Экономическое развитие
Разруха и разорение времен Смуты были преодолены в середине XVII в., к тому же времени относится и появление новых явлений в экономике России:
•происходит специализация сельскохозяйственных и промышленных районов;
•формируются районы, производящие товарный хлеб;
•растет ремесленное производство и усиливается товаро-промышленная специализация; •происходит разложение натурального хозяйства и превращение ремесла в мелкотоварное производство;
•возникают новые формы организации производства: промысловые села и мануфактуры;
• начинается процесс первоначального накопления капитала. Богатства накапливаются у крупных землевладельцев;
• складывается всероссийский рынок с важнейшими центрами торговли – ярмарками.
Отличительные особенности социально-экономического развития России в XVII в.
Для социально-экономической ситуации в России XVII в. было характерно продолжавшееся поступательное развитие феодальных отношений. Главной особенностью России, в отличие от стран Западной Европы, была гипертрофированная роль государства, влияющая на все стороны жизни государства.
Соборное уложение (1649 г.)
В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек, принял Соборное Уложение — важнейший законодательный документ, который действовал вплоть до 1832 г., т. е. более двухсот лет.
Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало 1000 статей, регламентировавших самые разные стороны жизни общества: несение государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных групп и т.д. этот документ впервые был отпечатан типографским способом и переведен на европейские языки. Принятием Соборного Уложения завершился процесс юридического оформления крепостного права:
• крестьяне с их семьями и имуществом становились собственностью феодала;
• вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей.
• подтверждался запрет Юрьева дня;
• произошло юридически оформленное смешение статусов вотчины и поместья (дворяне получали право передачи поместий по наследству, при условии продолжения службы наследниками);
•согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было нести тягло на государя;
• запрещались не только переходы из одного посада в другой, но даже и женитьба на
женщине из чужого посада.
Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России абсолютной монархии.
Дальнейшему укреплению государства и самодержавия должны были способствовать и церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой недолговременной политике приходит традиционный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии:
• запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий;
• передавало управление церковными делами специально учрежденному монастырскому приказу.
Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возглавил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Перемены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшего настроения различных слоев общества:
•недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения;
•неприятие обществом усиления роли государства, его вторжения в сферу духовной
жизни.
Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен.