История беларуси. Схема 3. 4. Логика Организации процесса обучения истории

Схема 3.4.Логика организации процесса обучения истории

На начальном этапе обучения ученики не готовы к такой работе. Нужна такая организация системы учебного процесса, которая обеспечит от класса к классу неуклонное сокращение роли учителя, как носителя знаний, организатора учебного процесса и возрастание степени самостоятельной работы школьников, по мере овладения ими способами познавательной деятельности.(См. Схема 3.4.Логика организации процесса обучения истории)

Использование системно-деятельностного подхода к процессу обучения.

Схема 3.3. Структура учебной познавательной деятельности учащихся.


Следует отметить, что современный образовательный стандарт соотносится с данными подходами ученых к структуре деятельности учеников в учебном процессе, так как в своих требованиях к овладению универсальными действиями предполагает освоение школьниками личностных, познавательных и регулятивных действий.

Теоретические положения о деятельности учащихся в процессе обучения лежат в основе процесса обучения истории в современных условиях.

Указанные компоненты познавательной деятельности находят свое отражение в содержании ФГОС в требованиях к развитию способности учеников находить личностно-значимый смысл своей деятельности, самостоятельно организовывать планировать регулировать, осуществлять и анализировать свои действия.

Модернизация образования на основе деятельности учеников требует принципиальных изменений существовавшего до сих пор процесса обучения.

Его организация на основе ситстемно-деятельносстного подхода предполагает изменение направленности и содержания разработки процесса предметного обучения, переосмысления места урочной деятельности по истории в общей системе обучения в школе.

Рассмотрим подходы к организации процесса обучения истории в новых условиях

При «знаниевой» модели обучения общая логика построения образовательного процесса определяется задачами продвижения ученика от незнания к знаниям по предмету. Учитель истории сам объясняет цели изучения нового материала урока, отбирает, упорядочивает и предъявляет школьникам в готовом виде учебный материал, объясняет его, ставит вопросы к источникам знаний, анализирует результаты деятельности школьников. Способы познавательной деятельности полностью осознает и понимает только учитель, он, а не ученики главная фигура учебного процесса. Школьники ведомы педагогом, овладевают под его руководством знаниями данного урока, но новый материал не смогут освоить самостоятельно. При этом в планировании процесса обучения педагог ориентируется не на личность каждого школьника, а на некоего «среднего ученика», без учета индивидуальных интересов и возможностей своих воспитанников.

При деятельностной модели обучения в центре образовательного процесса находится ученик, точнее все ученики с их самыми разными интересами и способностями. В итоге обучения они должны научиться познавать мир в процессе собственной познавательной деятельности. Для этого важно, чтобы процесс обучения планировался не только исходя из того, что необходимо делать учителю на уроке (действия преподавания), но и из того, какие ответные действия (действия учения) совершают его воспитанники. При этом учитель теперь должен управлять действиями самих учащихся: формулировать цели, план изучения материала, выбирать источники и способы их освоения, изучать новые вопросы учебного содержания, анализировать результаты своих действий. Ученики приобретают опыт осознанных учебных действий, который может быть использован при дальнейшем обучении.

Роль учителя теперь заключается не в изложении готовой учебной информации, а в организации образовательной среды, в которой создаются условия для деятельности самих учеников; в методическом сопровождении учащихся в их самостоятельной работе; в управлении процессом освоения ими знаний.

Учебно-познавательная деятельность школьников становится системообразующим ядром при построении всей системы образования, в том числе и обучения истории.

Предметное обучение - та среда, в которой ученик овладевает специальными умениями и непосредственно приобретает основной опыт познавательных действий.

В силу того, что школьное обучение состоит из различных предметов, в процессе обучения ученик осваивает разнообразные виды деятельности, одни из них востребованы только в рамах данного предмета, другие – становятся универсальными, свойственными всем или большинству предметов (например, способность чтения, письма). Кроме того, так как деятельность ученика не ограничивается рамками школы и за ее пределами ученик также приобретает опыт деятельности, то им достигаются не только предметные, но и метапредметные результаты. В глоссарии (словаре) ФГОС под метапредметными результатами понимаются «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Соответственно, предметное обучение теперь рассматривается как компонент общей системы школьного образования, которое включает в себя урочную и внеурочную деятельность ученика в рамках образовательного пространства школы. А сама система школьного образования устанавливает связи с другими образовательными системами, за рамками пространства школы (с системой дополнительного образования, культурно-просветительными учреждениями города и т.д.).

В результате реализации такой модели обучения и предполагается, что будет сформирована компетентная личность, способная к адаптации в окружающем мире.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает принципиальные изменения всей методической системы обучения истории: новых подходов к отбору учебного содержания, форм, методов и средств обучения, которые будут обеспечивать познание прошлого в процессе деятельности учащихся, а также разработки новых критериев и способов оценки достижений школьников.


[1] Концепциями принято называть научно обоснованные, систематизированные теоретические взгляды, отражающие позиции авторов на ту или иную педагогическую проблему.

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

заочной формы обучения

Часть 1

Могилёв 2011


УДК 94 (470+571)

ББК 63.3 (2 Бел)

М 74

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13

Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий

Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко

Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.

Учебное издание

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Часть 1

Ответственный за выпуск С. Е. Макарова

Технический редактор И. В. Голубцова

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г.

212000, г. Могилев, пр. Мира, 43

© ГУ ВПО Белорусско-Российский

университет, 2011


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: