Президент Д. А. Медведев

Основные черты внешней политики Российской Федерации

В «нулевые» годы XXI в. внешняя политика российско­го руководства базировалась на Концепции национальной безопасности и принятой на ее основе Военной доктрины.

Эти документы обеспечивали разновекторность российской дипломатии. Основным направлением внешней политики продолжали оставаться взаимоотношения с ведущими демо­кратическими мировыми державами. Варварские террористи­ческие акты террористов-самоубийц, направивших захвачен­ные самолеты с пассажирами на бортах на здания всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. вызвали возмущение всего цивилизованного мира. Первым, кто вы­разил соболезнования американскому народу в телефонном разговоре с американским президентом, был В. В. Путин.

Угроза терроризма сплотила большинство государств мира. Россия поддержала невоенными средствами и метода­ми борьбу США с режимом талибов в Афганистане, укры­вавшем на своей территории лидеров международных терро­ристических организаций. К сожалению, несмотря на угрозу международного терроризма уровень противоречий между ведущими западными странами и Россией не снизился. Тем не менее курс на интеграцию в целом продолжился. Уда­лось сохранить относительно хорошие отношения с США. В частности, по Московскому договору 2002 г. о сокращении стратегических вооружений уровень боезарядов был снижен до 1700—2200 для каждой из сторон. Доверительные отно­шения сложились у российского руководителя с главами ведущих европейских государств: Германии, Франции, Ита­лии и др.

В то же время Россия заняла принципиальную позицию по ряду вопросов международных отношений. В частности, российское руководство в 2003 г. осудило вторжение амери­канцев и их союзников в Ирак, выступало против расшире­ния НАТО, в 2007 г. ввело мораторий на участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В ответ на планы США разместить элементы противоракетной обо­роны в Чехии и Польши Россия возобновила полеты своих стратегических бомбардировщиков, выход на патрулирова­ние своего флота.

Российский лидер значительно расширил сферу традици­онных международных отношений России. В. В. Путин по­бывал не только в странах, являющихся традиционными вос­точными партнерами России, — в Китае и Индии, но и там, куда до него не доезжали советские и российские руководите­ли: в Малайзии, Таиланде, Южной Корее, Мексике, Израиле, Австралии, Объединенных Арабских Эмиратах. Это повысило международный авторитет России. Стали восстанавливаться экономические связи с бывшими союзными республиками. Состоялись визиты российского Президента в КНДР, чему предшествовали его встречи с северокорейским лидером Ким Чен Иром, на Кубу, во Вьетнам.

Активно защищал Президент отечественный бизнес, спо­собствуя укреплению его на международной арене.

Более прагматичной, взвешенной, исходящей в первую очередь из интересов страны стала политика по отношению к странам СНГ. Весной 2004 г. В. В. Путин на встрече со сво­ими представителями на президентских выборах заявил, что Россия перестала быть «дойной коровой» для ближнего за­рубежья. В следующем году он охарактеризовал образование СНГ как «цивилизованный развод». Постоянно в первом де­сятилетии возникали дискуссии по вопросу российского-бе­лорусского союза. Сложными оставались российско-грузин­ские отношения. В сентябре 2002 г. они обострились в связи с деятельностью чеченских террористов в Панкисском уще­лье Грузии. Затем ухудшились в результате произошедшей в 2003 г. в Грузии «революции роз» и ее последствий. «Оран­жевая революция» в Украине и приход к власти В. Ющенко осложнили отношения между братскими народами России и Украины.

Наряду с двусторонними контактами Россия активно осу­ществляла сотрудничество с международными организаци­ями: ООН, НАТО, «Большой семеркой» (переименованной в «Большую восьмерку»), МВФ, Европейским союзом, Орга­низацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, регу­лярно присутствовала на форумах стран Азиатско-тихоокеан­ского региона.

Всего за время своего президентства В. В. Путин посетил 54 страны, в том числе 16 раз Украину, 12 раз Германию, 11 — Казахстан, 9 — Францию и 8 — Белоруссию.

В феврале 2007 г. В. В. Путин в Мюнхене произнес речь, в которой подвел итоги и наметил перспективы российской внешней политики. Она была посвящена однополярности современной политики, видению места и роли России в сов­ременном мире с учетом нынешних реалий и угроз. «Рос­сия, — заявил Президент, — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привиле­гией проводить независимую внешнюю политику. Мы соби­раемся не изменять этой традиции и сегодня».

Итоги выборов в Государственную Думу пятого созыва (декабрь 2007 г.) продемонстрировали поддержку россияна­ми политического и социального курса В. В. Путина. Пропрезиденские партии на выборах получили 72% голосов избира­телей, в том числе «Единая Россия» — 64% и «Справедливая Россия» — более 7%. Коммунисты набрали около 12% голо­сов избирателей, ЛДПР — около 8%. Остальные партии, уча­ствовавшие в выборах, оказались за бортом российского пар­ламента. Вскоре после парламентских выборов В. В. Путин выдвинул через подконтрольную ему политическую партию «Единая Россия» кандидатуру главы своей администрации Д. А. Медведева на пост Президента России.

На состоявшихся 2 марта 2008 г. президентских выборах кандидатура 42-летнего Д. А. Медведева набрала более 70% голосов избирателей.

Новый Президент, юрист по образованию, назвал перво­степенной задачей «утверждение верховенства закона, вер­ховенства права в целом в нашем обществе». 31 июля 2008 г. он подписал национальный план противодействия корруп­ции. На его основе была утверждена национальная стратегия противодействия коррупции. Она закрепляла систему мер антикоррупционного характера, направленных на развитие правовой базы, в том числе антикоррупционную эксперти­зу нормативных правовых актов, профилактику коррупци­онных правонарушений, публикацию сведений о доходах и имуществе государственных служащих, защиту бизнеса от административного произвола и др. Для реализации на­циональной стратегии по борьбе с коррупцией был создан Антикоррупционный совет во главе с Президентом. В Госу­дарственную Думу был внесен законопроект «О противодей­ствии коррупции».

Дальнейшее развитие получила судебная реформа. В частности, был разработан и принят Федеральный закон от 28 июня 2010 г. № 123-ФЗ «Об обеспечении доступа к ин­формации о деятельности судов в Российской Федерации», который содержит требование о публикации информации о судах в информационной сети «Интернет» и СМИ. Были сокращены сроки рассмотрения гражданских дел в судах. В начале 2010 г. в российское законодательство была введена новая норма, предусматривающая домашний арест за мелкие правонарушения.

В посланиях Федеральному Собранию 2008 и 2009 гг. Президент Д. А. Медведев заявил о корректировках действу­ющей Конституции и сложившейся политической системы страны. В частности, было предусмотрено увеличение срока полномочий Президента до шести и Государственной Думы до пяти лет. Предусматривалось, что политические партии, победившие на выборах в региональный парламент, будут представлять Президенту кандидатуры на пост главы субъ­екта РФ, Совет Федерации будет формироваться из депута­тов региональных парламентов и представительных органов местного самоуправления, минимальная численность поли­тических партий снизится до 40 тыс. человек, партии, набрав­шие на выборах в Государственную Думу от 5 до 7% голосов избирателей, получат в парламенте один-два мандата. Повы­силась роль институтов гражданского общества. В частности, законодательные инициативы стали проходить экспертизу в Общественной палате.

Был принят Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О поправке к Конституции Российской Федерации о кон­трольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», которым предусма­тривалось представление Правительством РФ в Государствен­ную Думу ежегодных отчетов о результатах своей деятельнос­ти. Заметны стали кадровые нововведения. Под патронатом Президента был создан федеральный резерв управленческих кадров до 1 тыс. человек.

Большое внимание российское руководство уделяло поло­жению на Кавказе. Указом Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82 был создан восьмой федеральный округ, в который во­шли Ставропольский край и северокавказские республики.

После взрывов в московском метро 29 марта 2010 г. и по­следовавших затем террористических актов в Дагестане Пре­зидент России выдвинул программу борьбы с терроризмом. Она предусматривала укрепление силовой составляющей, т.е. органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, других силовых ведомств, удары по террористам, развитие экономики Северного Кавказа, укрепление нравственности, духовной составляющей, помощь лидерам традиционного ислама.

Летом 2008 г. была принята новая концепция внешней по­литики России. Если прежняя внешнеполитическая доктрина выступала против гегемонии одной сверхдержавы, ставила задачу добиваться многополярного мира, то новая концепция утверждала, что эта миссия успешно выполнена. Выявились перспективы утраты Западом монополии на глобализацион-ные процессы. В этих условиях Президент России объявил об «инвентаризации внешней политики», она должна стать более агрессивной при следовании международному праву, развивать партнерские отношения с разными странами, за­щищать своих граждан за рубежом, присутствовать в регио­нах, где у России «привилегированные интересы».

В августе 2008 г. Грузия начала боевые действия в Южной Осетии, где по Дагомысскому соглашению 1992 г. российско-грузино-осетинские миротворческие силы поддерживали в регионе хрупкий мир. В этих условиях российские войска вынуждены были начать, по словам Д. А. Медведева, «опера­цию по принуждению грузинских властей к миру». 26 августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и Аб­хазии.

После избрания в США президентом Б. Обамы сложи­лись условия для «перезагрузки» российско-американских отношений. Страны пошли на взаимные уступки по целому ряду двусторонних проблем. Это способствовало подписа­нию в апреле 2010 г. в Праге Договора о стратегических на­ступательных вооружениях между Россией и США, который предусматривает для каждой из сторон 1550 развернутых бое­зарядов, т.е. сокращение примерно на треть по сравнению с Московским договором. Стороны обязались не размещать стратегическое вооружение вне своих территорий.

Активно участвовала Россия в программе по ядерной без­опасности, чему в апреле 2010 г. был посвящен саммит в Ва­шингтоне.

Тогда же состоялся первый за 125 лет дипломатических отношений визит российского руководителя в Аргентину. Во время российско-аргентинских переговоров был подписан ряд документов, главным из которых стал договор о сотруд­ничестве в области мирного использования атомной энергии, в частности о строительстве в Аргентине атомной электро­станции, а также договоры, расширяющие и углубляющие партнерство двух стран в области железнодорожного строи­тельства, освоения космоса, геологических изысканий и т.д.

Интерес мировой общественности вызвали предложения российского Президента на совещании руководителей стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, к которым в 2011 г. присоединилась Южно-Африканская Республика, что при­вело и к изменению наименования этой организации — БРИ КС) о современных проблемах мировой экономики, ре­формировании МВФ и Всемирного банка, противодействии глобальному изменению климата. Встреча сопровождалась двусторонними переговорами о сотрудничестве, рассмотре­нии взаимовыгодных экономических проектов.

После избрания в Украине президентом В. Януковича оживились российско-украинские отношения.

Важнейшей задачей, стоящей перед Россией, был провоз­глашен переход ее на «новую, более высокую ступень разви­тия цивилизации». Для этого необходимо активное внедре­ние новейших энергетических, информационных систем, медицинских технологий, радикальное повышение энерго­эффективности экономики. Приоритетным направлением для перехода к инновационному пути развития является мо­дернизация образования, развитие и повышение эффектив­ности науки, создание научно-образовательных комплексов.

С этой целью в начале 2010 г. было принято решение о создании инновационного центра в районе Сколково под Москвой. Планируется привлечь туда выдающихся ученых, включая нобелевских лауреатов, расположить штаб-кварти­ры самых современных отечественных и зарубежных крупных компаний. К финансированию проекта должны привлекать­ся не только государственные средства, но и инвестиции биз­неса. В будущем планируется создание ряда инновационных центров подобного типа в различных регионах страны.

События, связанные с выборами Государственной Думы шестого созыва и президентской компанией 2012 г. внесли определенные коррективы в политическую и социально-эко­номическую ситуацию в стране.

На выборах депутатов Государственной Думы, состояв­шихся 4 декабря 2011 г., 49% голосов избирателей получила политическая партия «Единая Россия». Это оказалось значи­тельно меньше, чем на выборах 2007 г. Сразу после выборов начались массовые гражданские протесты. Как системная оппозиция (парламентские партии — КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и официально зарегистрированные партии «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело»), так и неси­стемная оппозиция (не получившие регистрации в качестве политических партий организации «Левый фронт», «Дру­гая Россия», «Партия народной свободы», ряд национали­стических объединений и др.) подвергли сомнению итоги выборов. В декабре 2011 г. протестные митинги состоялись в Москве и других городах России. Особой массовостью отли­чались московские акции на Болотной площади (10 декабря) и на проспекте Сахарова (24 декабря). На улицу вышел сфор­мировавшийся за предшествующие годы и проснувшийся средний класс. Митинги не имели четкой политической на­правленности. На них присутствовали представители самых различных, подчас полярных, политических сил. П9 данным социологической службы «Левада-Центр», среди митингую­щих 70% разделяли либеральные, демократические взгляды, 24% — исповедовали левые идеи, 6% — националистические. По определению радиостанции «Эхо Москвы», эти митинги характеризовались этической направленностью, они были направлены фактически против тотального чиновничьего произвола.

К чести действующей власти голоса оппозиции были услы­шаны. 22 декабря 2011 г. в Послании Президента Д. А. Медве­дева Федеральному Собранию было заявлено о возвращении прямых всенародных выборов губернаторов, о существенном упрощении правил созданий политических партий и реги­страции кандидатов в президенты. На следующий день соот­ветствующие законопроекты были направлены в Государст­венную Думу Федерального Собрания.

На этом фоне развернулась президентская компания 2012 г. 4 марта российские избиратели отдали 64% голосов В. В. Путину, 17% — Г. А. Зюганову, 8% — новому игроку на политическом поле М. Д. Прохорову, 6% — В. В. Жири­новскому, 4% — С. М. Миронову.

Федеральным законом от 2 апреля 2012 г. внесены измене­ния в Федеральный закон «О политических партиях», согла­сно которым в политической партии должно состоять не ме­нее 500 членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: