Христианизация Коми края

XI–XIV вв. – период культуры Перми Вычегодской и период формирования народности коми. Территория обитания вычегодских пермян – бассейн Вычегды с её притоком Вымь, который являлся центром Пермской земли, а также Вашка, Луза, Пинега.

Важным этапом, закрепляющим Пермь Вычегодскую в составе Московского княжества, стала христианизация древних коми-зырян, проведённая в 1380-е годы Стефаном Пермским (1340-е –1396).

Стефан Пермский родился в 1340-е гг. в городе Устюге. В монастыре Ростова Великого, который имел характер учебного заведения, Стефан изучил богатую библиотеку. Миссионерская деятельность Стефана началась в Котласе (Архангельская область) в 1379 г. крещением «нечестивых племён пермян». Местом своей резиденции Стефан избрал устье р. Выми, где находилась кумирница древних коми-зырян, а возле неё священная берёза, которой они поклонялись. Стефан сжёг кумирницу, срубил священную берёзу и в 1380 г. воздвиг на их месте православный храм – деревянную церковь Благовещения. Отсюда началась проповедь христианства, которая постепенно распространилась на ближайшие вымские, вычегодские и сысольские земли. Согласно одному из вариантов «Жития Стефана Пермского», Стефан соорудил также православный храм в Ульяново.

В 1383 г. в Усть-Выми была создана Пермская епархия, епископом которой поставлен Стефан (отсюда приставка Пермский).

Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и как представитель московской администрации, наделённый большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право беспошлинной торговли в русских землях, сбор пошлин с приезжавших в Пермь купцов, был наделён и судебными функциями.

Важным итогом миссионерской деятельности Стефана является создание коми азбуки, что положило начало древнекоми письменности. Азбука состояла из 24 букв по образцу греческих и русских букв с учётом графики начертания древнекоми знаков. Стефан учил грамоте коми-зырян, готовил кадры местного духовенства, переводил богослужебные книги на коми язык.

Возникновение первых монастырей в Коми крае также связано со Стефаном Пермским. Им были основаны Михайло-Архангельский монастырь в Усть-Выми, Спасская Ульяновская и Вотчинская Афанасиевская пу́стыни. В XV в. при преемнике Стефана епископе Исаакии возник Троицкий монастырь на Печоре. В документах XV в. упоминаются также Троицкий монастырь на Венденге и Никольский монастырь в Пыёлдино. Эти малые монастыри, за исключением Усть-Вымского Михайло-Архангельского, существовали недолго.

По преданию, первым иконописцем в Коми крае был Стефан Пермский, самолично писавший иконы для возведённых им храмов, среди которых наиболее известна дошедшая до наших дней «Зырянская Троица» (ныне хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике).

Проведённая христианизация частично объясняется уникальной личностью Стефана, который, вероятно, в своей деятельности в основном использовал мирные методы. И все-таки успех его миссионерской деятельности был обусловлен, прежде всего, объективными обстоятельствами. Среди них главными являются экономические и политические интересы Московского княжества, заинтересованного в присоединении к своим владениям земель по Печоре и Вычегде. Христианизацией местного населения Московское княжество, прежде всего, стремилось подорвать позиции Великого Новгорода, своего основного соперника в борьбе за пермские и печорские дани. Территория Перми Вычегодской представляла исключительный интерес и для Новгорода, и для Москвы не только как богатейший источник получения пушнины. Она занимала стратегически важное положение, являясь своеобразным плацдармом для дальнейшего продвижения русских за Урал, в Сибирь, на Каму и Вятку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: