Основные черты внешней политики Российской Федерации
В «нулевые» годы XXI в. внешняя политика российского руководства базировалась на Концепции национальной безопасности и принятой на ее основе Военной доктрины.
Эти документы обеспечивали разновекторность российской дипломатии. Основным направлением внешней политики продолжали оставаться взаимоотношения с ведущими демократическими мировыми державами. Варварские террористические акты террористов-самоубийц, направивших захваченные самолеты с пассажирами на бортах на здания всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. вызвали возмущение всего цивилизованного мира. Первым, кто выразил соболезнования американскому народу в телефонном разговоре с американским президентом, был В. В. Путин.
Угроза терроризма сплотила большинство государств мира. Россия поддержала невоенными средствами и методами борьбу США с режимом талибов в Афганистане, укрывавшем на своей территории лидеров международных террористических организаций. К сожалению, несмотря на угрозу международного терроризма уровень противоречий между ведущими западными странами и Россией не снизился. Тем не менее курс на интеграцию в целом продолжился. Удалось сохранить относительно хорошие отношения с США. В частности, по Московскому договору 2002 г. о сокращении стратегических вооружений уровень боезарядов был снижен до 1700—2200 для каждой из сторон. Доверительные отношения сложились у российского руководителя с главами ведущих европейских государств: Германии, Франции, Италии и др.
|
|
В то же время Россия заняла принципиальную позицию по ряду вопросов международных отношений. В частности, российское руководство в 2003 г. осудило вторжение американцев и их союзников в Ирак, выступало против расширения НАТО, в 2007 г. ввело мораторий на участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В ответ на планы США разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польши Россия возобновила полеты своих стратегических бомбардировщиков, выход на патрулирование своего флота.
Российский лидер значительно расширил сферу традиционных международных отношений России. В. В. Путин побывал не только в странах, являющихся традиционными восточными партнерами России, — в Китае и Индии, но и там, куда до него не доезжали советские и российские руководители: в Малайзии, Таиланде, Южной Корее, Мексике, Израиле, Австралии, Объединенных Арабских Эмиратах. Это повысило международный авторитет России. Стали восстанавливаться экономические связи с бывшими союзными республиками. Состоялись визиты российского Президента в КНДР, чему предшествовали его встречи с северокорейским лидером Ким Чен Иром, на Кубу, во Вьетнам.
|
|
Активно защищал Президент отечественный бизнес, способствуя укреплению его на международной арене.
Более прагматичной, взвешенной, исходящей в первую очередь из интересов страны стала политика по отношению к странам СНГ. Весной 2004 г. В. В. Путин на встрече со своими представителями на президентских выборах заявил, что Россия перестала быть «дойной коровой» для ближнего зарубежья. В следующем году он охарактеризовал образование СНГ как «цивилизованный развод». Постоянно в первом десятилетии возникали дискуссии по вопросу российского-белорусского союза. Сложными оставались российско-грузинские отношения. В сентябре 2002 г. они обострились в связи с деятельностью чеченских террористов в Панкисском ущелье Грузии. Затем ухудшились в результате произошедшей в 2003 г. в Грузии «революции роз» и ее последствий. «Оранжевая революция» в Украине и приход к власти В. Ющенко осложнили отношения между братскими народами России и Украины.
Наряду с двусторонними контактами Россия активно осуществляла сотрудничество с международными организациями: ООН, НАТО, «Большой семеркой» (переименованной в «Большую восьмерку»), МВФ, Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, регулярно присутствовала на форумах стран Азиатско-тихоокеанского региона.
Всего за время своего президентства В. В. Путин посетил 54 страны, в том числе 16 раз Украину, 12 раз Германию, 11 — Казахстан, 9 — Францию и 8 — Белоруссию.
В феврале 2007 г. В. В. Путин в Мюнхене произнес речь, в которой подвел итоги и наметил перспективы российской внешней политики. Она была посвящена однополярности современной политики, видению места и роли России в современном мире с учетом нынешних реалий и угроз. «Россия, — заявил Президент, — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы собираемся не изменять этой традиции и сегодня».
Итоги выборов в Государственную Думу пятого созыва (декабрь 2007 г.) продемонстрировали поддержку россиянами политического и социального курса В. В. Путина. Пропрезиденские партии на выборах получили 72% голосов избирателей, в том числе «Единая Россия» — 64% и «Справедливая Россия» — более 7%. Коммунисты набрали около 12% голосов избирателей, ЛДПР — около 8%. Остальные партии, участвовавшие в выборах, оказались за бортом российского парламента. Вскоре после парламентских выборов В. В. Путин выдвинул через подконтрольную ему политическую партию «Единая Россия» кандидатуру главы своей администрации Д. А. Медведева на пост Президента России.
На состоявшихся 2 марта 2008 г. президентских выборах кандидатура 42-летнего Д. А. Медведева набрала более 70% голосов избирателей.
Новый Президент, юрист по образованию, назвал первостепенной задачей «утверждение верховенства закона, верховенства права в целом в нашем обществе». 31 июля 2008 г. он подписал национальный план противодействия коррупции. На его основе была утверждена национальная стратегия противодействия коррупции. Она закрепляла систему мер антикоррупционного характера, направленных на развитие правовой базы, в том числе антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, профилактику коррупционных правонарушений, публикацию сведений о доходах и имуществе государственных служащих, защиту бизнеса от административного произвола и др. Для реализации национальной стратегии по борьбе с коррупцией был создан Антикоррупционный совет во главе с Президентом. В Государственную Думу был внесен законопроект «О противодействии коррупции».
|
|
Дальнейшее развитие получила судебная реформа. В частности, был разработан и принят Федеральный закон от 28 июня 2010 г. № 123-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который содержит требование о публикации информации о судах в информационной сети «Интернет» и СМИ. Были сокращены сроки рассмотрения гражданских дел в судах. В начале 2010 г. в российское законодательство была введена новая норма, предусматривающая домашний арест за мелкие правонарушения.
В посланиях Федеральному Собранию 2008 и 2009 гг. Президент Д. А. Медведев заявил о корректировках действующей Конституции и сложившейся политической системы страны. В частности, было предусмотрено увеличение срока полномочий Президента до шести и Государственной Думы до пяти лет. Предусматривалось, что политические партии, победившие на выборах в региональный парламент, будут представлять Президенту кандидатуры на пост главы субъекта РФ, Совет Федерации будет формироваться из депутатов региональных парламентов и представительных органов местного самоуправления, минимальная численность политических партий снизится до 40 тыс. человек, партии, набравшие на выборах в Государственную Думу от 5 до 7% голосов избирателей, получат в парламенте один-два мандата. Повысилась роль институтов гражданского общества. В частности, законодательные инициативы стали проходить экспертизу в Общественной палате.
Был принят Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О поправке к Конституции Российской Федерации о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», которым предусматривалось представление Правительством РФ в Государственную Думу ежегодных отчетов о результатах своей деятельности. Заметны стали кадровые нововведения. Под патронатом Президента был создан федеральный резерв управленческих кадров до 1 тыс. человек.
Большое внимание российское руководство уделяло положению на Кавказе. Указом Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82 был создан восьмой федеральный округ, в который вошли Ставропольский край и северокавказские республики.
|
|
После взрывов в московском метро 29 марта 2010 г. и последовавших затем террористических актов в Дагестане Президент России выдвинул программу борьбы с терроризмом. Она предусматривала укрепление силовой составляющей, т.е. органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, других силовых ведомств, удары по террористам, развитие экономики Северного Кавказа, укрепление нравственности, духовной составляющей, помощь лидерам традиционного ислама.
Летом 2008 г. была принята новая концепция внешней политики России. Если прежняя внешнеполитическая доктрина выступала против гегемонии одной сверхдержавы, ставила задачу добиваться многополярного мира, то новая концепция утверждала, что эта миссия успешно выполнена. Выявились перспективы утраты Западом монополии на глобализацион-ные процессы. В этих условиях Президент России объявил об «инвентаризации внешней политики», она должна стать более агрессивной при следовании международному праву, развивать партнерские отношения с разными странами, защищать своих граждан за рубежом, присутствовать в регионах, где у России «привилегированные интересы».
В августе 2008 г. Грузия начала боевые действия в Южной Осетии, где по Дагомысскому соглашению 1992 г. российско-грузино-осетинские миротворческие силы поддерживали в регионе хрупкий мир. В этих условиях российские войска вынуждены были начать, по словам Д. А. Медведева, «операцию по принуждению грузинских властей к миру». 26 августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
После избрания в США президентом Б. Обамы сложились условия для «перезагрузки» российско-американских отношений. Страны пошли на взаимные уступки по целому ряду двусторонних проблем. Это способствовало подписанию в апреле 2010 г. в Праге Договора о стратегических наступательных вооружениях между Россией и США, который предусматривает для каждой из сторон 1550 развернутых боезарядов, т.е. сокращение примерно на треть по сравнению с Московским договором. Стороны обязались не размещать стратегическое вооружение вне своих территорий.
Активно участвовала Россия в программе по ядерной безопасности, чему в апреле 2010 г. был посвящен саммит в Вашингтоне.
Тогда же состоялся первый за 125 лет дипломатических отношений визит российского руководителя в Аргентину. Во время российско-аргентинских переговоров был подписан ряд документов, главным из которых стал договор о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, в частности о строительстве в Аргентине атомной электростанции, а также договоры, расширяющие и углубляющие партнерство двух стран в области железнодорожного строительства, освоения космоса, геологических изысканий и т.д.
Интерес мировой общественности вызвали предложения российского Президента на совещании руководителей стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, к которым в 2011 г. присоединилась Южно-Африканская Республика, что привело и к изменению наименования этой организации — БРИ КС) о современных проблемах мировой экономики, реформировании МВФ и Всемирного банка, противодействии глобальному изменению климата. Встреча сопровождалась двусторонними переговорами о сотрудничестве, рассмотрении взаимовыгодных экономических проектов.
После избрания в Украине президентом В. Януковича оживились российско-украинские отношения.
Важнейшей задачей, стоящей перед Россией, был провозглашен переход ее на «новую, более высокую ступень развития цивилизации». Для этого необходимо активное внедрение новейших энергетических, информационных систем, медицинских технологий, радикальное повышение энергоэффективности экономики. Приоритетным направлением для перехода к инновационному пути развития является модернизация образования, развитие и повышение эффективности науки, создание научно-образовательных комплексов.
С этой целью в начале 2010 г. было принято решение о создании инновационного центра в районе Сколково под Москвой. Планируется привлечь туда выдающихся ученых, включая нобелевских лауреатов, расположить штаб-квартиры самых современных отечественных и зарубежных крупных компаний. К финансированию проекта должны привлекаться не только государственные средства, но и инвестиции бизнеса. В будущем планируется создание ряда инновационных центров подобного типа в различных регионах страны.
События, связанные с выборами Государственной Думы шестого созыва и президентской компанией 2012 г. внесли определенные коррективы в политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.
На выборах депутатов Государственной Думы, состоявшихся 4 декабря 2011 г., 49% голосов избирателей получила политическая партия «Единая Россия». Это оказалось значительно меньше, чем на выборах 2007 г. Сразу после выборов начались массовые гражданские протесты. Как системная оппозиция (парламентские партии — КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и официально зарегистрированные партии «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело»), так и несистемная оппозиция (не получившие регистрации в качестве политических партий организации «Левый фронт», «Другая Россия», «Партия народной свободы», ряд националистических объединений и др.) подвергли сомнению итоги выборов. В декабре 2011 г. протестные митинги состоялись в Москве и других городах России. Особой массовостью отличались московские акции на Болотной площади (10 декабря) и на проспекте Сахарова (24 декабря). На улицу вышел сформировавшийся за предшествующие годы и проснувшийся средний класс. Митинги не имели четкой политической направленности. На них присутствовали представители самых различных, подчас полярных, политических сил. П9 данным социологической службы «Левада-Центр», среди митингующих 70% разделяли либеральные, демократические взгляды, 24% — исповедовали левые идеи, 6% — националистические. По определению радиостанции «Эхо Москвы», эти митинги характеризовались этической направленностью, они были направлены фактически против тотального чиновничьего произвола.
К чести действующей власти голоса оппозиции были услышаны. 22 декабря 2011 г. в Послании Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию было заявлено о возвращении прямых всенародных выборов губернаторов, о существенном упрощении правил созданий политических партий и регистрации кандидатов в президенты. На следующий день соответствующие законопроекты были направлены в Государственную Думу Федерального Собрания.
На этом фоне развернулась президентская компания 2012 г. 4 марта российские избиратели отдали 64% голосов В. В. Путину, 17% — Г. А. Зюганову, 8% — новому игроку на политическом поле М. Д. Прохорову, 6% — В. В. Жириновскому, 4% — С. М. Миронову.
Федеральным законом от 2 апреля 2012 г. внесены изменения в Федеральный закон «О политических партиях», согласно которым в политической партии должно состоять не менее 500 членов.