Цели Японии в ХХI в

Работа с текстом

Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):

Мы ставим себе цель создать к концу ХХ века общество со среднезажиточным уровнем жизни <...> достижение этого уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов <...> Миллиардное население Китая возрастет к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов.

При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде.
При социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни.

Вопросы для обсуждения:

Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения. Почему он связывает его достижение с социализмом?

Из конституции Японии (1947):

Мы, японский народ, действуя через посредство наших представителей в Парламенте и Исполненные решимости обеспечить для себя и своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны < > провозглашаем настоящей Конституцией суверенную власть народа

Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. < > Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета Кабинет несет за них ответственность <...>

Искренне стремясь к миру между народами, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как права нации, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров <...>
Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы <...> Право на ведение государством войны Конституцией не признается.

Вопросы для обсуждения:

Как изменила новая конституция политический строй страны? Какой стала роль императора? В чем заключается особенность военной политики?


Из документа «Государственная стратегия Японии.

Внутренняя граница: развитие личности и лучшее управление в новом тысячелетии» (2007):


Если прошлый век был веком организации, то ХХI будет веком личности <...> длительное время Японцы считали семью или род основой своего бытия. <...> После Второй мировой войны сильные либеральные тенденции казалось разрушили родовую систему», но вместо этого японцы создали новые конструкты, выполняющие те же функции. Классическим примером являются компании. <...> Принадлежность к ним дает людям удовлетворение, они служат этому «роду» верой и правдой <... >
Эта тенденция расценивать гармонию организации, к которой принадлежишь, как момент первостепенной значимости, сделала возможным создание нации с минимальным разрывом в уровне благосостоянии и высоким уровнем безопасности, по сравнению с другими развитыми странами. Однако в качестве основы для максимально полной реализации способностей и творческого потенциала индивидуумов эта система не очень эффективна и стала бременем.

В ХХI веке, заметной чертой которого станет разнообразие в контексте тенденций глобализации и информационно-технологической революции, принципиальной необходимостью для японцев является развитие индивидуальности. <...>

Кроме того, необходимый тип индивидуума, прежде всего такой, который творит легко и открыто, внутренне дисциплинированный, уверенный в себе, опирающийся на себя. Эта крепкая, но гибкая личность берет на себя риски и ответственность и подходит к достижению личных целей с духом новаторства.

Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):

Следует ожидать, что уже в ближайшее время в Японии может развернуться дискуссия по поводу того, каким путем — американским или европейским — ей продвигаться в будущее. Вряд ли стоит при этом напрочь отбрасывать американский опыт и американские ценности. Но элементы сотрудничества, коллективизма, заложенные в капитализме европейской модели, гораздо ближе японскому менталитету.

Люди, участвовавшие в Реставрации Мэйдзи, ознаменовавшей прорыв Японии из Средневековья к современности, многому учились у европейцев. Теперь на рубеже нового столетия японцам не грех было бы вновь обратиться к Европе за советом.

Вопросы для обсуждения:

Сравните два документа. Какая проблема стоит в центре общественно-политических дискуссий современной Японии? Какие способы ее разрешения предлагают авторы документов?
Почему авторы второго документа считают европейскую модель
развития более отвечающей особенностям Японии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: