ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При изучении дисциплины студенты должны овладеть научными и прикладными знаниями в области истории Отечества. Для более успешного усвоения материала рекомендуется:
· систематически работать с учебной, прикладной, дополнительной литературой;
· применять полученные знания в процессе деловых игр и упражнений;
· использовать выдаваемый раздаточный материал;
· выполнять задания к семинарским занятиям;
· активно участвовать в лекционных и семинарских занятиях;
· выполнять промежуточные тестовые и контрольные задания по пройденным темам;
· использовать знания других дисциплин, близких по направленности с «Историей Отечества»;
· подбирать дополнительный материал на изученные темы.
Одной из важных форм организации учебного процесса в рамках курса «История России» являются семинарские занятия. В настоящее время семинарские занятия играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – активизации их познавательной самостоятельности.
|
|
Целью семинарских занятий в высшей школе является развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. Поэтому в организационном плане семинарские занятия превращаются в совместное проективно-деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, возникающих в результате проблематизации учебного процесса.
В процессе семинарских занятий по курсу «История России» студент должен приобрести умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера студенту предлагаются задания для самостоятельной работы, например, заполнить таблицы тематического содержания (см. табл. 1,2,3).
С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний студент должен научиться выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом, который предварительно разрабатывается самим преподавателем. Подобный алгоритм студент может использовать во время своего ответа как на экзамене, так и на семинарском занятии.
|
|
Одним из возможных алгоритмов такой систематизации и концептуализации может быть следующее:
1. Хронология, периодизация, время исторических событий (процессов).
2. Историография (знание различных научных точек зрения по тому или иному вопросу, исторической проблеме).
3. Теория вопроса (определение базового понятия вопроса).
4. Предпосылки и причины исторических процессов или событий.
5. Ход исторических событий (процессов).
6. Значение (необходимо показать историческую роль, дать оценку, выявить последствия для развития России).
Таблица 1.
Политика правителей Киевской Руси
Правители | Внутренняя политика | Внешняя политика |
Олег | ||
Игорь | ||
Ольга | ||
Святослав | ||
Владимир | ||
Ярослав Мудрый | ||
Владимир Мономах |
Таблица 2.
Основные события внешней политики России XVI-XVIII вв.
Западное направление | Южное направление | Восточное направление |
Таблица 3.
Реформы в России
Годы проведения | Содержание реформы |
Первая четверть XVIII в. | |
1860-70-е гг. | |
Начало XX в. | |
1920-30-е гг. | |
Середина 50-х-начало 60-х гг. | |
Середина 60-х-конец 70-х гг. | |
1980-е гг. | |
1990-е гг. | |
Начало XXI в. |
С целью активизации познавательной самостоятельности и развития логики исторического мышления студентам предлагаются задания по решению разного рода познавательных задач, например, на доказательство и сравнение. При этом студент должен вначале усвоить определенный алгоритм их решения. Так, при решении задачи на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задачи на сравнение можно использовать такой алгоритм: дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.
С целью развития творческой самостоятельности и креативного мышления, связанного с формализацией исторических знаний, студентам могут быть предложены задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.
Особое место в структуре семинарского занятия принадлежит учебным докладам студентов. Доклад – важный вид самостоятельной деятельности студента по изучению истории, способствующий углубленному усвоению проблем курса, формированию навыков научно-исследовательской работы и ораторского мастерства. Доклад может быть выполнен как в письменной, так и в устной форме, но обязательно в ходе доклада должна быть освещена проблема по тому или иному историческому событию или процессу. Доклад требует от студента: теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе исторических событий прошлого и современной общественно-политической жизни, приобретения навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы, правильного оформления (если в виде письменного сообщения – по плану раскрытия содержания с постраничными сносками) или составления презентации (если в виде слайд-шоу).
Для проверки качества полученных знаний и умений на семинарских занятиях практикуются 10-15-минутные контрольные проверочные работы. Например, дать определение 2-3 понятий; решить логическую задачу на доказательство или сравнение; ответить на вопрос, каковы были причины того или иного события; заполнить хронологическую таблицу или структурно-логическую схему и т.д.
|
|
Семинарские занятия по четырем основным разделам учебного курса «История России» завершаются тестированием студентов по соответствующему изученному разделу (см. примеры тестовых заданий в пункте «VI. Самостоятельная работа студентов»).
В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче экзамена по курсу «История России», который целесообразно проводить в письменной форме. Экзамен по «»Истории России» как продолжение учебно-познавательного процесса является одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, причем по всему учебному курсу.
Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой, расширяет возможности информационно-коммуникационного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменный текст наиболее адекватно отражает умение логично мыслить и в соответствии с проблемой выстраивать его содержание.
Требования к выполнению тестовых заданий для студентов очной формы обучения:
Текущий контроль знаний по дисциплине «Отечественная История» студентов очной формы обучения осуществляется в тестовой форме.
Тестовое задание включает в себя вопросы по следующим разделам:
«История Отечества с древнейших времен по XVII в.»
«История Отечества XVIII – XIX вв.»
«История Отечества XX в.».
Тестовые задания если студент дал не менее 80% правильных ответов считаются выполненными.
Время выполнения тестовых заданий – 2 академических часа.
Требования к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения:
Контрольная работа является формой рубежного контроля знаний по дисциплине студентов заочной формы обучения и проводится в письменной форме.
Объем работы не должен превышать 25 страниц печатного текста.
Работа выполняется самостоятельно по материалам прочитанных источников. Цитирование допускается только в том случае, если указывается цитируемый источник. Допускается использование литературы, не указанной в списке литературы к контрольным работам. Особое внимание надо обратить на новую литературу, вышедшую из печати за последние 5-7 лет.
|
|
Контрольные работы оцениваются по пятибалльной шкале.
Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно», обязаны повторно пройти процедуру рубежного контроля, написав аналогичную работу по другой теме.