Ученый
| Движущие силы развития личности
| Структура и/или типология личности
| Основные механизмы развития и защиты
|
3. Фрейд
| Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду
| Ид, Эго и Супер-Эго
| Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
|
К. Юнг
| Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы
| Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра -интроверт-ности и одной из психических функций
|
|
А. Адлер
| Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству
| Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности
| Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
|
К. Хорни
| Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической)
| «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе
| Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)
|
Г. Салливан
| Чувство беспокойства, тревоги
| «Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я»
| Избирательное внимание
|
Э. Фромм
| Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации
| Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь
| Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм
|
Э. Эриксон
| Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т. д.)
| Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности
| Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.)
|
Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда защита выполняла функции примирения внутриличностного конфликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фромма, Салливана и других ученых она использовалась и при конфликтах между субъектом и окружающим (см. табл. 8). Поэтому к защите причисляются также другие проявления - такие, как конформизм, агрессия, уход, садизм и т.д. Экстериоризация психологической защиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы невротических переживаний и способы их преодоления, способствовали объективации исследований и разработке новых видов коррекции.
Значимые открытия в психологии личности, сделанные в других направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше внимания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в теориях Салливана и Берна - контактам со значимыми другими (см. табл. 8). Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Э. Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постулатов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни. Заговорив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в психоанализ и новую для него идею (исключая теорию Адлера) о цельности личности, необходимости осознания своей идентичности с самим собой и обществом (см. табл. 8). Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ постепенно стал превращаться в теорию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мотивационной теорией индивида.