Структурный анализ

Жизненный цикл ИС

В основе деятельности по созданию и использованию ИС лежит понятие жизненного цикла.

Жизненный цикл - это модель создания и использования ИС, отражающая ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном комплексе средств и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.

Опыт создания и использования заказных ИС позволяет условно выделить следующие основные этапы их жизненного цикла:

· анализ - определение того, что должна делать система;

· проектирование - определение того, как система будет делать то, что она должна делать. Проектирование это, прежде всего, спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе;

· разработка - создание функциональных компонентов и подсистем по отдельности, соединение подсистем в единое целое;

· тестирование - проверка функционального и параметрического соответствия системы показателям, определенным на этапе анализа;

· внедрение - установка и ввод системы в действие;

· сопровождение - обеспечение штатного процесса эксплуатации системы на предприятии заказчика.

Этапы разработки, тестирования и внедрения ИС обозначаются единым, объемлющим термином - реализация.

Жизненный цикл образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит итерационный характер: реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением дополнительных ограничений и т.п.

На каждом этапе жизненного цикла порождается определенный набор технических решений и отражающих их документов, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, принятые на предыдущем этапе.

Существующие модели жизненного цикла, определяют порядок исполнения этапов в процессе создания ИС, а также критерии перехода от этапа к этапу. В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели.

1. Каскадная модель - предполагает переход на следующий этап после полного завершения работ предыдущего этапа (характерна для военно-технических проектов).

2. Поэтапная итерационная модель - модель создания ИС, предполагает наличие циклов обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается в том, что межэтапные корректировки обеспечивают большую гибкость и меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной моделью. Однако время жизни каждого из этапов может растянуться на весь период создания системы.

3. Спиральная модель - делает упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ, предварительное и детальное проектирование. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии системы, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали.

Нерешенные вопросы и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования ИС, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые проблемы и, в конечном счете, приводят к неуспеху всего проекта.

Главная особенность современной индустрии заказных ИС состоит в концентрации усилий на двух начальных этапах ее жизненного цикла - анализе и проектировании, при относительно невысокой сложности и трудозатратах на последующих этапах. Рассмотрим этап анализа более подробно.

Анализ является первым этапом создания ИС, на котором требования заказчика уточняются, формализуются и документируются. Фактически на этом этапе дается ответ на вопрос: "Что должна делать будущая система?". Именно здесь лежит ключ к успеху всего проекта.

Целью анализа является преобразование общих, расплывчатых знаний об исходной предметной области в точные определения и спецификации, а также генерация функционального описания системы. На этом этапе специфицируются:

· внешние условия работы системы;

· функциональная структура системы;

· распределение функций между человеком и системой, интерфейсы;

· требования к техническим, информационным и программным компонентам системы;

· условия эксплуатации.

Разработка перечисленных выше спецификаций при создании ИС, предназначенной для автоматизации управленческих процессов, в общем случае, проходит четыре стадии.

Структурный анализ начинается с исследования того, как организована система управления предприятием, с обследования функциональной и информационной структуры системы управления. По результатам обследования аналитик на первой стадии анализа строит обобщенную логическую модель исходной предметной области, отображающую ее функциональную структуру, особенности основной деятельности и информационное пространство, в котором эта деятельность осуществляется. Используя специальную терминологию, можно сказать, что аналитик строит модель "как есть".

Вторая стадия работы, к которой привлекаются заинтересованные представители заказчика, а при необходимости и независимые эксперты, состоит в анализе модели "как есть", выявлении ее недостатков и узких мест, определение путей совершенствования системы управления на основе выделенных критериев качества.

Третья стадия анализа, содержащая элементы проектирования, - создание усовершенствованной обобщенной логической модели, отображающей реорганизованную предметную область или ее часть, которая подлежит автоматизации. Эту модель можно назвать моделью "как надо".

Заканчивается процесс разработкой "карты автоматизации", представляющей собой модель реорганизованной предметной области, на которой обозначены "границы автоматизации".

Следует отметить, что на практике предложенную общую схему структурного анализа и проектирования, включающую стадию планирования реорганизованной деятельности предприятия, приходится встречать крайне редко. Такую работу могут выполнить для заказчиков лишь крупные, специализированные консалтинговые фирмы, способные подключить к работе специалистов-экспертов в той области деятельности, которая подлежит автоматизации. В большинстве случаев модель "как есть" улучшается системным аналитиком за счет устранения очевидных несоответствий и узких мест, а полученный таким образом вариант модели рассматривается в дальнейшем в качестве модели "как надо".

Основным документом, отражающим результаты работ первого этапа создания ИС, является техническое задание на проект (разработку), содержащее, кроме вышеперечисленных определений и спецификаций, также сведения об очередности создания системы, сведения о выделяемых ресурсах, директивных сроках проведения отдельных этапов работы, организационных процедурах и мероприятиях по приемке этапов, защите проектной информации и т.д.

В заключение раздела подчеркнем, что автоматизация систем управления, в том виде как она понимается в настоящее время, является лишь одной, наиболее продвинутой задачей структурного анализа. Другими, не менее важными и самостоятельными по характеру получаемых результатов, являются задачи спецификации и реорганизации процессов, протекающих в системах управления. Очевидно, что целенаправленное решение именно этих задач в некоторых случаях может привести к результатам, дающим ощутимый экономический эффект без значительных инвестиций в сферу автоматизации предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: