английские корабли и поджигали их.

После капитуляции цинского правительства и подписания Нанкинского договора сопротивление захватчикам не прекратилось. Патриотические общества, ядром которых были общинные школы (шэсюэ), организовали длившееся несколько лет сопротивление поселению англичан в Гуанчжоу, вели борьбу против бесчинства иностранцев.

Основную массу участников патриотического движения против иностранцев составляли крестьяне, ремесленники, городская беднота, предпролетарские элементы, а также «пришлые», прибывшие в Гуандун из других мест и стоявшие на низшей ступени китайского феодального общества. В движении участвовали представители господствующего класса: помещики, шэньши, некоторые чиновники. К нему примыкали и гуандунские купцы. Организаторами патриотических обществ и антианглийского ополчения выступали сельские шэньши. Их идеологией был феодальный национализм, соединенный с китаецентризмом, отрицанием всего иностранного. В идеологии движения отразилась отста-


лость тогдашнего китайского общества, облегчавшая капиталистическим агрессорам достижение их целей.

Цинские власти, как правило, выступали против патриотического движения, т. е. являлись сообщниками иностранных захватчиков. В одной из листовок, распространявшихся в Гуанчжоу, правительственные чиновники изобличались в тяжких преступлениях: «Наши кровожадные чиновники до сих пор были соучастниками английских грабителей во всех деяниях, которые последние совершали против порядка и справедливости... Они смотрели на иностранных дьяволов как на богов, а народ презирали как собак, и человеческая жизнь для них не представляла никакой ценности. Они стремились лишь к тому, чтобы сохранить свое высокое положение».

Предпосылки Тайпинского восстания

Исход первой «опиумной» войны положил начало превращению Китая в полуколонию капиталистических держав.

Прислужничество правителей Китая иностранным захватчикам подорвало авторитет династии Цин. Ненависть народных масс к маньчжурским феодалам, поработившим страну за два столетия до «опиумной» войны, еще более усилилась.

Другим следствием «опиумной» войны было резкое ухудшение положения народа. Намного увеличился по сравнению с довоенным временем ввоз опиума в Китай. Сильно возрос ввоз английских хлопчатобумажных и шерстяных тканей (в 1842—1845 гг. в 3,5 раза). Все увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу и, следовательно, к значительному повышению курса серебряного ляна по сравнению с медной монетой — вэнем. В 1842 г. 1 лян обменивался на 1572 вэня, а в 1849 г. — на 2355 вэней. Это означало, что размен налогов, уплачиваемых крестьянами в медной монете, увеличился за годы между концом «опиумной» войны и началом Тайпинского восстания в 1,5 раза. Но в действительности чиновники, собиравшие налоги, брали с крестьян в качестве эквивалента за лян серебра еще больше медных вэней. Глава Российской духовной миссии в Пекине Палладий (Кафаров) писал о сборе налогов: «На ответственности уездного начальника лежит сбор податей, он принимает от крестьян количество медной монеты, достаточное по его усмотрению для приобретения серебра в казну, так что по мере дороговизны серебра увеличиваются и требования монеты; потом следуют добавления в пользу его самого, в пользу его клевретов и служителей; в случае недоимок по всем этим статьям крестьянина самовольно подвергают суду и пыткам».

Повышение курса серебряного ляна по сравнению с медной монетой тяжело сказалось на положении крестьян-арендаторов, так как помещики увеличивали размеры арендной платы и сумму денежного залога за землю. В то же время увеличение ввоза тканей из Англии приводило к разорению кустарей и разрушению домашнего ткачества крестьян, лишая первых средств к существованию, а вторых — важного приработка, нередко спасавшего от голодной смерти. Все это вело к обезземеливанию крестьян, усиливало социальные противоречия и классовую борьбу в Китае. Китайские источники отмечают за 1841—1849 гг. 110 восстаний и волнений, в которых участвовали как китайцы, так и некитайские национальности: дунгане, тибетцы, яо и др. Чаще всего эти восстания возглавлялись тайными обществами, среди которых наи-

13 Заказ 70


более известными были «Саньхэхуй» («Общество Триады»), «Тяньдихуй» («Общество неба и земли»), «Саньдяньхуй» («Общество трех точек»). Сильнее всего возмущение народных масс притеснениями со стороны властей и помещиков проявлялось в южных провинциях Гуандун и Гуанси, более других частей Китая пострадавших от английской агрессии. В Гуанси, в частности, восстания вспыхивали в разных районах почти непрерывно с 1844 г. Эти провинции в середине XIX в. стали очагом крестьянской войны, вошедшей в историю под названием Тайнинского восстания.

В 1843 г. сельский учитель, сын гуандунского крестьянина, Хун Сю-цюань (1814—1864) создал в Гуанси «Байшандихуй» («Общество поклонения небесному владыке»). Он написал в середине 40-х годов несколько «гимнов» и «поучений» («Об истинном пути познания мира» и др.). В них популяризировались положения христианской религии — с ней Хун Сю-цюань познакомился в Гуанчжоу — в сочетании с древнекитайскими социально-этическими учениями о справедливом обществе «великого единения». В то же время в проповедях Хун Сю-цюаня содержался в скрытом виде призыв к уничтожению маньчжурского господства в Китае. Хун Сю-цюань и его первые сподвижники — учитель Фэн Юнь-шань, углежог Ян Сю-цин, крестьянин-бедняк Сяо Чао-гуй пропагандировали идеи всеобщего равенства, призывали уничтожить буддийских и даосских «идолов», готовили восстание против маньчжурской власти.

В руководящее ядро «Байшандихуй» наряду с бедняками входили и отдельные выходцы из богатых слоев населения — сын зажиточного крестьянина Ши Да-кай, мелкий помещик Вэй Чан-хуй. Однако это не меняло антифеодальной направленности движения, которая проявлялась прежде всего в призывах к равенству и борьбе против конфуцианства, даосизма, буддизма, бывших идеологической опорой феодального строя.

Начальный период восстания

Цинские власти и крупные помещики начали преследование членов «Байшандихуй», увидев в их деятельности угрозу для своей власти. Уже в 1848 г. велись стычки между помещичьими отрядами стражников (туаньлянь) и сторонниками Хун Сю-цюаня. Однако местные реакционные силы не могли разбить отряды последователей общества.

В июле 1850 г. Хун Сю-цюань счел обстановку в стране благоприятной для открытого восстания против Цинов. Он приказал своим сторонникам сконцентрироваться в районе дер. Цзиньтянь уезда Гуйпин пров. Гуанси. Здесь собрались отряды Ян Сю-цина, Сяо Чао-гуя, Вэй Чан-хуя, сюда в августе пробился с четырехтысячным отрядом Ши Да-кай. В ноябре там уже насчитывалось (включая женщин и детей) 20 тыс. повстанцев, большинство которых составляли крестьяне, а также было много переселенцев из Гуандуна. В восстании вначале участвовали горнорабочие, углежоги, в дальнейшем к нему присоединились кули, ремесленники, торговцы. Участники тайных обществ, пиратских отрядов и разбойных групп также вливались в ряды повстанцев. За Хун Сю-цюанем пошло немало представителей национальных меньшинств, особенно народности чжуан (в том числе Ши Да-кай, Вэй Чан-хуй и еще несколько тайпинских командиров).

Перед тем как собраться в Цзиньтяне, последователи «Байшандихуй» продали свое имущество. Там были созданы так называемые


священные кладовые, куда сдавались все ценности и деньги и откуда повстанцы и члены их семей получали по уравнительным нормам продовольствие и одежду. В стане тайпинов была установлена строгая дисциплина и введена военная организация. Женщины жили в отдельных лагерях и общение между мужчинами и женщинами не допускалось. Отличительными признаками тайпинов были красная повязка на голове и длинные волосы (в знак неповиновения маньчжурам). Отсюда их прозвище — «длинноволосые».

Попытки цинского правительства подавить восстание в зародыше потерпели неудачу. В конце 1850 г. тайпины нанесли несколько поражений цинским войскам. После этого 11 января 1851 г. (в день рождения Хун Сю-цюаня) в Цзиньтяне было публично провозглашено восстание против маньчжурской цинской династии для создания Небесного государства великого благоденствия — Тайпин тяньго (отсюда название «тайпины»). Вскоре Хун Сю-цюаня стали именовать Тянь-ван («Небесный князь»). Цели повстанцев в первый период борьбы заключались в освобождении Китая от маньчжурского ига и в уничтожении феодального гнета путем уравнительного распределения земли. В последний период к этим целям добавилась еще и борьба непосредственно против английских, французских и американских захватчиков.

История Тайпинского восстания делится на четыре периода: 1) начальный — от первых сражений с цинскими войсками и Цзиньтяньского восстания до занятия Нанкина и создания там центра Тайпинского государства (1850—1853); 2) строительство Тайпинского государства— от занятия Нанкина до раскола в лагере тайпинов (1853— 1856); 3) упадок Тайпинского восстания (1856—1860); 4) борьба тайпинов против блока маньчжуро-китайских феодалов и иностранных капиталистических агрессоров; поражение восстания (1860—1864).

Восставшие в Цзиньтяне последователи Хун Сю-цюаня отбили новые попытки правительственных войск уничтожить их и двинулись на север. В сентябре 1851 г. тайпины заняли г. Юнъань в северной части пров. Гуанси. Здесь было организовано тайпинское правительство. Пять сподвижников Хун Сю-цюаня получили титулы ванов. Ян Сю-цин (Дун-ван, т. е. «Восточный князь») возглавил командование и административную власть. Другие тайпинские деятели получили звания и титулы соответственно их положению в Тайпинском государстве.

Большим успехом тайпинов было создание сильной армии со строгой дисциплиной. Солдаты были обязаны тщательно выполнять приказы командиров, не допускать и не покрывать злоупотреблений, действовать объединенными силами, не пить вина, не присваивать захваченного оружия, золота и серебра, соблюдать военную тайну, всегда держать оружие в порядке. Тайпины в начале восстания были вооружены лишь пиками, луками и дубинками. Опираясь на поддержку народа, тайпинская армия разбила немало соединений правительственных войск и частично вооружилась за их счет. В дальнейшем тайпины организовали свое производство оружия.

Цинские войска окружили Юнъань, но в апреле 1852 г. тайпины прорвали блокаду и, нанося удары противнику, двинулись к р. Янцзы. В ноябре они заняли речной порт Иочжоу в Хунани и направились на восток по суше и по Янцзы. В январе 1853 г. тайпины взяли в пров. Хубэй троеградье Ухань (Учан, Ханькоу, Ханьян). К этому времени численность их армии достигла 500 тыс. Во время похода к Янцзы успехи повстанцев чередовались с неудачами; они не смогли взять крупные укрепленные города Гуйлинь и Чанша, в боях погибли два виднейших руководителя восстания, Фэн Юнь-шань и Сяо Чао-гуй, а

13*



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: