Глава VIΙΙ. Политическая и правовая мысль эпохи Просвещения
Темы рефератов
1. Петр Великий – мыслитель, государственный деятель, реформатор.
2. «Просвещенный абсолютизм» времен Екатерины II: идеи и реальная политика.
3. М. Щербатов – основоположник консервативно-охранительной традиции в истории русской политико-правовой мысли.
4. Конституционные идеи в воззрениях идеологов либерального дворянства.
5. Политико-правовые взгляды А. Радищева.
Вопросы для повторения, размышления, самопроверки и самостоятельной работы
1. Что послужило причиной обострения идейно-политической борьбы в российском обществе на рубеже XVII-XVIII в.?
2. Какие изменения произошли в законодательстве Российского государства в связи с формированием абсолютизма в первой четверти XVII в.?
3. Как изменилась структура политико-правовой мысли России во второй половине XVIII в.? Какие новые явления можно здесь выделить?
4. Назовите основные характеристики просветительских идей в России второй половины XVIII в. В чем заключались сильные и слабые стороны?
|
|
5. В чем состоят особенности российского Просвещения в сравнении с европейской его разновидностью?
6. Екатерина II, как известно, не имела законных прав на российский престол. Между тем она процарствовала 34 года, вписав целую эпоху в историческое развитие Российского государства. Подумайте, чем это было обусловлено: укреплением законности пребывания Екатерины II на престоле, её личными качествами, распространением просветительских идей, заигрыванием с передовым европейским общественным мнением, установлением дворянской диктатуры, социально-политической демагогией, нещадным угнетением основного населения страны, другими факторами? Аргументируйте свои соображения.
Список рекомендуемой литературы
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. М., 1991.
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль в России второй половины XVIII в. М., 1984.
Екатерина П. Сочинения. М., 1990.
Ничик В.М. Феофан Прокопович. М., 1977.
Платонов Д.Н. Посошков. М., 1989.
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937.
Русские просветители: Собр. соч.: В 2 т. М., 1966. – Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979.
Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке: формирование бюрократии. М., 1974.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М.,
1991.
Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.
Сущность и облик эпохи Просвещения как социокультурного и политико-идеологического движения. Франция – классическая страна Просвещения. Политико-правовые взгляды Ф. Вольтера. Учение Т. Монтескье о природе государства, формах правления, разделении властей. Основные идеи его произведения «О духе законов». Ж. -Ж. Руссо о происхождении и функциях государства, природе неравенства в обществе, народовластии.
|
|
Политико-правовая идеология французских социалистов Г. Мабли, Морели, Г. Бабефа.
Американское просвещение и идеология борьбы США за независимость. Политико-правовые воззрения Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и др.
Политико-правовые воззрения представителей немецкой классической философии И. Канта и Ф. Гегеля.
Разложение феодальных производственных отношений, неизбежность революционных преобразований в наиболее развитых странах, объединение буржуазии с народными массами в борьбе против феодализма способствовали широкому распространению в XVIII в. убеждений, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма наступит эпоха всеобщей свободы, равенства и благоденствия.
Идеалы общества, качественно отличного от феодально-абсолютистского, и планы их осуществления разрабатывали мыслители различных политических направлений во многих странах. Но наиболее последовательное обоснование они получили в трудах просветителей.
Просветительство как общекультурное и идеологическое движение в XVIII в. получило широкое распространение в западноевропейских странах, России, Северной Америке. В идеологическом плане оно во многом было связано с Возрождением. Просветители унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые переоценивали прежние ценности, ставили под сомнение старые (феодально-церковные) догмы, традиции и авторитеты.
Однако идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистических отношений и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства.
Идеологи Просвещения поставили вопрос о практическом переустройстве будущего общества, считая его краеугольным камнем политическую свободу и гражданское равенство, благосостояние и счастье людей, мир и веротерпимость.
Утвердить свой общественный идеал, устранить недостатки существующего общества – невежество, мракобесие, религиозную нетерпимость как главные причины человеческих бедствий- они надеялись прежде всего путем распространения идей добра, справедливости, рациональных знаний. Важную роль они отводили процессу политического, нравственного, эстетического воспитания индивида, прививали ему потребности в красоте и истине, качества подлинного человека и гражданина. Они наивно верили, что стоит доказать правильность, благотворность каких-либо принципов, и люди начнут им следовать. Особо важная задача заключалась в воспитании правителей. При дворах европейских монархов большим успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма, давно известные миру, но обогащенные соображениями просветителей о разумном государственном устройстве, системе законов, помогающих правителю-философу на троне осуществлять благородные намерения.
Деятельность просветителей оказала значительное влияние на литературу, искусство, политику, но главным образом на содержание, способы и направления развития науки о государстве. Она во многом способствовала изменению нравов, политики, быта того времени, моральному и интеллектуальному раскрепощению личности, идеологической подготовке буржуазных революций.