Мозжечок

Задание 7.

Задание 6.

Задание 5.

Задание 4.

Задание 3.

Дата обследования____________________________________________________

Фамилия, имя________________________________________________________

Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

Задание 7.

Внимательно рассмотрите круги к заданию номер шесть. В одних точек много, в других – мало. У вас на рисунке эти круги расположены в беспорядке. Подумайте и нарисуйте эти круги в ряд по порядку. Когда будете искать тот или иной порядок, не забывайте, что на кругах есть точки. Круги рисуйте на линии».

Сейчас вы попробуете «читать» слова, но записаны они не буквами, а кружками».

Далее разбирается образец. На доске две схемы.

Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Учитель: Кто нарисован на этом рисунке?

Д. Волк.

У. Какой набор кружков подходит к этому слову?

Читаем первую схему:

  В-О-Л-К

Она не подходит. Читаем вторую схему:

В-О-Л-К

Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок. Так же проводится чтение слова «сом».

Инструкция ко второй части задания

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться». (Задание повторяется дважды).

Оценка задания

4 балла: правильно соединены с рисунками все пять схем;

3 балла: правильно соединены с рисунками 3- 4 схемы;

2 балла: правильно соединены с рисунками 2 схемы;

1 балл: правильно соединена с рисунком 1 схема;

0 баллов: все схемы соединены с рисунками неправильно.

Задание 6 «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.

Инструкция по выполнению задания

Оценка задания

4 балла: задание полностью выполнено верно - круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке возрастания;

3 балла: в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки;

2 балла: в расположении кругов допущены 3-4 ошибки;

1 балл: в расположении кругов допущено 5 ошибок;

0 баллов: допущено более 5 ошибок.

Назначение задания: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Инструкция по выполнению задания

1. Маша нашла 4 белых гриба и 2 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Маша? Нарисуйте столько кружков, сколько грибов нашла Маша. (Текст задачи можно повторить.)

2. На ветке висели 7 яблок. Два яблока упали. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько яблок осталось висеть на ветке. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

4 балла: выполнены верно обе задачи;

3 балла: одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

2 балл: выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

1 балл: есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;

0 баллов: задание не выполнено


Приложение №2

к письму ОГБУ «БелРЦОКО»

от 18.09.2012 г. №

Задание 1.

Задание 2.

                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
 
 
 
 
 

               
   
   
 
     
 
 
 


На разрезе мозжечка видны многочисленные борозды (1) и узкие извилины (2). При этом в извилинах обнаруживаются: кора (3) - поверхностный слой серого вещества, а в центре - узкие прослойки белого вещества (4), связанные с белым веществом в срединной части мозжечка.

Слои коры: Здесь поле зрения пересекается бороздой. Тёмная неровная нить внутри борозды - срез мягкой мозговой оболочки. По обе стороны от борозды - поверхности соседних извилин.

В коре выделяют 3 слоя (перечисляем, начиная с поверхностного): молекулярный (1), ганглионарный (2) и зернистый (3).

Клеточный состав слоёв коры таков. Молекулярный слой (1) - звёздчатые клетки (в поверхностной части слоя) и корзинчатые клетки (1Б) (в нижней трети слоя, более крупные), их аксоны образуют своего рода корзинки (1А), оплетающие клетки следующего слоя. Ганглионарный слой - всего один вид нейронов: грушевидные клетки (2А), или клетки Пуркинье.Зернистый слой (3): клетки-зёрна (1В) (наиболее многочисленные и мелкие), большие звёздчатые нейроны (клетки Гольджи), веретеновидные горизонтальные клетки.

Среди клеток коры основными являются грушевидные нейроны: они принимают (прямо или через клетки-зёрна) поступающие в кору сигналы, перерабатывают их и формируют ответный сигнал (идущий в подкорковые ядра). Вторые (по значению) - клетки-зёрна: на них, как уже сказано, тоже оканчиваются приходящие в кору нервные волокна, аксоны же клеток-зёрен идут в молекулярный слой и там контактируют с дендритами всех остальных клеток коры (в т.ч. грушевидных клеток), при этом клетки-зёрна - единственные в коре нейроны возбуждающего типа.

№ 3 Кора больших полушарий

По внешнему виду (макроскопически) данный препарат похож на препарат коры мозжечка: имеются извилины (1) и борозды (2), а поверхностный слой мозгового вещества является более тёмным:это кора, образованная серым веществом. В коре же больших полушарий подразделение на слои - не столь чёткое, но зато в нескольких слоях видны характерные пирамидные нейроны. Всего в коре больших полушарий различают 6 слоёв. Самый поверхностный - молекулярный слой (I): клеток мало; это, главным образом, небольшие по размеру тормозные нейроны; но много нервных волокон, которые идут параллельно (тангенциально) поверхности.

Следующие слои: наружный зернистый (II), пирамидный (III), или слой средних пирамид, внутренний зернистый (IV), ганглионарный (V), или слой крупных пирамид, слой полиморфных клеток (VI).

Основными клетками коры в больших полушариях являются пирамидные нейроны разного размера; они содержатся, по крайней мере, в четырёх слоях из 6 (кроме слоёв I и IV, где их почти нет). Кроме этих клеток, в коре содержатся два вида звёздчатых нейронов (в слоях II и IV), которые возбуждают пирамидные клетки, и несколько видов тормозных нейронов (в пяти слоях, кроме слоя IV): корзинчатые, аксоаксональные и др. клетки; большинство из них тормозят пирамидные клетки, а один вид - тормозит другие тормозные клетки, что приводит к возбуждению пирамид.

Пирамидные нейроны (как мы видим на примере крупных пирамид V слоя) имеют ряд характерных признаков: у тела (1) - пирамидная (на разрезе треугольная) форма; вершина пирамиды обращена к поверхности коры, а основание - к белому веществу.

Функции пирамидных клеток: крупные и гигантские пирамиды - их аксоны образуют т.н. пирамидные пути, идущие к передним рогам спинного мозга; средние и мелкие пирамиды: их аксоны связывают отдельные участки коры -либо в пределах одного полушария (ассоциативные нейроны), либо принадлежащие двум различным полушариям (комиссуральные нейроны).

Кроме нейронов, в коре больших полушарий имеются и глиальные клетки(не видны): астроциты и микроглиоциты (выполняют опорную, трофическую и защитную функции); олигодендроциты (формируют оболочки нервных волокон).

№ 4 Спинно-мозговой узел

Слева от снимка должен находиться спинной мозг (не попавший в препарат);внизу снимка - передний корешок (1) спинного мозга (по которому из мозга выходят аксоны мотонейронов и преганглионарные волокна вегетативной нервной системы); вверху - задний корешок (2) спинного мозга и в нём -спинномозговой узел (3), образующий в этом корешке утолщение; справа - бифуркация, где передний и задний корешки объединяются в спинномозговой нерв (который далее распадается на несколько смешанных нервов). Снаружи спинномозговой узел покрыт соединительнотканной капсулой (6), в которой находятся кровеносные сосуды. Прослойки соединительной ткани (вместе с сосудами) проникают и внутрь узла. В спинномозговом узле находятся тела чувствительных нейронов (4).При этом они располагаются группами на периферии узла.В центре узла (между группами нейронов) проходят нервные волокна (5), содержащие отростки чувствительных нейронов. В составе этих волокон к телам нейронов подходят (на снимке - справа) дендриты, начинающиеся чувствительными окончаниями в соме и внутренних органах и затем идущие к узлу в составе смешанных нервов; а от тел нейронов отходят (на снимке - влево) аксоны, которые идут в задних корешках к спинному мозгу и могут оканчиваться в задних рогах спинного мозга (для замыкания наиболее короткой рефлекторной дуги), оканчиваться в промежуточной зоне спинного мозга (откуда идут пути к мозжечку),не прерываясь, подниматься до продолговатого мозга (до нежного и клиновидного ядер, откуда идут пути через таламус к коре больших полушарий). Чувствительные нейроциты спинномозговых (да и прочих чувствительных) узлов являются псевдоуниполярными. Это значит, что места отхождения аксона и дендрита от тела клетки близки. При большом увеличении у этих нейронов можно видеть лишь крупное округлое тело (7), а в центре последнего - относительно небольшое ядро (8) с плотным ядрышком. Вокруг тела каждого нейрона последовательно располагаются: клетки-сателлиты (9), или глиоциты ганглиев, или мантийные глиоциты - с мелкими овальными ядрами, базальная мембрана, соединительнотканная капсула (10); образующие её фибробласты отличаются узкими ядрами. То же видно и здесь: часть тела (1) чувствительного нейрона; клетки-сателлиты (2) и фибробласты (3).

№5 Роговица

В роговице различают 5 слоёв.-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: