Гражданско- политическая жизнь в Украине в 30х годах ХХ столетия. Становление Сталинского тоталитарного режима

№27

Общественно-политическая жизнь в Украине в 30-е годы была чрезвычайно сложной и противоречивой.

С одной стороны, модернизация общества открыла народу доступ к образова­нию, продвижению по службе для многих представителен рабочих и крестьян. Они пополняли ряды интеллигенции, становились инженерами, врачами, руко­водителями предприятий. Быстрый рост городов вел к увеличению городского и уменьшению сельского населения, приобщению к городской, культуре миллионои крестьян. Украинизация 20-х годов привела к росту национальной культуры. Украинский язык входил в обиход рабочих и служащих. Существовали обще­ственные и общественно-политические организации (компартия, комсомол, проф­союзы, пионерская организация и т.д.), которые давали определенную возмож­ность самореализации человека.

С другой стороны, вся общественно-политическая жизнь Украины удержива­лась в узких рамках большевистской идеологии. Существовала единственная партия - Компартия Украины, которая была неотъемлемой составной частью ВКП (б). Все общественные организации находились под контролем партии и тайной полиции - Государственного политического управления (ГПУ). Их рабо­та контролировалась и направлялась партией.

Традиционная для Украины общественная структура - православная цер­ковь; единственная некоммунистическая легальная организация, находилась под сильным давлением властей. Б 1930 г. была распущена Украинская автокефаль­ная православная церковь (УАПЦ), представлявшая собой национальное тече­ние з православии. Другие религиозные течения также подвергались гонениям. В середине 30-х годов в Украине функционировало лишь 9% действовавших в 1913 г. религиозных заведений.

В 30-е годы сталинский режим свернул украинизацию и обратился к полити­ке русификации, которую столетиями проводили русские цари. Выли ликвиди­рованы национальные районы и национальные учебные заведения, а их руковод­ство репрессировали.

Конец 20-х и все 30-е годы прошли под знаком жестокого террора, жертвами которого стали сотни тысяч крестьян, многие представители интеллигенции, особенно украинской национальной.

В 1930 г. состоялся сфабрикованный ГПУ процесс Союза освобождения Укра­ины (СВУ). Судили интеллектуальную элиту украинского народа. Среди 45 осуж­денных - 2 академика, 11 профессоров, 2 писателя, преподаватели вузов, науч­ные работники, священники, студенты.

В январе 1930 г. была принудительно распущена УАПЦ, а митрополита М. Борецкого, епископов и священников репрессировали.

Продолжением расправ над интеллигенцией было «изобличение» еще одной «враждебной организации» - Украинского национального центра (УНЦ) и его структурного подразделения - Украинской воинской организации (УВО). В них ГПУ включило многих выдающихся представителей старой украинской интел­лигенции. Руководителем этой организации мастера кровавых дел объявили М. Грушевского, вследствие чего в 1931 г. распустили историческую секцию Ака­демии наук, которую он возглавлял. Самому М. Грушевскому предъявили обви­нение в «буржуазном национализме» и выслали в Россию (учёный умирает в 1934 г. при довольно загадочных обстоятельствах).

Проявлением борьбы с оппозицией были репрессии 1933 г., которые приобре­ли массовый характер после убийства в 1934 г. С. Кирова. В Украине их проводи­ли под лозунгом борьбы против «буржуазного украинского национализма».

Страшными были «чистки». Почти половину состава КП(б)У, подавляющее большинство членов ЦК и Политбюро ЦК КП(б)У было уничтожено. Погибли Э. Клиринг, С. Косиор, члены украинского советского правительства (Н. Скрип-ник, Ю. Коцюбинский, В. Чубарь, О. Шлихтер).

Особо страшный удар испытали на себе воинские кадры республики: был полностью уничтожен штаб Киевского военного округа> который возглавлял И. Якир. Одновременно репрессии коснулись и Харьковского военного округа, в котором на протяжении июня 1937 г. - октября 1938 г. безосновательно было репрессировано 150 человек командного состава высшего ранга. Среди репресси­рованных были И. Якир, И. Федько, Б. Думенко.

Тоталитарный режим стремился идеологически оправдать массовый террор. Сталин навязал советскому обществу тезис об обострении классовой борьбы по мере развертывания социалистического строительства. Это положение дополня­лось другим - о наличии в советских республиках, в УССР в частности, национа­листических уклонов. Газетные полосы, радио, кинохроника были переполне­ны сфабрикованными следствием материалами о «преступных деяниях врагов народа», их шпионстве в пользу иностранных государств, вредительстве на про­изводстве, в армии. Проводились массовые митинги, организаторы которых тре­бовали от выступающих осуждения выявленных «врагов народа», одобрения смер­тных приговоров и т.п.

Сталинский террор толкал общество в пропасть страха, отчаяния, мораль­ной деградации.

Доносительство стало нормой жизни множества людей. Многие дети отказы­вались от родителей, объявленных «врагами народа», многие родители по той же причине отрекались от своих детей.

Голодомор 1932^1933 гг. в Украине стал одной из крупнейших трагедий в мировой истории XX века. Он сопровождался множеством случаев морального падения людей, нечеловеческого их поведения. Режим не только уничтожал, но и растлевал людей, пробуждая в них самые низменные чувства.

И если жители Украины в массе своей сумели в ЗО-е годы сохранить челове­ческую мораль, то это свидетельствует о ее прочности, несгибаемости, неподЕлае-тности сталинскому режиму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: