Причиной возникновения нового режима и его относительной устойчивости стало создание коалиции старого аграрного правящего класса, обладающего политической и экономической властью, и нового коммерческого и промышленного, обладающего экономической властью. «После восстания тайпинов правительство шире приоткрыло дверь для службы государству453», престиж экзаменов упал, и возникли новые системы иерархий. Джентри же получили контроль над местными делами и отчасти землю, возможность участвовать в установлении налогов и т.п., отобрав эти функции у имперского правительства. Престиж перешел «к региональным авторитетным фигурам, прототипам военной аристократии454»; крупные землевладельцы, становясь военной аристократией, оказывали давление на арендаторов и пр., а крестьяне и джентри работали над новым статусом. В 20-х гг. 20 в. коммерческие и промышленные интересы сформировали интересное явление политической жизни, в котором каждый из них играл особую роль. Гоминьдан, Чан Кай Ши и унификация форм общественной жизни фактически были способами решения проблем аграрного общества военными силами455, но проблемы оказались шире и сложней.
В этих условиях возник контракт между землевладельцами и бизнес-слоями — Китай практически пришел к частной собственности456; государственная собственность составляла около 7%. Б.Мур считает, что именно глубоко укоренившийся лендордизм и привел Китай к доминированию коммунистов. Неспособность Гоминьдана решить серьезные аграрные проблемы привела к формированию новых городских слоев и их прототипов, т.к. в основе лежали социоструктурные проблемы — противоречия между аграрными и городскими слоями. Здесь Б.Мур полагает возможным поиск аналогий с европейским фашизмом как германского, итальянского, так и испанского толка.
В этих социальных условиях активизировались крестьянские бунты как признак структурной слабости и возможности возникновения революции.Этим Китай отличался от Японии, где правила позволяли отслеживать импульсы крестьянских восстаний. Правящие страты землевладельцев и чиновников были лишь косвенно связаны с крестьянством. Джентри, как и землевладельцы, нуждались в имперской системе для поддержания влияния на крестьян, и в этом состоял дефект политической структуры Китая. При этом часть джентри отказывалась играть роль в агроцикле457 в силу отсутствия у них статуса лидера крестьянской общины. Авторитет джентри зависел от того, что они могли сделать для крестьян, но, например, ирригация могла быть произведена только с участием правительства: можно было сохранять старые цели деятельности, но новые не ставились. В таких условиях существовало три пути, которыми имперский режим пытался компенсировать искусственный характер ситуации:
— Создание государственных житниц, местных и имперских складов зерна для распределения его среди населения, т.к. имелась прямая явная связь между голодом и крестьянскими бунтами, но эта система была разрушена в 19 в. — именно тогда, когда она была наиболее востребована. Возможно, причина была в отсутствии заинтересованности со стороны джентри и землевладельцев.
— Создание системы пао (небольшая община из 10 домовладельцев под управлением лидера, обеспечивающего сбор налогов) как предшественника современных тоталитарных систем — с простыми обязанностями и иерархией.
— Чтение периодических лекций по конфуцианской этике, практиковавшихся с 17в.458 Хотя такие практики были формальны, но вместе они носили весьма тоталитарный характер.
Четвертая связь между крестьянством и высшими классами обеспечивалась через клановую систему, систему передачи опыта, что формировало крестьянский консерватизм. В меняющихся условиях аграрного общества оставалась единственная база совместных действий — ирригация — как основа коллективных кооперированных действий крестьянства, но эти коллективные практики существенно отличались от практик европейских сельских общин, где была лишь коллективная ответственность за сбор налогов. В то же время политические интересы высших классов сводились к «комбинации индивидуализма и общинного труда, построению относительно автономного крестьянского общества».459 Б.Мур рассматривает и коллективные праздники, и иные социальные практики, и роль в них конфуцианской этики. «В Китае структура крестьянского общества со слабыми связями крестьянства и высших классов помогает объяснить, почему Китай стал объектом крестьянских восстаний, также как и некоторых препятствий и ограничений для таких восстаний»460: фрагментарность этого общества стала особенно заметной в 19-20 вв. и под влиянием властного давления все более усиливалась: «границы захлопнулись»461. Возникавшие бунты требовали не только разрушения социальных границ, но и «формирования новых форм солидарности и лояльности»462, что представлялось затруднительным с тех пор, как крестьяне перестали кооперироваться, в т.ч. через кланы. Ситуация грозила осложнениями в случае революции, полностью переворачивающей общество. Общество перешло к бандитизму, а бюрократия играла роль «воспроизводителя жертв». Бунты принесли с собой территориальное разделение, и вместе с тем появились местные авторитеты, в т.ч. из числа джентри, находившие условия для кооперации с крестьянством.463
С тех пор как после восстания Тайпинов правительство оказалось неспособным защитить общины, они взяли эту задачу в свои руки, равно как и административные и налоговые функции. Правительство же попыталось использовать местные военные силы против друг друга, что привело к эскалации конфликта и повлекло за собой объединение этих
сил под эгидой джентри.
Б.Мур особо выделяет по значимости бунты 1852-53 гг. и до 1868 г., на примере которых все же прослеживается возможность влияния имперского правительства на местные силы, уже при наличии социальной организации бунтующих. Традиционная система создавала ограничения для бунтов, а участие джентри и местных лидеров ограничивало возможность радикальных социальных изменений.464 К тому же бунты привели к ухудшению экономического положения крестьянства (занятость, ирригация и пр.), и существенную роль в выживании территорий теперь играло наличие крупных городов и деревень на торговых путях: рынок и институциональная денежная экономика были хорошо развиты в Китае, что привело к активизации дилеров и еще более подорвало позиции крестьянства.
Если во Франции «революция пришла от высших классов в низшие» — к безземельным крестьянам, то в Китае система эксплуатации была не настолько сильна, чтобы обеспечить революционную ситуацию. Социальная структура изменилась — землевладельцы перебирались в города, правящая страта переживала коллапс, патриархальные отношения и частное насилие продолжали сосуществовать в «форме обнаженной и грубой эксплуатации», и именно эта ситуация дала впоследствии коммунистам исторический шанс. С 1926 г. «коммунисты начинают рассматривать крестьян как серьезный базис для революционного социального движения»465, когда землевладельцы переместились в города, оставив крестьян на их территориях, что в условиях японской агрессии привело к консолидации последних: «война интенсифицировала революционную ситуацию и привела ее к завершению»466, как это произошло и в России в 20 в. Стратегия состояла «в том, чтобы объединить бедных крестьян и рабочих, среднее крестьянство, нейтрализовать зажиточное и изолировать землевладельцев»467: на фоне этого коммунистическое правительство сформировало новый тип связи между крестьянством и национальным правительством.
Япония интересна Б.Муру как уникальный вариант ответа правящих классов на сочетание старых и новых угроз. Если в Китае и России аграрная бюрократия ингибировала рост коммерческого класса и производства, то в Японии она пошла иным курсом, близким Германии — с одной стороны, японский феодализм оставался сильным до 19 в., с другой — он разделил на части правящие классы. Имелась значительная разница между западным и японским феодализмом. Б.Мур рассматривает период реставрации 1868 г. и отмечает различия общества для управляющих и управляемых. Подробная хроника событий с эпохи Токугава показывает, что военная поддержка дайме и самураев играли ключевую роль в общественных отношениях. Он рассматривает механизм прихода на землю самураев с 16 в. и отношения их с беднейшим крестьянством, формы участия самураев и сегуна в общинной жизни, показывая, что на них «в 19 в. начинали влиять деструктивные эффекты коммерциализации468». В этой системе лишь дайме напрямую участвовали в рынках, самураи же в своей экономической позиции зависели от дайме, в результате чего многие теряли статус и становились ренинами. Самураи становились люмпен-аристократией, обладающей силовым ресурсом и только им. При этом и самураи и дайме зависели от торгового слоя, которому сбывалась сельхозпродукция, производимая крестьянами. Сегунат пользовался этим и провоцировал конфликты между ними, что и легло в основание азиатского фашизма.
Важно и то, что в Японии не развивались самоуправляемые города, как в Европе, что создавало препоны развитию форм политической независимости469: централизованный феодализм создал жесткие формы политического контроля, а «торговая культура, развивающаяся с 18 в., в эпоху Токугавы становится реальной угрозой»470.
Кроме того, военная аристократия, являясь носителем критического мышления в отношении торговых слоев, аналогичным образом ориентировала крестьянство. В 1860 г. крестьянский вопрос оказался тесно связан с проблемой формирования новой армии471, необходимость которой была продиктована не только требованиями обеспечения независимости Японии как суверенного государства, но и самого общества. Правительство решало вопрос о вооружении крестьян перед лицом внешней опасности, при этом не предполагая, что крестьянство само может являться источником опасности для правительства472: во многих регионах оно стало весомым компонентом антифеодального и даже революционного движения473, хотя сражалось по обе стороны реставрации, которая не означала ни борьбу низших классов, ни сводилась к буржуазной революции. Правящие классы сходились в главных целях — борьба с интервенцией и минимальное изменение статус-кво. Происходившие процессы борьбы интересны тем, что торговые слои не играли активной роли в ней сами по себе, и лишь среди крестьян наблюдалась выраженная оппозиционность феодальным установлениям и традиционному символизму, особенно конфуцианству474.
После 1868 г. новое правительство столкнулось в двумя главными проблемами: построение современного централизованного государства и новой индустриальной экономики, необходимыми для выживания независимого японского государства475. Первый важный шаг к централизации был сделан в 1869 г., когда часть территорий предложили себя в качестве ядра государства. Вторым важным шагом, в отличие от историков, Б.Мур считает разрешение дайме оставлять половину дохода, создание союза префектур под властью центрального правительства и снижение поддержки самураев, что дало возможность завершить процесс разрушения самурайского сословия как социальной базы старого порядка и усилить декларирование равенства всех перед законом. Как военное сословие они утратили свои функции еще в эпоху Токугавы. Теперь же открытие частной собственности на землю нивелировало и привилегии. После восстания Сацумы правительство окончательно укрепило институциональное и структурное обрамление нового общества. Безусловно, эти процессы можно назвать революцией, но с меньшим уровнем насилия, нежели во Франции, России и Китае476. Этот успех Мейдзи был обусловлен несколькими факторами. Новые правители использовали возможность собственных интересов групп. Кроме того, режим Токугавы подготовил почву для централизации государства без наращивания революционного потенциала477: режим Мейдзи лишь продолжил уже существовавший тренд и предложил для него институциональное обрамление. Отличие Японии от Китая и России состоит в том, что там внутренние социальные структуры конструировали одну альтернативу развития, которой и предстояло стать доминирующей. Японский вариант отличался и тем, что доминирование Европы в военном и технологическом смысле стало очень острым вопросом, и в целях национального выживания требовалось предпринимать меры на драматической скорости. Феодальные милитаристские традиции обеспечили Японии базис для реакционной версии индустриализации, которая со временем стала фатальной478. «Выживание феодальных традиций с сильными элементами бюрократической иерархии было общим для Германии и Японии»479- отмечает Б.Мур. Отсутствие крестьянской революции обусловили три причины:
— налоговая система Токугавы;
— специфика аграрного общества, обеспечивающего закрытость связи между крестьянской общиной и феодалами (в чем состояло существенное его отличие от Китая), сильную систему социального контроля и стремление крестьян к политическому статус-кво;
— наличие институтов, обеспечивающих адаптацию коммерческих агрокультурных слоев к новым условиям480.
При этом в крестьянском движении четко выделялись типы противостояния: торговым слоям, феодалам и крупным землевладельцам, что делало его достаточно опасным481, и эта опасность росла после реставрации. Крестьянам была обещана государственная земля и новые налоги, т.к. главной темой движения был протест против налогов, ренты и эксплуатации «как реакция крестьян на недоверие капиталистическим отношениям.482» Именно поворот к открытым восстаниям в 80-х гг. привел к росту патриотических настроений. В 89 г. правительство принимает конституцию и дает права голосования более широким слоям483. Налоговая система, однако, не позволяла бурно развиваться частным хозяйствам средних арендаторов, а структура японского общества создавала барьеры для развития революционного движения. Кроме того, правительство контролировало крестьянские движения через систему этических норм и глав общин, в чем наблюдается сходство японской деревни с русской соборностью мира484, и через систему налогообложения, устанавливая правила и структурируя отношения. Японское общество не было кластеризовано союзами (фермеров и пр.), а крупные владельцы обеспечивали процесс труда средствами производства; это отчасти нивелировало проявление классовых конфликтов.485 Формальные и неформальные каналы взаимодействия крестьян и землевладельцев были достаточно эффективны, чтобы не допустить революции486.
Эти процессы Б.Мур подробно разбирает на примере эпохи Токуга-ва, периодизируя ее. Сопоставляя опыт разных стран, можно увидеть, что коммерциализация отношений вела к концентрации земли у небольшого числа владельцев и разрушению старых отношений внутри крестьянской общины.
Специфика Японии в том, что эти тенденции не зашли слишком далеко487, как и темпы эксплуатации крестьян, хотя первыми шагами на пути построения индустриального общества было выкачивание из крестьянства ресурсов как это было в Советской России. Правительство нуждалось в регулярном и зависимом источнике дохода. Именно это обеспечивалось земельным налогом с 1873 г. по 1940-е. Политика Мейдзи была такова, что не усугубляла эксплуатации, была консервативна в отношении передачи власти другим классам, ориентировалась на милитаризм и использовала крестьянство как ресурс капиталистического накопления,488 не допуская голода в городах как источника плебей-ского и крестьянского радикализма. Эпоха Мейдзи (1868-1920-х), по сути, создала новых землевладельцев и специфические капиталистические отношения. Депривированная старая аристократия в лице дайме и отдельных самураев включилась в коммерцию, промышленность и банковскую деятельность, часть их осталась в агроструктуре на новых основаниях, т.е. Япония «после 1880 г. приобрела юнкеров»489, представляющих средний класс нового японского общества — несколько сот дайме и несколько миллионов самураев. В условиях снятия торговых барьеров (с эпохи Мейдзи и до Первой мировой войны) японская агрокультура совершила мощный прорыв в сторону индустриального общества, хотя в целом капиталистические отношения существенно не изменили агропроизводство в стране. Что касается индустриализации, то до Второй мировой войны «можно характеризовать промышленную систему Японии как в основном систему малых фабрик, с вовлечением крестьян и ремесленников и доминированием нескольких крупных фирм».490
Проводя параллели между традициями самураев и военного сословия Японии и Германии, Б.Мур устанавливает и различия этих стран в стиле проведения последних стадий модернизации общества491: страна вступает в империалистическую игру, а имперский культ обеспечивает «легитимацию и рационализацию этой традиции»,492 что имело политическим последствием возникновение японского фашизма. В этих условиях Б.Мур анализирует различные общественно-политические движения Японии и приходит к выводу об их социоструктурной обусловленности: патриотическая экзальтация крестьянства и выгоды землевладельцев на дороге коммерции, продолжение аграрных проблем в эру индустриализма подготовили возникновение тоталитарного режима в ]930-х.; патриотический экстремизм поддерживался политически. В отличие от германского, в Японии фашизм был более натуральным, находя поддержку в традиционных институтах; общим же было вступление в индустриальное общество на поздней стадии, режим репрессии дома и экспансии вовне, коалиция коммерческой и промышленной элиты как социальная база режима, радикализм мелкой буржуазии и крестьянства.493 «Иерархическая структура и внутренняя солидарность... обеспечили переход к современному производству и участию в рынке, но при этом Япония заплатила цену за избегание революционного взрыва.»494
Еще одним уникальным примером модернизации общества по Б.Муру является Индия, одновременно принадлежавшая двум мирам: экономически к доиндустриальному, политически — к современному. В ней не происходило ни буржуазных, ни консервативных, ни крестьянских революций495. Ь.Мур оценивает последствия британского присутствия в стране как с точки фения экономики — она долгое время оставалась в стагнации, так и с точки фения предупреждения формирования реакционных коалиций земельных элит с относительно слабой буржуазии. Традиции политического управления в Индии опирались на армию, поддерживающую трон, и крестьянство, оплачивающее обоих, а также на религиозную и кастовую организации: институциональный комплекс крестьянских общин был организован кастовой системой так, что с помощью налогов и армии поддерживал порядок управления496. При этом аграрная бюрократия находилась на вершине весьма разнородного общества с наделенными разным объемом ресурсов и власти группами, а слабая национальная аристократия в силу связи с экзотическим «импортом парламентарных институтов»497 также не могла претендовать на лидирующие роли. Земля как основной ресурс находилась в руках правящих слоев, она отдавалась в награду за государственную службу, при этом каждое поколение начинало с нуля, что обеспечивало лояльность режиму. Таким образом, индийская политическая система устраняла бюрократические угрозы, но по сравнению с Китаем система Акбара была весьма примитивна498. Экономически же обилие крупных городов не давало концентрации в них торговли и коммерции в европейском понимании — они были больше политическими и религиозными центрами499.
В качестве ключевых социальных отношений, определявших характер общественных структур, Б.Мур видит отношения между бюрократией и крестьянством, зависящие от ряда причин. Крестьяне платили часть продукта правителю, «административным идеалом, особенно начиная с Акбара, стали прямые отношения между крестьянином и государством500» с жестким контролем со стороны центра, но этот идеал в полной мере не был реализован. В этих целях был создан огромный штат доходных чиновников, под прямым контролем императора, практиковалась передача требуемого для увеличения войска и иных целей имущества определенной территории (провинция, деревня) правите-лю. Задачей бюрократии являлось также сохранение в этих условиях порядка и спокойствия. Было множество иных паттернов воспроизводства прямого контроля. Для этого и существовал институт заминдаров, которых можно широко классифицировать по границам полномочий и иным параметрам. Параллельно существовали сильные аристократы, полные хозяева на своих землях, в силу чего заминдары не могли четко определить свое место в административной схеме, ограничиваясь территориями, где они имели полные права. На практике их права могли быть проданы, разделены, переданы и пр. По мере того как формировались градации независимости субъектов внутри имперской системы, мелкие заминдары формировали локальную аристократию, играя определенные политические роли301, особенно в подавлении крестьянских бунтов. Именно они сформировали систему частной собственности на землю. Частная собственность на землю субординировала отношения. Финансовая политика с 1605 по 1658 гг. предусматривала строительство и потому экспансию в плане активизации сборов, привлекая внимание к земле и являясь источником структурных слабостей общества502.
В этих условиях крестьянские восстания стали частыми и бурными: люди отказывались платить годовые налоги и брали оружие. В итоге к сер. 18 в. гегемония бюрократии в системе слабой королевской власти включилась в состояние внутренней войны. В это же время начинается активное британское вторжение на экономическое пространство сельской местности. Характер политических институтов и высших классов предполагали, что Индия не имела политических движений в направлении демократии и капитализма, как в Европе 16-18 в. Но взгляд на крестьянство показывает появление в нем политической составляющей503. Отличия Индии от Японии и Китая во многом были связаны с различиями в производстве; различия климатических условий севера и юга Индии предполагали различия в агропроизводстве, его зависимость от ирригации и, как следствие, от налогообложения. Если в Японии, например, налог составлял фиксированную часть от земельного надела, то в Индии — фиксированную пропорцию от урожая504. Организация труда в крестьянской общине Индии также отличалась от таковой в Японии, что объясняло низкий уровень возделывания. Влияли и возможности обмена трудом между имеющими землю, имеющими ее мало или не имеющими. Все эти механизмы помогают понять пассивность и несклонность индийского крестьянства к коллективным действиям. Стандартное объяснение имеет религиозную направленность, но и здесь главным инструментом, обеспечивающим доминирование каст, выступали небольшие группы лидеров в каждой касте, на определенной территории — в некоторых частях Индии выстраивалась своеобразная иерархия таких представителей505, которые контролировали поведение членов своей касты. Члены низших каст принимали свое место в общественной структуре как данность; так создавались определенные поведенческие паттерны.
В этих условиях правительство постепенно утратило централизующие контрольные функции, в то же время заминдары, получившие место в схеме, перестали нуждаться в централизованном контроле за их отношениями с крестьянством506; начала формироваться новая социальная система, абсорбирующая кастовые и религиозные элементы на новой основе. Изменения общественной структуры провоцируются британским вмешательством с появлением в сер. 19 в. Вест-Индской торговой компании, контролирующей индийские территории. Б.Мур полагает, что с точки зрения современных социологических теорий бюрократии практически невозможно увидеть, как шли такого рода изменения, но историческая социология и смешанная методология позволяет это сделать. Курс на развитие был широк и навязывался традициями христианской цивилизации. Б.Мур тщательно анализирует торговлю, правила игры, общественные трансформации и выделяет три важных момента для Индии: начало коммерциализации агрокультуры через установление права и порядка; регулярные налоги и собственность; частичное разрушение ручного ремесла и изменения в контроле Британии с 1857 г.507
Страна вовлекалась в британский рынок, и формировалась политическая и экономическая база для того, чтобы иностранцы и владельцы земли и капитала удалялись от крестьянства. Ситуация осложнялась заминдарами, чьи права собственности были под сомнением, и после прихода новых правительств в 90-х гг. они получают стабильность позиций. В целом же британская политика интенсифицировала тренд к паразитическому землевладению508, а рыночная экономика обостряла эти проблемы. Подарками Британии Индии Б.Мур называет:
1. Порядок и собственность.
2. Перенос достижений английской промышленной революции, например, на рынок текстиля.
3. Расширение городской занятости.
При этом были и случаи ликвидации земельных элит с последующей прокрестьянской политикой со стороны Британии.
В целом, хотя классовые отношения в сельской местности и были важны, но они не были отделены от кастовой и религиозной составляющей, и потому все вместе формировали определенный институциональный комплекс. Реформы в таких условиях носили очень ограниченный характер. В тоже время, коммерция и промышленность формировали определенный аттитюд, угрожавший традиционному индийскому обществу.
1858-1947 гг. являются для Индии мирными, что представляло контраст по сравнению с остальным миром. Намечается тенденция к формированию коммерческого и профессионального классов509, высшие классы стремятся к лидерству в городах, а присутствие Британии предотвращает формирование реакционной коалиции по Германской и Японской модели и даже способствует отчасти аккомодации буржуазии и крестьянства. В то же время, агрокультура остается ареной с ограничениями для презентации своих способностей — именно там сохраняются кастовые традиции. Многообразие агропроизводственных форм выходит из-под контроля системы из-за сложности контроля за множеством мелких хозяйств510; влияние же крупных землевладельцев сказывается на росте цен на землю в начале века. Частичное вовлечение в рынок приносит изменения роли держателей капитала — они вовлекаются в деревенскую экономику: фактически начинают воспроизводиться антагонизмы западной системы производства.
Между 60 и 80-ми гг. ситуация усугубляется: несмотря на попытки ее нормативного регулирования противоречия сохраняются. Крестьяне продолжают примитивные капиталистические заимствования, общество не получает от этого выгоды511.
Б.Мур подробно анализирует роль в распоряжении землей крупных владельцев и рантье, заминдаров как промежуточного слоя и беднейших крестьян как самого низшего слоя, и приходит к выводу, что качество земель, сконцентрированных в руках крупных владельцев, очень высоко (40% плодородной земли в долине Инда)512: фактически речь идет о капиталистической революции в агрокультуре, а главным изменением в социальной структуре под влиянием Британии был рост сельского пролетариата—с 13% в 1891 до 38% в 1931 г.513
Особая связь отмечается между крестьянством и буржуазией. Было множество ограничений для развития социальной структуры — кастовая система, незащищенность собственности, барьеры и пр., однако, после прихода европейцев эти препятствия частично снялись, и появилась возможность конструирования связей между крестьянством и буржуазией. Выращивание хлопка и джута, машинное производство и коммерческий интерес к этому Англии создавали возможности для эксплуатации индийского рынка. Показательна в этом плане работа Индийского национального конгресса: на рубеже 19-20 вв. интересы крестьянства не рассматривались, их рассмотрение начинается лишь после 20-х.: Ганди идеализировал национальное прошлое, ненасилие, и потому стал уделять активное внимание селу, механизации работ при условии, что работники представляют себе производственную задачу; была реализована специфическая программа Ганди по изменению характера труда крестьян и сельских ремесленников.
Между тем, конфигурации классовых отношений и формировавшийся под влиянием Британии характер лидеров национальных движений способствовали колебанию революционных настроений среди крестьянства514. Фрагментарность индийского сельского сообщества, осложненная остатками кастовой системы, привела к тому, что в 40-х гг. с разнообразными мелкими землевладельцами и арендаторами начинают активно работать коммунисты. Опыт неудачной революции все же показал наличие революционного потенциала среди крестьянства, но революционеры не смогли привлечь сельский пролетариат, не антаго-низируя отношений между средним и мелким крестьянством515.
Таким образом, Индия также заплатила свою цену за мирные изменения; и Б.Мур рассматривает, как это отразилось на дальнейшем социально-политическом развитии страны, процессе концентрации земли и изменении состава ее собственников, как это отражалось в планах развития и после 1955 г. Интересны приводимые Б.Муром показатели развития рынков; так он проводит сопоставление темпов развития рынка риса Индии и Японии, где показатели последней почти в три раза выше, что явно характеризует производственные возможности индийского общества. «Политическое лидерство в Индии в таких условиях было возможно осуществлять.... лишь через революционную аграрную политику»516.