1. Образование Литовско-Русского государства.
2. Украинские земли в составе Речи Посполитой.
3. Причины и источники возникновения казачества.
4. Запорожская Сечь, ее устройство и военно-политическая
организация.
5. П. Сагайдачный и утверждение казацкой автономии.
1. Великое княжество Литовское — феодальное государство, существовавшее в XIII — XVI вв. на территории части современной Литвы, Белоруссии и Украины. Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в Великое княжество Литовское под властью Миндовга (середина 30-х гг. XIII в. — 1263 г.), захватившего также некоторые белорусские земли (Черную Русь). Образование Великого княжества Литовского было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев. Литовские князья с момента образования Великого княжества Литовского стремились к захвату всех древнерусских земель. В XIV в., в княжение Гедимина (1316—1341), Ольгерда (1345— 1377) и Кейстута (1345—1382), Великое княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.). Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. В присоединенных землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нем — совет из представителей знати и высшего духовенства.
|
|
В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377—1392) заключил с Польшей Кревскую унию 1385 г. Однако уния таила опасность превращения Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до конца XIV в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество. Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 г. после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединенные литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 г. наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.
По Городельской унии 1413 г. на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. Решения Городельской унии, отрицая положения Кревской унии 1385 г., подтверждали существование Великого княжества Литовского как отдельного независимого государства. Вместе с тем, признавалось политическое верховенство польского короля, который должен был стать великим князем литовским после смерти Витовта. Весь XV в. — это беспрерывные междоусобные феодальные войны, в которых литовская, польская и русская знать сражалась за господство в южных и западных землях Руси. В это время польской короне удалось присоединить к своим владениям часть Волыни и Подолье. Во второй половине XV в. на геополитическую ситуацию в регионе начинают заметно влиять Московское княжество, объединившее под своей властью Северо-Восточную Русь, и Крымское ханство, отколовшееся от Золотой Орды в 1449 г. В 1478 г. крымский хан Менгли-Гирей признал себя вассалом турецкого султана, в результате чего Южная Украина оказалась в составе могущественной Османской империи. В 80-е годы XV в., окончательно сбросив татарское иго, московский князь Иван III провозгласил себя «государем всея Руси» и тем самым заявил свои претензии на все земли бывшей Киевской Руси. С этим не согласилась Литва, правители которой ввязались в целую серию войн с Московским государством.
|
|
2. В XVI в. вопрос об объединении Литвы и Польши в единое государство стал на повестке дня. Этому содействовали как внешнеполитические причины, так и углубление процесса эволюции феодальных отношений в названных державах. В марте 1569 г. король Сигизмунд II Август присоединил к Польше Подляшское и Волынское воеводства; местная шляхта юридически уравнивалась в правах с польской. Вслед за шляхтой присягу на верность польской короне принесли и местные магнаты. Затем Сигизмунд объявил о включении в состав Польши Киевского и Брацлавского воеводств. Тем самым завершился захват поляками почти всех украинских земель.
1 июля 1569 г. послы Великого княжества Литовского подписали в Люблине акт об унии Литвы и Польши. Создавалось дуалистическое государство под названием Речь Посполитая. В соответствии с Люблинской унией избирались общий король, сейм и сенат. Вводилась единая денежная система, ликвидировались пошлинные границы. Польская и литовская шляхта получила право владеть землями в любой части Речи Посполитой. Несмотря на довольно жесткое польское давление, Литва все же сохранила определенную автономию в виде собственного права (Литовский статут), суда, войска, администрации, казны, герба, печати и официального («русского») языка.
3. Казачество — военно-промысловое сословие, сформировавшееся на юге Украины в XV—XVI вв. Сам термин «казак» — тюркского происхождения. На землях Руси казаками стали называть вольных людей, селившихся в пограничных районах Московского государства, Великого княжества Литовского и Польши. В условиях пограничья, находясь между двумя враждебными социокультурными мирами — миром христианства и миром ислама, — казаки с самого начала вынуждены были объединяться в вооруженные ватаги во главе с выборными атаманами, готовые в любой момент дать отпор тем, кто посягал на их независимость. Сообщество их было многонациональным. На рубеже XV—XVIвв. казацкие поселения — зимовники и слободы — возникли на Южном Буге, Синюхе, Роси, Тясмине, а также на левом берегу Днепра — вдоль Трубежа, Сулы и Псёла. За этой обширной казацкой территорией на окраинных, порубежных землях вскоре прочно закрепилось новое географическое название — Украина. Первые документальные упоминания об украинских казаках датируются 1489 г. и 1492 г. Уже в это время литовские власти пытались взять казаков под свой контроль. Вслед за казаками на степное пограничье двигалась и шляхта. Выпрашивая у королей грамоты на освоенные казаками земли, она заявляла свои права на эту территорию, заставляла казаков отбывать различные повинности и платить денежные сборы. И так же некоторые феодалы стали нанимать отряды казаков для борьбы с татарами и своими соседями-шляхтичами.
|
|
4. Для защиты пограничных поселений казаки возводили укрепленные городища — так называемые «сечи». Первая крупная казацкая крепость — Запорожская Сечь — была построена между 1553 г. и 1556 гг. на острове Малая Хортица князем Д. Вишневецким, которого казаки признали своим гетманом (главнокомандующим). С тех пор Запорожская Сечь с ее постоянным гарнизоном, жившим в отдельных куренях, рассматривалась казаками как их главное укрепление и убежище; себя же казаки стали официально называть Войском Запорожским низовым. До середины XVI в. история Запорожской Сечи преимущественно легендарная, только примерно с 1552 г., когда она располагалась на о. Малая Хортица, о ней имеются достоверные исторические сведения. Причиной возникновения Запорожской Сечи как организованного военно-политического центра была необходимость противодействия колонизации освоенныхи земель и постоянная турецко-татарская опасность. Казацкие владения еще назывались Вольности Войска Запорожского, а центральное поселение — Кош.
Запорожская Сечь была хорошо укреплена. Посредине крепости находилась большая площадь, в центре ее — церковь св. Покровы, неподалеку, с одной стороны, — колодец, с другой — столб, возле которого карали виновных в нарушении сечевых обычаев. На сечевой площади, полукругом располагались курени — длинные дома, покрытые камышом, а также дома старшины, канцелярия, пушкарня, склады, арсенал. Каждый курень имел название, которое происходило преимущественно от местности, откуда были родом основатели куреней: Корсунский, Полтавский, Уманьский, Стеблеевский, Батуринский, Ингульский и т. д. Число куреней было стабильным со времени документальной истории Сечи до конца существования Задунайской Сечи и переселения бывших запорожцев на Кубань в конце XVIII в. Под влиянием различных обстоятельств Сечь часто меняла свое местонахождение: известны Хортицкая, Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Чертомлыцкая, Каменская, Олешковская, Подпольненская (Новая Покровская), Задунайская. Вся территория Сечи делилась на 8 (сначала на 5) округов: Кодацкую, Самарскую, Орельскую, Ингульскую, Бугогардовскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую. Таким образом, владения Запорожской Сечи охватывали земли современной Днепропетровской и Запорожской областей, частично — Кировоградской, Одесской, Николаевской, Херсонской, Донецкой областей.
|
|
На Сечи действовало обычное право, перед которым все были равны независимо от социального происхождения, национальной принадлежности и места в казацкой иерархии. Высший орган власти на Сечи — казачья рада. На сечевой раде решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрания казацкой старшины, распределения земель между куренями и т. д. Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. — кошевой атаман ). В период своего правления он имел неограниченную власть и авторитет, но в любой момент войсковая рада могла лишить его этой власти. Для более оперативного управления делами существовала рада старшины. Исполнительное правительство Сечи состояло из кошевого атамана (сначала гетмана), войскового писаря, войс кового судьи и войскового есаула. На Сечи выборными были все должности — от наивысшей (кошевой атаман) до самой низкой. Сечь принимала в свои ряды всех, независимо от социального происхождения, национальности, религии. Но одним из главных объединительных факторов на Сечи была православная вера. Тот, кто прибывал на Сечь добровольно, сознательно и без принуждения, должен был принять православную веру.
Помимо вольных запорожцев на Украине сформировались еще две разновидности казаков — городовые и реестровые. Так, в Каневе в 1600 г. проживало 960 мещан и более 1300 городовых казаков с семьями. Нуждаясь в дополнительных вооруженных отрядах для охраны собственных границ и ведения войн против Османской империи и Московского государства и понимая бесполезность любых попыток подчинить себе Запорожскую Сечь, польское правительство решило привлечь к себе на службу часть городовых казаков. В 1568 г. король Сигизмунд Август направил казакам универсал с предложением поступить на военную службу за денежную плату. Поскольку наемных казаков записывали в особые списки — реестры, их в дальнейшем стали называть реестровыми. Новый король, Стефан Баторий, в 1578 г. санкционировал создание нового отряда реестровых казаков в составе 500 человек. Отряд делился на десятки во главе с атаманами. Реестровые казаки получили ряд прав и «вольностей». Они не подлежали суду правительственных чиновников, а судились по обычаю своим собственным судом; как люди военные, они освобождались от уплаты всяких налогов и сборов; имущество умершего казака передавалось тому, кому он его завещал; госпиталь в Терехтемирове передавался казакам для лечения раненых. Спустя два года на государственной службе насчитывалось уже 988 казаков. Опыт их военной организации постепенно перенимался и остальными казаками.
5. Сагайдачный Петр (Конашевич-Сагайдачный Петр; ок. 1570— 10(20).04.1622) — гетман украинского реестрового казачества, известный политический деятель первой четверти XVII в. В 1606 г. избран гетманом украинского казачества (по др. данным — в 1601). Благодаря деятельности Сагайдачного казацкое войско превратилось в регулярное военное формирование. Прославился как организатор походов запорожских казаков против турок и татар. Под его руководством были взяты города Варна, Очаков, Перекоп (1607), Синоп, Трапезунд, Кафа (1616). Военные победы Сагайдачного содействовали росту международного признания украинского казачества. Весной 1618 г. Сагайдачный во главе 10-тысячного казацкого войска принял участие в походе польского королевича Владислава на Москву. Казаки взяли города Ливны, Елец, осадили г. Михайлов. Неподалеку от Москвы казацкое войско соединилось с отрядами королевича Владислава, который поручил гетману руководить осадой города.
Известен и как культурно-просветительский деятель. При его содействии в Киеве возникла культурная ячейка, в которую входили И. Борецкий, Е. Плетенецкий, К. Сакович, М. Смотрицкий и др. Благодаря активной поддержке Сагайдачного 9 октября 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан высвятил И. Борецкого на митрополита Киевского, что позволило возобновить православую иерархию в Речи Посполитой. В своих обращениях к польскому правительству гетман добивался официального признания православной церкви. В 1620 г. Сагайдачный вместе со всем Войском Запорожским записался в Киевское Богоявленское братство. Гетман материально помогал Киевской братской школе. Он стал первым из украинских гетманов, который стремился объединить военное могущество казачества с деятельностью других сословий украинского общества (духовенства, украинской шляхты и мещан) для достижения автономии Украины в составе Речи Посполитой. Принадлежал к умеренной части казацкой старшины, которая пыталась отстоять интересы украинского народа путем переговоров и компромиссов с польским правительством.
После начала Хотинской войны 1620—1621 гг. и просьб короля Сигизмунда ІІІ Вазы и правительства Речи Посполитой о помощи в войне с турками Сагайдачный поехал в Варшаву, где передал королю петицию о предоставлении привилегий православному населению Украины и казацкому войску, выполнение которых значило бы предоставление Украине статуса автономии в составе Речи Посполитой. В сентябре 1621 г. Сагайдачный возглавил 40-тысячную армию, которая, присоединившись к польским войскам, сыграла решающую роль в разгроме турок в битве под Хотином. В апреле 1622 г. Сагайдачный, раненный во время Хотинской битвы отравленной стрелой, умер. Перед смертью Сагайдачный почти все свои средства пожертвовал на восстановление Богоявленского монастыря и содержание Киевской, Львовской и Луцкой братских школ. Похоронен в Братском монастыре в Киеве.