Русская культура XIV-XV вв

Ереси; понятие и борьба с ними в XV веке.

Первая крупная ересь, появившаяся на Руси (из-за рубежа) во второй половине XV века – ересь жидовствующих – укоренилась в Новгороде. (Перед этим, в XIV веке, проникла на Русь ересь стригольников, но укорениться здесь толком не смогла).

Карамзин пишет: «Был в Киеве жид, именем Схария, умом хитрый, языком острый: в 1470 году приехав в Новгород с князем Михайлом Олельковичем, он умел обольстить там двух священников, Дионисия и Алексия; уверил их, что закон Моисеев есть единый Божественный, что история Спасителя выдумана; что Христос еще не родился; что не должно поклоняться иконам, и проч».

Преп. Иосиф Волоцкий (1439-1515) называет Схарию астрологом и чернокнижником. Вероятно, Схария обольщал русских людей иудейской каббалой.

Соловьев пишет, что Схария с помощью пяти сообщников насадил в Новгороде свою ересь. Быстрому ее распространению способствовало наружное благочестие еретиков. Еретики желали стать священниками, чтобы обольщать своих духовных чад. Перед православными еретик прикидывался православным, а колеблющихся улавливал в свои сети. О внешнем благочестии еретиков можно судить по тому факту, что Великий князь (Иоанн Васильевич III) в 1480 году взял Алексия и Дионисия в Москву, причем первый стал протоиереем Успенского собора, а второй – Архангельского. С ними проникла в Москву и ересь, которой были обольщены многие духовные и миряне в Москве, в том числе из окружения Великого князя (дьяк великокняжеский Феодор Курицын, его брат Иоанн Волк, невестка Великого князя Елена и многие другие). Алексий сумел войти в особое доверие к Государю. Совратив в ересь архимандрита Симоновского монастыря Зосиму, он настойчиво рекомендовал его Государю, так что по смерти митрополита Геронтия в 1489 году еретик Зосима был возведен в митрополиты. Казалось, ересь восторжествовала; православие на Руси было на грани катастрофы.

Первым обнаружил ересь архиепископ новгородский св. Геннадий. Он был поставлен на Новгородскую кафедру в 1484 году, будучи архимандритом Московского Чудова монастыря. Вскоре по назначении (в 1487 году) он открыл ересь, так как ему донесли, что некоторые священники в пьяном виде надругались над иконами. Архиепископ Геннадий донес о ереси Великому князю и митрополиту, а сам приступил к розыску. В Новгороде преп. Геннадий действовал решительно, еретики присмирели, часть их перебралась в Москву, где ересь продолжала укрепляться, так престарелый и больной митрополит Геронтий не проявил достаточно ревности. В разгар ереси в 1489 году он умер. Митрополитом Великий князь лично назначил заместителя Геронтия Зосиму, который был тайным еретиком.

В результате настойчивых действий архиепископа Геннадия и горячо поддержавшего его Волоколамского игумена Иосифа (Санина) в 1490 году (через 21 день после поставления Зосимы) в Москве был созван собор на еретиков; присутствовали епископы рязанский, суздальский, тверской, сарский, пермский и множество духовенства. Сам преп. Геннадий не смог быть на соборе, но была зачитана его грамота со свидетельствами, полностью обличавшими запиравшихся еретиков. Собор проклял ересь и осудил еретиков на заточение. Часть их была отправлена в Новгород, где они были преданы архиепископом Геннадием публичному позору: их возили на ослах, посадив задом наперед, в берестяных шлемах с надписью «Се есть сатанино воинство». Однако, в 1492 году, когда не произошло ожидавшейся многими кончины мира, ересь снова окрепла. На соборе митрополит Зосима не осмелился защищать своих единомышленников, однако, продолжал покровительствовать оставшимся и вредить православию, удаляя от церкви многих священников и диаконов, отличавшихся ревностью к православной вере. В 1494 году Великий князь под влиянием преп. Иосифа Волоцкого без шума удалил Зосиму с первосвятительского места сначала в Симонов, а затем в Троицкий монастырь за недостойное житие.

В 1495 году по указанию Великого князя митрополитом был избран троицкий игумен Симон, который ревностно старался искоренить ересь. В обличении и объяснении сущности ереси жидовствующих большое рвение проявил преп. Иосиф Волоцкий, написавший 16 слов против еретиков, известных под общим названием «Просветитель» (Заслуга св. Геннадия состояла в первоначальном обличении ереси посланиями, а также в переводе двух католических противоиудйских сочинений. Кроме этого св. Геннадий собрал воедино все книги Священного Писания, чего до этого на Руси не было (т. н. «Геннадиевская Библия»). Деятельность ревнителей православия постепенно приносила плоды: в 1500 году опала постигла одного из самых влиятельных еретиков Феодора Курицына, в 1502 году – невестку Великого князя Елену и ее сына Димитрия, которые даже были заключены под стражу. Преп. Иосиф был допущен к Великому князю, которого сумел убедить в опасности ереси и необходимости Собора против нее.

В 1504 году, наконец, созван был собор против еретиков. На нем не присутствовал преп. Геннадий, который в 1503 году был низведен с новгородской кафедры Великим князем. Собор проклял ересь, а главных еретиков по настоянию преп. Иосифа осудил на сожжение. Остальные были разосланы по монастырям под начал. Ересь, угрожавшая самому существованию русского православного государства, была разгромлена. Голубинский пишет, казни 1504 года положили конец существованию секты жидовствующих, остальные – глубоко затаились. Церковью постановлено в неделю торжества Православия произносить анафему на жидовствующих.

Некоторые исследователи считают ересь жидовствующих смесью жидовства и христианского рационализма, митрополит Макарий признает ее чистым жидовством. Успех Схарии в насаждении ереси, считает Голубинский, объясняется им знанием чародейства, чернокнижия и астрологии (т. е. каббалы).

В 1553 году в Москве открылась ересь Матвея Башкина, который отрицал таинство Евхаристии; предание св. отцов считал за басни; толковал Писание по-своему; не признавал Бога Сына равным Отцу; иконопочитание считал идолослужением. Ересь эту Башкин перенял от иноверцев. Будучи схвачен, он указал на других еретиков, среди которых оказался белозерский монах Феодосий Косой, учение которого было видоизменненной ересью жидовствующих.

Собором 1553 года еретики были приговорены к пожизненному заключению в монастырях. Косой бежал в Литву.

В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в., оказалось, что техника строительного дела стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак и т.п.) и в восточных мотивах, встречающихся в русском прикладном искусстве.

Этапы культурного развития эпохи. Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется на ряд этапов.

1. От вторжения Батыя до середины XIV в.

Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с не пострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые центры: Москва и Тверь.

2. Вторая половина XIV в. – первая половина XV в.

Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений

3. Вторая половина XV в. и начало XVI в.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

Материальная культура. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. – кованые пушки. Широко распространилось литейное дело – отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

Письменность и литература. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение – отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

В конце XIV – начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода – знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

Религиозная жизнь. XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. В XV в. в Новгороде появилась ересь жидовствующих, а оттуда перекинулась в Москву. В 1504 г. еретики были сожжены по приговору церковного собора.

Полемика нестяжателей во главе с Нилом Сорским с иосифлянами, сторонниками игумена Иосифа Волоцкого.

Архитектура. Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. – Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV – начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона «Троица».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: