Педагогический такт

Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то заня­тие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный мо­мент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоот­ношений педагога с детьми, способствует наибольшему вос­питательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализ­ма. В основе педагогического такта лежит знание психоло­гии ребенка, уважение к его личности, чуткость, вниматель­ность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми.

Педагогический такт, деликатность, чувство меры необхо­димы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.

Ниже приводится опросник, который позволит оценить степень сформированности такта как профессионального ка­чества педагога.

Сформирован ли у вас педагогический такт?*

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты ут­верждением «да» или отрицанием «нет».

1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?

2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?

4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен­
нему беспокойству?

5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по
отношению к вам проявили несправедливость?

6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных
детей?

7. Легко ли вы впадаете в гнев?

* Тест приводится по кн.: Стапкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. Тест модифицирован Р. Р. Калининой.

8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отноше­
нию к которым допущена несправедливость?

9. Общительный ли вы человек?

10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете
чувства юмора?

11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?

12. Предпримете ли вы первым шаги к примирению?

13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать во­
лю рукам?

14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что
на глазах выступят слезы?

15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?

16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюб­
ливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем
настоящем отношении к нему?

17. Очень ли вы переживаете от несправедливости?

18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?

19. Удается ли вам при общении с людьми создавать опре­
деленное настроение?

20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее
настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы
не думать о них постоянно?

24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?

Обработка результатов. Подсчитайте количество положи­тельных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10,11,12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7,13,18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.


До 12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустой­чив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педа­гогической эффективности.

13-16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

17—20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становит­ся устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.

21-24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт стано­вится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.

Оценка профессиональной направленности личности воспитателя*

Методика была модифицирована автором данной книги Р. Р. Калининой; из нее убраны шкалы «Направленность на пред­мет» (методика предназначалась для диагностики професси­ональной направленности учителей школ) и «Мотивация одоб­рения».

Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей сте­пени. При этом возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего пове­
дения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего
поведения или присуще мне в минимальной степени.

* Тест приводится по кн.: Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельнос­ти. РнД, 1994.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов отве­тов и пометьте его на ответном листе.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться за­
конов морали.

4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с ра­
бочим столом.

5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ори­
гинальным способом.

6. Окружающие считают, что на грубость я просто не спо­
собен.

7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было
беспорядка.

9. Я подолгу анализирую свое поведение.

10. В компании я предоставляю другим возможность шу­
тить и рассказывать всякие истории.

11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро при­
нимать решения.

12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если дру­
гие это делают.

13. Мне очень нравится приглашать гостей и развле­
кать их.

14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одино­
честве.

17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят
этого.

18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя
обманывать.

19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком
много говорю.

20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим
ответственности.

21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем
другие люди.

23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия ор­
ганизовать для детей какое-нибудь развлечение.

24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственнос­
ти, морали, этики.

25. Большинство людей, с которыми я бываю в компани­
ях, несомненно, рады меня видеть.

26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответст­
венной административно-хозяйственной деятельностью.

27. Моя любезность часто не нравится другим людям,

28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть
об этом.

29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим
предложениям.

30. Я лроявляю активное участие в судьбе других.

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следую­щим образом:

1 балл — ответ, совпадающий с ключом,

О баллов — ответ, не совпадающий с ключом.

Опросник включает в себя три шкалы: общительность, ор­ганизованность, интеллигентность.

Каждый личностный параметр оценивается через сумми­рование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы на­ходится в пределах 3—7 баллов.

Ключ:

— общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а;

— организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а;

— интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, ЗОа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: