Понятие, уровни и виды контроля рекламной деятельности

Г

Основные выводы

1. Рекламная кампания представляет собой комплекс рекламных ме­роприятий, направленных на достижение конкретной маркетинго­вой цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя.

2. Рекламные кампании различаются по следующим критериям: по преследуемым целям; по территориальному охвату; по интенсив­ности воздействия.

3. Основными этапами рекламной кампании можно назвать: опре­деление цели; изучение целевой аудитории; разработку предва­рительного бюджета кампании; назначение ответственных за проведение мероприятий кампании; определение рекламной идеи и концепции; определение каналов коммуникации; разра­ботку обращения; утверждение окончательной сметы; разработ­ку развернутого плана мероприятий кампании; производство рекламоносителей; практическую реализацию кампании; конт­роль результатов кампании.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы рекламных кампаний вы можете назвать? Приведите конкретные примеры.

2. Вы — руководитель рекламной службы рекламодателя. Ваш од­нокурсник — руководитель рекламного агентства, избранного вами для проведения рекламной кампании. С помощью препода­вателя и своих одногруппников смоделируйте гипотетическую рекламную кампанию. Обоснуйте свои действия на каждом из этапов к кампании.

3. Заполните образец креативного брифа для гипотетической рек­ламной кампании своего товара:

Раздел 4. Рекламный менеджмент/

Положение фирмы на рынке на текущий момент по сравнению с основными конкурентами:

Отличительные черты рекламируемой торговой марки/товара/услуги:

2. Характеристика основных клиентов Кто основной потребитель продукции фирмы?

Мотивы покупки товаров (услуг) фирмы:

Какова специфика вашей потребительской аудитории:

Каково отношение потребителей к вашему товару?

Какие тенденции и вкусы потребителей влияют на это отношение?

3. Конкуренты Кого вы считаете своим основным конкурентом?

Основные отличия торговых предложений (сервиса) от подходов конкурентов:

Характеристика объемов продаж (услуг) в сравнении с ближайшими конкурентами:

Сопоставление ценовой политики с ценовой политикой конкурентов:

Оцените рекламную активность конкурентов:

Какая именно реклама конкурентов является, по вашему мнению, наиболее удачной?

4. Планируемая рекламная кампания Опишите интересующую вас аудиторию:

География рынка, освоение которого планируется данной рекламной кампанией:

Какие рекламные шаги использовались ранее, краткая характеристика их эффек­тивности:,.-...

На что должна быть направлена рекламная кампания?

Применение каких рекламных акций принесло вам положительные результаты? Приведите образцы удачных:

Ожидаемый эффект от планируемой рекламной кампании:

Обязательные главные элементы изобразительного ряда:

.5. Контроль рекламной деятельности

Обязательные сопутствующие (фоновые) элементы изобразительного ряда:

Обязательная текстовая информация, которая должна присутствовать (текст Приложить):

Обязательные персонажи, которые должны присутствовать в создаваемой рекламе:

Опишите желаемую реакцию, те впечатления и чувства, которые должен испыты­вать клиент после знакомства с вашей рекламой:

Дополнительные пожелания:

4. На основании информации заполненного брифа укажите, какие мотивы вы будете использовать в рекламе. Предложите возмож­ные варианты рекламной концепции, которая объединит меро­приятия всей кампании.

4.5. Контроль рекламной деятельности

Контроль представляет собой неотъемлемый элемент любого управ­ленческого процесса. Если сформулировать проблему в наиболее об­щем виде, то цель контроля представляет собой определение степени соответствия фактически достигнутых организацией результатов тем задачам, которые были разработаны на этапе планирования. Боль­шое значение контроля в управлении фирмой дало основание извест­ному американскому специалисту в области менеджмента Питеру Дру-керу заявить: «Контроль и определение направления деятельности — это синонимы» [62].

Процесс контроля включает в себя следующие основные элементы:

1. Установление стандартов (или конкретных контрольных пока­зателей). Другими словами, определяется, какие результаты дол­жны быть достигнуты.

2. Измерение фактически достигнутых результатов, описание сло­жившейся ситуации.

3. Анализ сложившейся ситуации, выяснение важнейших причин, факторов. Ответ на вопрос: почему так произошло? 468

Раздел 4. Рекламный менеджмент

4. Разработка корректирующих мероприятий с целью повышения эффективности работы системы, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов и поставленных целей.

Контроль рекламной деятельности фирмы должен рассматриваться только в системе контроля деятельности фирмы в сфере маркетинга.

Последняя представляет собой «периодическую всестороннюю, объективную и проводимую в определенной последовательности проверку маркетинговой деятельности фирмы и соответствия мар­кетинговой стратегии внешним условиям, в ходе которой выявля­ются основные проблемы, стоящие перед фирмой. Результатом та­кой проверки является план мероприятий, направленных на повышение эффективности всей системы маркетинга данной фир­мы» [24, с. 213].

Специфическими целями контроля рекламной деятельности являются:

♦ обеспечение соответствия главных направлений рекламной дея­тельности целям маркетинговой и коммуникационной политики фирмы;

♦ определение эффекта, конкретного результата рекламной дея­тельности;

♦ обеспечение максимальной эффективности рекламы (в самом широком смысле: от выбора наиболее эффективных вариантов рекламного обращения, средств рекламы и рекламоносителей до выработки целей рекламной политики);

♦ определение эффективности расходования финансовых средств на рекламу;

♦ обеспечение соответствия формы и содержания рекламы требо­ваниям государственного регулирования, морально-этическим нормам общества и др.

Проблема определения эффекта рекламы (т. е. исчисления резуль­тата в сфере деятельности фирмы, полученного благодаря рекламе) является одной из сложнейших в рекламной практике. Это обусловле­но целым рядом причин.

Во-первых, тем, что реклама является только одним из многих аргу­ментов, которые определяют конечные маркетинговые результаты. Среди этих аргументов важнейшую роль играют элементы комплекса маркетинга: товар, цена, сбыт, вся система маркетинговых коммуника­ций, включая рекламу. СМК помимо рекламы содержит еще целый ряд эффективных средств коммуникаций. Немаловажное значение при влиянии на реакцию рынка имеют также такие факторы, как уровень

U.5. Контроль рекламной деятельности

Конкуренции, характеристики товара, упаковка, факторы макросреды маркетинга и др. Влияние множества разнообразных факторов прак­тически невозможно формализовать и смоделировать.

Во-вторых, тем, что поведение конкретного покупателя (не говоря уже о рынке в целом) представляет собой своеобразный «черный ящик». Процессы, протекающие внутри него, практически не могут быть изу­чены. Известны только параметры «на входе» и «на выходе» системы. Кроме того, одни и те же факторы нередко приводят к различным ре­зультатам.

И, наконец, рыночный процесс изобилует случайными событиями, которые могут определить успех или неуспех товара. Например, пре­красная рекламная кампания может совпасть с выпуском даже неболь­шой партии бракованных изделий. При этом эффект рекламы не толь­ко снижается до нулевой отметки — реклама начинает играть отрицательную роль в судьбе товара.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой контролеры, широты охвата контрольных мероприятий, уровней, на которых осу­ществляется контроль рекламы, можно выделить несколько основных видов контроля рекламы. Рассмотрим некоторые из них.

По характеру ставящихся перед контролем целей выделяются:

стратегический контроль рекламной деятельности;

тактический контроль рекламной деятельности. В зависимости от времени проведения различают:

предварительный контроль. Инструментом проведения служит предтестирование;

последующий контроль. После осуществления рекламной кампа­нии измеряется фактический эффект — производится посттести­рование.

В зависимости от объекта контроля можно выделить:

♦ контроль экономической и коммуникативной эффективности рек­ламы;

♦ контроль рекламного бюджета;

♦ контроль эффективности средств рекламы и т. д. и т. п.

По типу субъекта контроля (т. е. лица или организации, осуществ­ляющие контрольные функции в рекламе). Этот критерий предопре­деляет наличие таких видов контроля, как:

внутрифирменный контроль (самоконтроль);

внешний контроль. 470

Раздел 4. Рекламный менеджмент

Основные уровни контроля рекламной деятельности:

уровень рекламной службы фирмы;

♦ уровень маркетинговой службы и высшего руководства фирмы;

государственный и общественный контроль рекламной деятель­ности.

Контроль рекламной деятельности на указанных уровнях различа­ется не только субъектами, но и объектами, и инструментами осуще­ствления контрольных мероприятий. В следующем подразделе мы рас­смотрим эти вопросы несколько подробней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: