Задания для самостоятельного выполнения.
Биологическое процветание достигается и упрощением организации. Упрощение организации — морфологический регресс — ведет к исчезновению органов активной жизни и носит название дегенерации. Общая дегенерация как путь биологического прогресса наблюдается у многих форм и связана главным образом с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни.
Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»
1. Составить синквейн понятий «арогенез», «аллогенез», «катагенез»
2. Подготовить сообщение на тему «Приспособление организмов к паразитическому образу жизни»
Форма контроля самостоятельной работы:
- Фронтальный опрос
- Защита сообщений
- Проверка синквейна
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что такое биологический прогресс?
2. Какие существуют основные направления эволюции организмов?
3. Какое направление поднимает группу организмов на более высокий уровень организации?
4. Приведите примеры ароморфозов.
|
|
5. Что такое аллогенез?
6. Как изменяется строение организмов при переходе к паразитизму?
Основные понятия и термины по теме: гомологичные органы, рудименты, атавизмы, аналогичные органы, переходные формы, филогенетический ряд.
План изучения темы:
1.Доказательства эволюции:
a. Морфологические
b. Эмбриологические
c. Палеонтологические
d. Биогеографические
e. Генетические и цитологические
Краткое изложение темы:
1. Доказа́тельства эволю́ции — научные данные и концепции, подтверждающие происхождение всех живых существ наЗемле от общего предка.
a) Морфологические доказательства- основаны на сравнительно-анатомических признаках.
Гомологичные органы - имеют общее происхождение и строение, но выполняют разные функции(конечности крота, кошек, летучих мышей)
Аналогичные органы - имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции(крылья птиц и крылья бабочек)
Рудименты - органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма (аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок)
Атавизмы- появление у особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших(волосатость, наличие хвоста, многососковость).
b) Эмбриологические - у всех позвоночных животных наблюдается сходство зародышей.
«Закон зародышевого сходства» К. Бэр: чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами.
«Биогенетический закон Мюллера, Геккеля»:Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза.
c) Палеонтологические- сравнение вымерших форм с современными формами
|
|
убедительно свидетельствуют о том, что животные и растения постоянно изменялись во времени.
Переходные формы- организмы, в себе одновременно как признаки древних, так и более эволюционно молодых групп, относящихся к таксономическим (систематическим) категориям высокого ранга (семенные папоротники (переходная форма между папоротникообразными голосеменными), ихтиостеги (переходная форма между пресноводными кистеперыми рыбами и земноводными)
Филогенетические ряды- непрерывные ряды форм (от древнейших
до современных), отражающие эволюцию рассматриваемых категорий.
Отечественный зоолог В.О.Ковалевский (1842—1883) разработал
филогенетический ряд лошадей.
d)Биогеографические - основано на сравнении флоры и фауны земного шара.
Сравнение растительного и животного мира различных географических
областей позволяет разобраться в их отдаленном прошлом, предоставляет богатый материал, доказывающий эволюцию живых организмов. Сходство фауны и флоры Северной Америки и северо-востока Евразии объясняется наличием в недалеком прошлом узкого перешейка («сухопутного моста») между материками.
Такой же мост существовал между Европой и Британскими островами.
e)Генетические и цитологические-
Осуществление генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот происходит по единому для всего живого на Земле механизму. Клеточное
строение характерно для подавляющего большинства организмов.
Принципы деления клеток одинаковы у всех эукариот. Это неоспоримо свидетельствует о едином плане строения и общности происхождения всех организмов.
Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»