1. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и исчерпание возможностей для её дальнейшего развития.
2. Социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления, принявшие в годы Крымской войны форму самовольного ухода крестьян в ополчение, за что, по слухам, полагалось свобода от крепостной зависимости
3. Поражение России в Крымской войне, наглядно показавшее всю глубину социально-экономического и военно-технического отставания страны от развитых европейских государств, где уже утвердились новые капиталистические отношения.
4. Осознание обществом необходимости перемен, вызванное моральным дискомфортом в стране, где большая часть крестьянского населения, такого же русского и православного, как и дворяне, находилась на положении рабов.
Реформы Александра II (1855-1881) и контрреформы Александра III (1881-1894)
Александр II Освободитель | Александр III Миротворец |
1.Отмена крепостного права (1861), освобождение крестьян с землёй, но за большой выкуп и с сохранением временнообязанного состояния | 1.Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882) |
2.Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народного представительства на местном уровне, проект Лорис-Меликова о Всероссийском совещании земств | 2.Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892) |
3.Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса | 3.Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку |
4.Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов | 4.Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат |
5.Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям | 5.Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений |
6.Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии | 6.Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословий, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян |
7.Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности» | 7.Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда изданий. |
Опыт индустриальной модернизации России в сравнении с «революцией Мэйдзи» в Японии в 1861-1904 годах.
|
|
|
|
Россия | Япония |
1.В России сохранилась община, крестьяне не стали собственниками земли | 1.Японский феодализм типологически был близок к европейскому, в недрах которого зародилась частная собственность |
2.Экстенсивное, полунатуральное сельское хозяйство, тормозившее развитие рынка | 2.Интенсивное сельскохозяйственное производство, ориентированное на рынок |
3.Высокий уровень грамотности (до 60%) | 3.Неграмотность значительной части населения, особенно сельского |
4.Большая часть дворянства была против преобразований и ограничения сословных привилегий, «просвещённая бюрократия» в меньшинстве | 4.Превращение военного сословия (самураев), оторванного от земли, в прослойку «рациональной бюрократии», заинтересованную в преобразованиях |
5.Нежелание правительства дать обществу конституцию и минимум политических свобод | 5.Принятие конституции 1889 года, ограничившую монархию, одновременно усилив её влияние и авторитет |
6.Община сохранялась для административно-полицейских функций и фискальных задач | 6.Удалось синтезировать традиционный коллективизм и развивавшийся индивидуализм |
7.Слабая опора на собственный опыт, часто некритическое заимствование иностранного опыта, постоянные метания от ксенофобии к заискиванию перед иностранцами | 7.Патриотизм, приверженность к традициям не мешали использованию позитивных сторон зарубежного опыта («Японская этика плюс западная техника») |
8.Усиление напряжённости между различными группами российского общества, где каждая выдвигала свой вариант развития страны | 8.Наличие у общества и власти общих врагов: системы сегуната и агрессивных иностранцев |
9.Национальная однородность и культурная общность японского общества, наличие общей цели – превращения страны в великую державу | 9.Сложный национальный, конфессиональный и культурный состав российского общества. |