МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Г. Казань – 2011 г.
Форма обучения - очная
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Профиль подготовки - Котлы, камеры сгорания и парогенераторы АЭС
Направление подготовки -141100 Энергетическое машиностроение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«……» _______________
"ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ"
Целью освоения дисциплины "История развития энергомашиностроения" является создание общего представления о развитии энергетики и энергомашиностроения в России и мире в исторической перспективе.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
· Обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее решения (ОК-1);
· анализировать различного рода рассуждения, публично выступать, аргументировано вести дискуссию и полемику (ОК-12);
|
|
· использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1);
· анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);
Задачи дисциплины (со стороны преподавателя):
· познакомить с основными понятиями в энергомашиностроение;
· дать исторические сведения по освоению металлов;
· дать информацию о материалах, применяемых в энергетическом машиностроении, и влиянию на их свойства различных режимов термообработки и технологических операций;
· дать информацию о развитие техники;
· познакомить с элементами котла.
Задачи дисциплины (со стороны студентов):
· понимать причины перехода от одних котлов к современным;
· понимать конструктивные возможности модернизации парогенераторов.
Дисциплина "История развития энергомашиностроения" относится к вариативной части профессионального цикла Б.1 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю "Котлы, камеры сгорания и парогенераторы АЭС" направления 141100 Энергетическое машиностроение.
Дисциплина "История развития энергомашиностроения" является базовой. Обучающиеся должны: знать историю развития котлов, турбин и вспомогательного оборудования.
Знания, полученные по освоению дисциплины "История развития энергомашиностроения", необходимы при изучении дисциплин "Введение в специальность", "Объекты энергетики" и "Паровые котлы".
В результате освоения дисциплины "История развития энергомашиностроения" обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
|
|
1) Знать:
- основные тенденции развития энергетического машиностроения в прошлом и в настоящее время (ОК-1);
- направления совершенствования энергетического оборудования в 19-20 вв. (ОК-1);
2) Уметь:
- выслушивать членов команды и стремиться их понять (ОК-12);
- анализировать полученную информацию при проведении дискуссии (ОК-12);
- осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые материалы (ПК-6);
3) Владеть:
- навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-12);
- программными продуктами для подготовки презентаций (ПК-1);
- навыками поиска информации об элементах парогенератора и электростанций (ПК-6);
- навыками применения полученной информации при проектировании элементов котлов и парогенераторов (ПК-6).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕХНОЛОГИЯ КОТЛО- И ПАРОГЕНЕРАТОРОСТРОЕНИЯ"
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Всего часов на раздел | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лк. | пр. | сам. | ||||||
Развитие техники и металлургии | 6 часов Подго-товка реферата [1] | Реферат | ||||||
Энергетика и электротехника | 6 часов Подго-товка реферата [2] | Реферат | ||||||
Металлы в энергетике | 6 часов Подго-товка реферата [3] | Реферат | ||||||
Развитие конструкций паровых котлов до и после 20 века | 6 часа Подготовка к тесту [4]- лекция№2 | Тест – знание развития элементов котла | ||||||
Современные котельные агрегаты | 6 часа Подготовка к тесту [4]- лекция№2 | Тест – знание элементов котла | ||||||
Электростанции | 6 часа Подготовка к тесту [4]- лекция№2 | Тест – знание элементов электростанции | ||||||
Развитие конструкций паровых турбин | 6 часа Подготовка к тесту [4]- лекция№2 | Устный опрос | ||||||
Гидрогенераторы и развитие конструкций гидротурбин | 6 часа Подготовка к тесту [4]- лекция№2 | Устный опрос | ||||||
Электрификация в России и мире | 4 часа Подготовка к тесту [3]- лекция№2 | Устный опрос | ||||||
Зачет | 2 часа Подготовка к защите | Письменный | ||||||
Итого: |
1. Развитие техники и металлургии
Общая характеристика. Создание универсальной паровой машины. Машины этого периода. Краткий очерк развития металлургии Возникновение и развитие металлургии. Успехи металлургии в 18-19 вв. Современное состояние металлургии.
2. Энергетика и электротехника
Получение, преобразование, передача, распределение и использование различных видов энергии. Электроэнергетика — ведущая область энергетики. Применение электрических и магнитных явлений для преобразования энергии. Исторический обзор. Состояние электротехники в 20 веке.
3. Металлы в энергетике
Конструкционные материалы - материалы, из которых изготовляются детали конструкций (машин и сооружений). Виды конструкционных материалов. Исторические сведения о применении стали. Структура и свойства стали. Классификация сталей. Классификация сталей. Стальные конструкции. Классификация и свойства чугуна. Применение чугуна. Обработка изделий из металлов и сплавов путём теплового воздействия с целью изменения их структуры и свойств в заданном направлении.
4. Развитие конструкций паровых котлов до и после 20 века
|
|
Газотрубные и водотрубные паровые котлы. Многобарабанные котельные агрегаты. Вертикально-водотрубные котлы. Появление экономайзеров и пароперегревателей. Механизированные и полумеханизированные топочные устройства. Камерный метод сжигания топлива. Пылеугольные топки. Радиационный котлоагрегаты. Повышение параметров пара. котел с принудительной циркуляцией. прямоточный котел. Промежуточный перегрев пара.
5. Современные котельные агрегаты
Виды и конструкции современных котельных агрегатов. Водоподготовка и водный режим котлов.
6. Электростанции
Виды электростанций. Конденсационная электростанция. Газотурбинная электростанция.
7. Развитие конструкций паровых турбин
Исторические сведения. Виды и конструкции паровых турбин. Конденсационная турбина. Газовая турбина.
8. Гидрогенераторы и развитие конструкций гидротурбин
Виды гидрогенераторов. Исторические сведения. Гидроэлектрическая станция.
9. Электрификация в России и мире
Электрификация в России и мире. Этапы электрификации.
Практические занятия
1. Презентация и обсуждение рефератов.
2. Презентация и обсуждение рефератов.
3. Презентация и обсуждение рефератов.
4. Проведение и анализ теста по теме: "Развитие конструкций паровых котлов до и после 20 века".
5. Проведение и анализ теста по теме: "Современные котельные агрегаты".
6. Проведение и анализ теста по теме: "Электростанции".
7. Дискуссия на тему: "Развитие конструкций паровых турбин".
8. Дискуссия на тему: "Гидрогенераторы и развитие конструкций гидротурбин".
9. Дискуссия на тему: "Электрификация в России и мире".
10. Зачетное занятие
Темы, разделы дисциплины | Коли-чество часов | Компетенции | ||||
ОК-1 | ОК-12 | ПК-1 | ПК-6 | Σ общее количество компетенций | ||
Развитие техники и металлургии. | З | У, В | В | У | 4 | |
Энергетика и электротехника | У, В | В | У | 3 | ||
Металлы в энергетике | У, В | В | У | 3 | ||
Развитие конструкций паровых котлов до и после 20 века | З | У | 1 | |||
Современные котельные агрегаты | У | 1 | ||||
Электростанции | В | У | 2 | |||
Развитие конструкций паровых турбин | З | В | У | 3 | ||
Гидрогенераторы и развитие конструкций гидротурбин | З | В | У | 3 | ||
Электрификация в России и мире | З | У | 2 | |||
Зачет (письменно) | У | З | 2 | |||
Итого |
Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.)
|
|