Особенности католицизма

Папа Римский – наместник Бога на Земле. Папа признаётся наследником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. Статус Папы Римского пожизненный. Избирают папу кардиналы (кардинал – второй по значению чин после папы, высшая епископская степень). С 1523 по 1978 гг. папский престол занимали только итальянцы. В 1978 г. папой был избран поляк Кароль Войтыла, который принял имя Иоанна Павла II. Он первый славянин на этой должности. Кстати, в 2000 г. Иоанн Павел II впервые от имени церкви принёс извинения за все её грехи, включая инквизицию.

Догмат о непогрешимости Папы Римского. Он гласит, что устами папы говорит Сам Бог.

Догмат о чистилище. Чистилище – промежуточное место между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от неискуплённых ими при жизни грехов. Они горят в очищающем огне. Срок пребывания в чистилище может быть сокращён добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родственники и близкие. Православие же считает, что в загробной жизни душа человека в зависимости от того, как он прожил земную жизнь, сразу попадает либо в рай, либо в ад.

Специфическое понимание Символа веры. Католицизм считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына – филиокве (лат. filioque – «и от Сына»). Православие считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. Это, на первый взгляд, незначительное отличие сыграло существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что признание филиокве изменяет статус церкви. Ведь если Дух Святой исходит от Иисуса Христа, то, значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.

Обязательное безбрачие священников – целибат. Введённый в XI в. целибат преследовал цели сохранения земельной собственности за церковными учреждениями, предотвращения раздела владений между наследниками священнослужителей, а также повышения престижа духовенства среди верующих.

Учение об особой роли духовенства. Католическое вероучение утверждает, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовного отца. Поэтому духовенство имеет огромное преимущество перед мирянами и должно иметь исключительные права и привилегии. В частности, духовенство владеет «запасом» добрых дел, сотворённых Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами, которых хватит, чтобы обеспечить потустороннее блаженство всему человечеству. Этот «излишек» Бог передал в распоряжение католической церкви, в связи с чем она обладает большой спасительной силой. Католические священники во главе с папой имеют право распоряжаться этой сокровищницей, т. е. отпускать грехи, отсюда учение об индульгенции – отпущении грехов за какие-либо заслуги перед церковью. В Средние века такая компенсация нередко имела имущественный или денежный эквивалент. Это приводило к вульгаризации практики отпущения грехов в католицизме – продаже индульгенций. Ныне индульгенциями не торгуют, но от лица папы духовенство продолжает прощать грехи.

Широкое почитание Богородицы и учение о Её непорочном зачатии (безгрешности). Дева Мария – Богородица, Матерь Божия, первая перед Богом заступница. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. В православии Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди.

Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и в культовой деятельности, в том числе в совершении таинств. Например, крещение проводится не погружением ребёнка в купель, а обливанием или окроплением головы водой. Миропомазание и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет), и называется это конфирмацией.

Различается и процесс богослужения. В католическом храме во время богослужения верующие сидят и встают лишь во время чтения Евангелия. В православном храме верующие совершают богослужения стоя или на коленях. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение – звучит орган или фисгармония. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос – поют священник, дьякон, хор и верующие.

Как и в православии, в структуре католицизма также имеет место деление членов церкви на мирян и клир. Клир имеет свою церковную иерархию, её составляют епископы (высшие иерархи), пресвитеры (священники, которые постоянно служат в одной церкви и в одной общине), дьяконы (помощники пресвитеров).

Важная роль в структуре католицизма принадлежит монашеству. В отличие от православного монашества, основными звеньями которого являются монастыри, католическое монашество сплоченно в относительно автономные сообщества – ордены. Орден (чин, устав) – определённый порядок жизни монахов во главе с приорами. Самые известные монашеские ордена: бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и др.; духовно-рыцарские: тамплиеры, госпитальеры и др.

Орден капуцинов был основан в Италии в 1525 г. с целью противостояния Реформации. Сначала он был подразделением ордена францисканцев, а с 1619 г. становится самостоятельной организацией. Капуцины активно занимались миссионерской деятельностью, защищая папский авторитет и власть. Орден существует и сейчас.

Орден иезуитов создан в 1534 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой. Католическая церковь использовала орден в борьбе с протестантской Реформацией и православием. Иезуиты до сих пор являются мощнейшим католическим монашеским орденом, активно влияющим на различные сферы деятельности церкви. Орден издаёт свыше тысячи газет и журналов, имеет 33 собственных университета и 200 школ разного типа.

Протестантизм

Протестантизм возник в XVI в. в процессе массового антифеодального движения в странах Западной Европы, получившего название Реформации. Основным объектом, против которого была направлена Реформация, была Римская католическая церковь. Церковь освящала феодальный порядок, как сверхгосударство претендовала на политическое господство, стремилась контролировать духовную жизнь каждого христианина как единственный проводник и гарант спасения. Вместе с тем католическая церковь вовсе не была образцом набожности и нравственности, в её лоне нередко совершалось духовное насилие, а от грехов можно было освободиться, уплатив определённую сумму денег. Процветали купля и торговля священными санами и нравственными добродетелями. Поэтому любое стремление к искренней набожности, нравственному исправлению, социальному, политическому или духовному освобождению считалось антицерковным, антикатолическим. Это обусловило возрастание оппозиционных настроений по отношению к католицизму. Вместе с тем вызревали условия для возникновения новой религии, так как зарождающая буржуазия нуждалась в новой идеологии, а в то время наиболее распространённой и обычной для людей идеологической формой была религия. Понятно, что против феодальной идеологии в виде католицизма должна была выступить буржуазная идеология также в религиозной форме. Так возникла потребность в реформации христианства, вследствие чего появилось новое его течение – протестантизм.

В XVI–XVII вв. сложились такие протестантские направления, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, которые объединяются общим названием – ранний протестантизм.

Лютеранство сформировалось в период немецкой Реформации благодаря деятельности доктора богословия Мартина Лютера. 31 октября 1517 г. М. Лютер бросил вызов Папе Римскому, прибив к двери церкви в Виттенберге 95 тезисов против индульгенций, в которых критиковал основные положения вероучения и культа католицизма и выдвинул ряд принципов, на которые должна опираться новая религия. Это принцип «оправдания верой», по которому духовенство не является посредником между людьми и Богом и не может давать отпущение грехов. Спасение человека зависит не от обрядов, соблюдения праздников, пожертвований в пользу церкви, а лишь от веры в искупительную жертву Христа. Из всех таинств Лютер считал необходимым сохранить лишь крещение и причащение. При этом отбрасывался католический догмат о превращении хлеба и вина в тело и кровь Бога, а выдвигался тезис о том, что они присутствуют в причастии. Лютер опровергал авторитет Папы Римского, не признавал Священного Предания (совокупность вероучительных положений, дополняющих Библейское Откровение), а лишь Священное Писание, прежде всего Евангелие, именно поэтому лютеранская церковь называет себя евангелической. Чтобы удешевить церковь, Лютер упростил богослужение, а для укрепления влияния религии ввёл богослужение на родном для верующих языке.

В XVII–XX вв. возникли новые протестантские течения – квакеры, методисты, мормоны, баптисты, адвентисты, иеговисты (с 1931 г. – «свидетели Иеговы»), пятидесятники. Их условно называют поздним протестантизмом. Кроме них, существуют ещё свыше 200 мелких протестантских церквей, деноминаций, сект. Все они имеют специфические особенности, но существуют и общие принципы:

1. Принцип религиозного индивидуализма. Каждый христианин в своём диалоге с Богом не имеет потребности в каких-либо посредниках.

2. Отрицание Священного Предания как источника веры. Упрощается культ, не принимается поклонение святым, почитание мощей, икон и других реликвий; учение о таинствах протестанты рассматривают лишь как напоминание о жертве Христа. Главным в богослужении становится проповедь.

3. Принцип личной веры. Спастись можно только внутренней верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

4. Концепция предопределения. Бог определил одних людей к спасению, других к гибели, но это никому неизвестно. Избранность определяется личными успехами, богатством, особыми душевными переживаниями и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: