Смута и законодательная реформа: Солон

(Аристотель, Афинская полития, IV, гл. 5 – 12)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)– великий греческий философ был родом из г. Стагира (п-ов Халкидика). После смерти отца, который был придворным врачом македонского царя, Аристотель переселяется в Афины (367/66 г.), где поступает в школу Платона. 20 лет провел он в Академии как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона Аристотель оставил Афины. Одно время он жил в Малой Азии (г. Атарней), затем в Митилене на Лесбосе, а в 343 г. он принимает приглашение македонского царя Филиппа и переезжает в Македонию, чтобы стать наставником и воспитателем юного наследника престола Александра. В 335 г. Аристотель возвращается в Афины и создает здесь собственную философскую школу в Ликее. Так назывался гимнасий, расположенный в северо-восточном пригороде Афин, недалеко от храма Аполлона Ликейского. Другое название школы Аристотеля – школа перипатетиков, т.е. прогуливающихся, так как обучение происходило во время прогулок учителя с учениками. После смерти Александра Македонского (323 г.), когда Афины возглавили движение в Элладе за освобождение от македонского владычества, промакедонские симпатии и связи Аристотеля стали для него небезопасны: против философа было выдвинуто обвинение в безбожии и ему пришлось спешно покинуть город. Он поселился в г. Халкиде (о-в Эвбея), где и скончался год спустя.

Творчество Аристотеля считается вершиной развития греческой науки: им было создано огромное количество сочинений в самых различных областях знаний. “Метафизика” посвящена проблемам онтологии и критике основного учения об идеях Платона; в “Органоне” объединены труды по логике; трактат “О душе” положил начало науке психологии; этические воззрения философа, его учение о добродетели представлены в “Никомаховой этике”; в “Поэтике” анализируются особенности поэтического творчества; в “Физике”, трактатах “О небе” и “Метеорологике” выражены натурфилософские идеи Аристотеля и описываются явления и сюжеты, ставшие впоследствии объектом исследования таких наук как физика, астрономия, химия, биология и геология; проблемы государства и общества разрабатываются в “Политике”. Этому обобщающему сочинению в области политической философии предшествовало изучение конкретного материала – государственного устройства огромного числа греческих полисов и некоторых “варварских” государств: по инициативе и под руководством Аристотеля им самим и его учениками были описаны 158 конституций. “Афинская полития”, созданная около 329 г. до н.э., является одним из таких очерков. Долгое время этот труд считался утраченным, как и остальные “Политии”, однако в 1890 г. практически случайно была обнаружена рукопись на папирусе, оказавшаяся этим бесценным сочинением Аристотеля. Начало текста утрачено, а его содержание распадается на две части: история развития афинского государственного строя и подробное описание афинской конституции на момент создания трактата (т.е. последней четверти IV в. до н.э.). Сразу после опубликования текста “Афинской политии” она стала нашим основным источником по истории Афинского государства и афинской демократии.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства…

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называют сисахфией[13], потому что люди как бы стряхнули с себя бремя.

7. … Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса … – на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов… Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах.

К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к всадникам – получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содержать коня.

…К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные – к классу фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности.

8. …Далее он учредил Совет Четырехсот, по сто из каждой филы, а Совету ареопагитов назначил охранять законы; как и прежде, он имел надзор за государственным порядком, причем он обязан был не только следить вообще за большинством самых важных государственных дел, но между прочим и привлекать к ответственности виновных… Наконец, он судил тех, кто составлял заговор для низвержения демократии, в силу того, что Солон издал закон о внесении относительно их чрезвычайного заявления.

Видя, что в государстве часто происходят смуты, а из граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал относительно их особый закон: “Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав”.

9. …По-видимому, вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное – отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; далее, предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особенную силу народная масса, – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином в государстве.

11. Когда Солон устроил государство таким, как сказано, образом, к нему стали то и дело обращаться с докучливыми разговорами о законах, одни пункты порицая, о других расспрашивая. Ввиду этого он, не желая ни изменять их, ни навлекать на себя вражды, оставаясь в своем отечестве, предпринял путешествие в Египет отчасти по торговым делам, отчасти из любознательности, сказав, что не вернется в течение 10 лет… А вместе с тем многие из знати сделались его противниками вследствие отмены долгов. И обе партии переменили свое отношение к нему оттого, что установленный им порядок не оправдал их ожиданий. Именно, народ рассчитывал, что он произведет передел всего, а знатные – что он вернет опять прежний порядок или только немного его изменит. Но Солон воспротивился тем и другим и, хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой партией, достичь тирании, предпочел навлечь на себя ненависть тех и других, но зато спасти отечество и дать наилучшие законы.

12. Что это было именно таким образом, об этом все говорят в один голос, да и сам Солон в своих произведениях упоминает в следующих выражениях:

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен –
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, – чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других…

(Перевод С. И. Радцига)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: