Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми.
Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.
Ниже приводится опросник, который позволит оценить степень сформированности такта как профессионального качества педагога.
Сформирован ли у вас педагогический такт?*
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты утверждением «да» или отрицанием «нет».
1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен
нему беспокойству?
5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по
отношению к вам проявили несправедливость?
6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных
детей?
7. Легко ли вы впадаете в гнев?
* Тест приводится по кн.: Стапкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. Тест модифицирован Р. Р. Калининой.
8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отноше
нию к которым допущена несправедливость?
9. Общительный ли вы человек?
10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете
чувства юмора?
11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
12. Предпримете ли вы первым шаги к примирению?
13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать во
лю рукам?
14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что
на глазах выступят слезы?
15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюб
ливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем
настоящем отношении к нему?
17. Очень ли вы переживаете от несправедливости?
18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
19. Удается ли вам при общении с людьми создавать опре
деленное настроение?
20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее
настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы
не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10,11,12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7,13,18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
До 12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
13-16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
17—20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.
21-24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.
Оценка профессиональной направленности личности воспитателя*
Методика была модифицирована автором данной книги Р. Р. Калининой; из нее убраны шкалы «Направленность на предмет» (методика предназначалась для диагностики профессиональной направленности учителей школ) и «Мотивация одобрения».
Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов:
а) верно, описываемое свойство типично для моего пове
дения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего
поведения или присуще мне в минимальной степени.
* Тест приводится по кн.: Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. РнД, 1994.
Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответов и пометьте его на ответном листе.
1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться за
конов морали.
4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с ра
бочим столом.
5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ори
гинальным способом.
6. Окружающие считают, что на грубость я просто не спо
собен.
7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было
беспорядка.
9. Я подолгу анализирую свое поведение.
10. В компании я предоставляю другим возможность шу
тить и рассказывать всякие истории.
11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро при
нимать решения.
12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если дру
гие это делают.
13. Мне очень нравится приглашать гостей и развле
кать их.
14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одино
честве.
17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят
этого.
18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя
обманывать.
19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком
много говорю.
20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим
ответственности.
21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.
22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем
другие люди.
23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия ор
ганизовать для детей какое-нибудь развлечение.
24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственнос
ти, морали, этики.
25. Большинство людей, с которыми я бываю в компани
ях, несомненно, рады меня видеть.
26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответст
венной административно-хозяйственной деятельностью.
27. Моя любезность часто не нравится другим людям,
28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть
об этом.
29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим
предложениям.
30. Я лроявляю активное участие в судьбе других.
Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:
1 балл — ответ, совпадающий с ключом,
О баллов — ответ, не совпадающий с ключом.
Опросник включает в себя три шкалы: общительность, организованность, интеллигентность.
Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.
Ключ:
— общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а;
— организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а;
— интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, ЗОа.