Характеристики составных частей слова философия

Краткая аннотация курса.

Цель и задачи курса.

От составителя

История античной философии

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки РФ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории философии и логики

Утверждаю

Декан ФСФ, профессор

______________ А.Ю.Рыкун

«20» мая 2012 г.

Учебное пособие

для бакалавров 1 года обучения

философского факультета,

направление – 030100 философия.

Томск – 2012

Учебное пособие составлено

на основании государственного стандарта

по направлению – 030100 – Философия

Учебное пособие обсуждено

на заседании кафедры истории философии и логики

Зав. каф. истории философии и логики

канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева

Учебное пособие одобрено

методической комиссией философского факультета

Председатель методической комиссии

философского факультета,

канд. филос. н., доц. И.А. Эннс

Составитель:

канд. филос. н., доц., зав. каф.

истории философии и логики

Ольга Геннадьевна Мазаева.

Курс «История античной философии» предназначен для студентов 1 курса философского факультета, по направлению 030100 – философия, подготовка бакалавров. Изучается в 1-ом семестре, форма аттестации – экзамен.

Раскрыть особенности возникновения античной философии.

Выявить взаимовлияния образа жизни и образа мысли античных философов.

Показать разнообразие основных философем и тенденций, характерных для античной философии.

Раскрыть истоки, смысл, разбираемых позиций, показать их значение для дальнейшего развития философских идей.

Формировать у студентов умение проводить текстологический анализ, знакомить с разнообразными методами критики изучаемых текстов.

В курсе раскрываются особенности античной философии, показывается её значение. Разбирается этимология термина античная философия. Рассматривается проблема возникновения и развития античной философии в пространстве диалога мифологем – философем, и их внутренних преобразований. Сопоставляются мифопоэтическое, образное и рацонально-логическое, понятийное, мышление эллинов.

Отмечается важное для античности соотношение образа мысли и образа жизни философов, характеризуются философские учения и школы.

Прослежено становление натурфилософской, онтологической, логической, метафизической, этико-эстетической проблематики в досократике, а также, начиная с противостояния в V – IV в. до н.э. риторической культуры /софистов/ и философской культуры /Сократ/, прослеживается формирование круга антропологических тем и философских систем /Платона, Аристотеля и т.д./.

Исследуются особенности развития науки и философии в эпоху эллинизма, анализируются учения эпикурейцев, скептиков и стоиков до неоплатоников.

На семинарских занятиях в основном идёт работа с текстами: фрагментами ранних греческих философов, диалогами Платона, произведениями Аристотеля и др. Контрольные работы содержат большой перечень понятий курса античной философии, вопросы, предполагающие умение сравнивать, объяснять.

Содержание учебного пособия:

Тематические планы лекций и семинарских занятий………………...... Стр...

Вступительная статья: Этимологическая характеристика

словосочетания «Античная философия»…………………..……..….. Стр...

Хорологические характеристики античной философии………......... Стр...

Хронологические рамки и периодизация античной философии…… Стр...

К возникновению философии в Элладе……………………………… Стр...

Раскрытие содержания тематики лекций ………………………….. Стр...

Тематика семинаров с указанием литературы и тезауруса………. Стр. 53.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ………………….... Стр...

Примерные вопросы к контрольной работе и экзамену……………. Стр...

Философский и историко-культурный лексикон античности……… Стр...

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса…….. Стр...


Тематические планы:

Курс лекций «История античной философии»

№ Название темы Стр. Час.
1. Античная философия и её изучение.    
2. Начало философии в Элладе.    
3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида и натурфилософия милетцев.    
4. Пифагор и пифагорейство.    
5. Ксенофан, религиозный реформатор; влияние на философов Эллады    
6. Гераклит Эфесский.    
7. Элеаты: Парменид – становление онтологической проблематики; Зенон – логика и диалектика; Мелисс – онтологические и космологические идеи    
8. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор    
9. Атомизм Левкиппа – Демокрита    
10. Софисты и Сократ    
11. Послесократики: мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы    
12. Философия Платона    
13. Философия Аристотеля    
14. Философия и наука античности    
15. Эпикуреизм    
16. Стоицизм    
17 Скептицизм    
Всего    

Семинарские занятия по курсу «История античной философии»

№ Название темы Стр. Час.
1. Начало философии в Элладе    
2. Пифагор и пифагорейцы    
3. Ксенофан – его влияние на Гераклита и философию элеатов    
4. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор    
5. Атомизм Левкиппа – Демокрита    
6. Софисты и Сократ    
7. Философия Платона    
8. Метафизика Аристотеля    
Всего    
Итоговая конференция: «Трудности и проблемы античной философии» – 4 ч. Аудиторная нагрузка по курсу – 90 часов. Форма аттестации по курсу – экзамен.

Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»

Этимология – корнесловие, смысловые истоки понятия. В данном случае речь идёт об историко-философском и историко-культурном раскрытии термина, представленного словосочетанием «античная философия».

Античная (от лат. – antiguus – древний) – имеющая отношение только к миру греко-римских древностей.

Во времена поздней античности христиане именовали себяModerni, а язычников – эллинов, они называли – Antigui.

С эпохи Возрождения греко-римское культурное наследие стало считаться классическим,то есть образцовым.

В XVIII веке термин «античная» – был введён в научный обиход во Франции и первоначально относился ко всем произведениям искусства древности. Но постепенно произошло сужение значения этого термина, он стал означать только греко-римские древности.

Античная значит древняя, греко-римская, классическая.

Греко-римский мир имел огромное влияние на культуру и философию Европы и всего мира, при этом:

1. в романских странах доминировали римские традиции;

2. в Германии (с конца средневековья) – греческие;

3. Восточная Европа, Русь, Закавказье, некоторые области Ближнего Востока – тяготели к византийскому наследию (Византия IV – XV в. н.э.), для которого характерно своеобразное соединениеантичного, христианского, ближневосточного начал.

Философия (от греческих слов: филия – любовь и софия – мудрость) – любовь к мудрости, любомудрие.

Термин «философия» возводят или к Пифагору (580 – 500) с острова Самос, подчеркнувшего скромность своих притязаний и именовавшего себя не мудрецом, а всего лишь любителем мудрости; или к Гераклиту (540 – 480) из Эфеса, пренебрежительно назвавшего Пифагора философом в противоположность себе – как последнему одинокому мудрецу; или к Геродоту (484 – 425) родом из Галикарнаса (Малая Азия, но жившему в Афинах) – «отцу истории», до которого интеллектуальная активность древних эллинов обозначалась словом – historia – первоначально: «исследование».

Осознаниефилософа (любящего мудрость) как особой фигуры в обществе, а философии как особого образа жизни и дискурса (то есть, размышления, посредством устной или письменной речи), определяемых идеей подлинной, абсолютной мудрости, относится к Платону Афинскому (428/7 – 347), именно он раскрыл содержание и смысл понятий философа и философии. В диалоге Платона «Пир» Эрос в мифологической, а Сократ Афинский (469 – 399) в исторической форме воплощают образ философа [1. 59].

После этого устоявшийся смысл понятий философ и философия переносится на предшествующие времена. Так, Аристотель (384 – 322) из Стагиры уже среди первых мудрецов выделяет философов: Фалеса (624-548) из Милета как натурфилософа и его современника Ферекида (600/597 – 532/529) с о-ва Самос как богословствующего философа [2. 125].

Позднее Цицерон (106 – 43), Диоген Лаэртский (II – III в. н.э.), Ямвлих (III – IV в. н.э.) стали проецировать платоновские понятия философии и философа на времена, с VI в. до н.э., и на фигуры таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, или связывать появление этих понятий с Геродотом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: