Рабочее и фермерское движения

Буржуазия самым решительным образом взяла в свои руки дело со-
циально-экономического переустройства южных штатов. Это было есте-
ственно, более того — закономерно. В результате гражданской войны вся
полнота власти в стране перешла к буржуазии. Железная пята капитала
дробила и уничтожала все, что стояло на его пути. А плантаторы Юга
готовились в битве за Реконструкцию взять реванш за поражение на
фронтах гражданской войны и превратить Юг в свою заповедную вотчину.

Это не соответствовало -классовым интересам буржуазии, которая
предприняла энергичный штурм позиций плантаторской реакции. Экспан-
сионистские устремления буржуазии на Юге усиливались по мере укрепления ее экономических позиций; этот процесс развивался исключи-
тельно быстрыми темпами.

В. И. Ленин писал: «...гражданская война немыслима... без разруше-
ний тягчайшего вида...»47 Война привела к уничтожению колоссальных
материальных ценностей, опустошению огромных территорий, особенно
на Юге. Однако уничтожение рабства, революционное преобразование со-
циально-экономического уклада жизни страны вызвали бурный рост эко-
номики, в первую очередь промышленности, способствовали укреплению
единого национального рынка.

В 60—70-е годы больших успехов добилась машиностроительная
промышленность, в первую очередь это касалось производства локомо-
тивов и сельскохозяйственных машин. Соответствующая направленность
развития машиностроительной промышленности объяснялась невиданным
бумом в железнодорожном строительстве и быстрым развитием сельского
хозяйства.

Об индустриальном характере развития экономики страны свидетель-
ствовало быстрое увеличение числа промышленных предприятий и заня-
тых на них рабочих. Росла концентрация производства. Этот процесс был
особенно характерен для 1869—1879 гг., когда стоимость продукции воз-
росла на 58%, число рабочих —на 33, а число промышленных пред-
приятий—только на 0,7%.

По мере укрепления экономических позиций США все более активно
развивали свои международные экономические связи. В 1880 г. экспорт
превысил по своему объему импорт, но его главной статьей продолжали
оставаться сельскохозяйственные товары. В 1860 г. в общей стоимости
экспорта сельскохозяйственные продукты составили 81,1%, в 1870 г —
79,4, в 1880 г.-83,3%.

Важным фактором, влиявшим на все экономическое развитие страны,
являлась протекционистская политика. В период Реконструкции протек-
ционистский тариф был вопреки упорному сопротивлению плантаторов
распространен и на южные штаты. Это в значительной мере способство-
вало укреплению национального рынка и явилось дальнейшим стимулом
для развития экономики, в первую очередь промышленности.

Исключительно быстрыми темпами в годы Реконструкции шло желез-
нодорожное строительство. В 1860 г. протяженность железных дорог
США составила 49 285 км, в 1870 г.-85 168, а к 1880 г.-150 086 км.
Пик железнодорожного бума пришелся на 1867—1873 гг., когда было
построено 54 тыс. км железных дорог. Важнейшим событием во всей эко-
номической истории страны явилось сооружение к 1869 г. первой транс-
континентальной железной дороги, которая пересекла страну от Атланти-
ческого до Тихого океана.

Рожденные потребностями экономического развития, железные доро-
ги, в свою очередь, являлись важнейшим стимулом для развития и про-
мышленности, и сельского хозяйства. Строительство железных дорог
давало многочисленные заказы промышленности, особенно металлурги-
ческому производству и машиностроению. Вслед за железными дорогами
в отдаленные районы страны двигались тысячи и тысячи людей, которые
приступали к освоению этих богатейших районов. Железнодорожное стро-
ительство во многом способствовало развитию торговли и сельского хозяйства. Сельскохозяйственные товары при помощи железных дорог быстро
и дешево доставлялись, с Запада на емкий рынок промышленных восточ-
ных штатов, к морским портам, откуда они вывозились за границу.

Строительство железных дорог было источником колоссального обога-
щения предпринимателей. Железнодорожные магнаты не только владели
крупнейшими состояниями, но и становились богатейшими землевладель-
цами: железнодорожные компании получили от федерального правитель-
ства 242 тыс. кв. миль земли, что превышало территорию Германии и
Франции, вместе взятых. В железнодорожный бизнес США до кризиса
1873 г. было вложено 3 млрд. долл., 50% этой колоссальной по тем вре-
менам суммы и соответствующие прибыли приходились на иностранный
капитал.

При строительстве железных дорог США эксплуатировали не только
иностранный капитал и технические достижения зарубежных стран, но и
иностранных рабочих, используя бедственное положение иммигрантов.
Первая трансконтинентальная железная дорога была построена почти
исключительно ирландцами и китайцами.

История железнодорожного строительства и бизнеса в целом — это
повествование о крупнейших аферах и спекуляциях. Среди многочислен-
ных махинаций, вскрытых в эти годы, особую известность получил скан-
дал с компанией «Креди мобил». Во взяточничестве был уличен личный
секретарь президента Гранта. «Креди мобил», чтобы замять скандал, ор-
ганизовала массовый подкуп членов конгресса. Взятки от компании полу-
чил будущий президент США Джеймс Гарфилд и вице-президенты Скай-
лер Колфакс и Генри Вильсон. В 1876 г. был уличен во взяточничестве
военный министр Бэлкнеп, и только благодаря личной дружбе с президен-
том Грантом он не попал под суд.

Экономическое развитие США основывалось главным образом на бы-
строрастущем внутреннем рынке. В промышленных районах внутренний
рынок обеспечивался постоянным ростом рабочего класса и числа имми-
грантов 48. Особенность исторического развития Соединенных Штатов
заключалась в том, что это была единственная в мире великая держава,
нация которой создавалась на базе массовой иммиграции, главным обра-
зом из европейских стран.

Принятие закона о гомстедах и уничтожение рабства открыли для
американского капитализма такую огромную сферу приложения труда в
капитала, как бескрайние просторы Запада. Здесь, так же как на Севе-
ре и Востоке, утвердился американский путь развития капитализма в
сельском хозяйстве, явившийся мощным стимулом для роста аграрного
сектора экономики. В годы Реконструкции на Западе началось развитие
промышленного производства. Однако в рассматриваемый период глав-
ное значение этого огромного региона в экономике страны заключалось
в том, что он был житницей США и емким потребителем промышленной
продукции.

В годы Реконструкции быстро росли посевные площади и валовой
сбор зерновых — важнейшей сельскохозяйственной культуры западных
и северных штатов. С 1850 по 1880 г. обрабатываемая площадь в США пшеницы с 1860 по 1880 г. увеличилось с 5,6 до 9,2 бушеля на душу
населения.

Важным фактором экономического развития США являлись исключи-
тельно благоприятные природные условия, географическое положение,
особенности исторического развития Соединенных Штатов.

Революции — «локомотивы истории». Этот известный марксистский
тезис убедительно подтверждается историей США рассматриваемого пе-
риода. В. И. Ленин писал: «...свержение рабства негров, свержение вла-
сти рабовладельцев стоило того, чтобы вся страна прошла через долгие
годы гражданской войны, бездны разорения, разрушений, террора...»49
О бурных темпах экономического, в частности промышленного, разви-
тия США свидетельствует тот факт, что США в 70-е годы значительно
обогнали по уровню промышленного производства Францию и Германию
и уступали только Англии. Рост промышленного производства вел к ук-
реплению экономических позиций Соединенных Штатов на мировой аре-
не. В 1860 г. США давали 15% мировой промышленной продукции,
в 1870 г.-23, в 1881-1886 гг.-29%.

Соединенные Штаты уже в годы Реконструкции были страной пере-
дового капитализма, и это нашло выражение не только в быстрых темпах
экономического развития, но и в тех социальных, экономических, мораль-
ных издержках, которые были характерны для капиталистической обще-
ственно-экономической формации и в период ее поступательного раз-
вития.

Об этом со всей убедительностью свидетельствовал мировой экономи-
ческий кризис 1873 г., который с особой силой поразил США. 18 сен-
тября потерпел крах банк крупнейшего финансиста Нью-Йорка Д. Кука.
Это было начало финансовой катастрофы: через двое суток на 10 дней
закрылась фондовая биржа Нью-Йорка. Финансовый паралич распро-
странился на промышленность, железные дороги, торговлю.

Резкое падение производства произошло во всех важнейших отраслях
промышленности, особенно металлургии. С особой силой кризис ударил по
самой процветающей отрасли бизнеса — железнодорожному строительст-
ву: в 1872 г. было сооружено 7439 миль железных дорог, а в 1875 г —
только 1606 50.

Массовое свертывание промышленного производства породило тяже-
лую безработицу. Были закрыты тысячи предприятий, сотни тысяч лю-
дей остались без работы. Как всегда, во время кризисов рабочие теряли
социальные завоевания, вырванные у буржуазии ценой многолетних тя-
желых забастовочных боев. В частности, распались многие профсоюзы,
созданные в годы подъема рабочего движения после окончания граждан-
ской войны. В трудных условиях кризиса рабочий класс оказал мужест-
венное сопротивление наступлению буржуазии на социальные права тру-
дящихся. Стачечные бои в период кризиса носили затяжной и упорный
характер.

Кризис охватил все основные сферы экономики и продолжался дли-
тельное время. Страну захлестнула волна банкротств. В 1874 г. прои-
зошло 5830 банкротств, в 1875 г.—7740, в 1878 г.—10478.

К вопросу о кризисе неоднократно возвращалась в своих донесениях
российская дипломатическая миссия в Вашингтоне. 1(13) ноября 1873 г,
она сообщала: «Финансовый кризис... далек от того, чтобы завершиться
на бирже Нью-Йорка, где он возник... кризис принимает все более серьез-
ный характер, грозящий парализовать основные пружины национального-
благополучия. Народ Соединенных Штатов еще никогда не знал потрясе-
ний, подобных тем, которые угрожают этой зимой» 51.

Выход из кризиса буржуазия видела в усилении концентрации произ-
водства, чтобы можно было манипулировать возросшей мощью новых
крупных предприятий и успешней вести наступление на рабочий класс.
Показательно, что первые крупные корпорации в промышленности США
были созданы в период кризиса 1873 г.

Кризис принял небывало затяжной характер. Падение пропзводства и
депрессия продолжались до 1878 г., а в ряде отраслей — до 1879 г. С это-
го года индекс промышленного производства, миновав цикл падения и за-
стоя, стал постепенно повышаться.

История второй Американской революции подтверждает известный
марксистский вывод о том, что и в период восходящего развития капи-
тализма ожесточенная классовая борьба между трудом и капиталом со-
ставляет основное содержание развития капиталистической общественно-
экономической формации. В условиях стремительного развития экономи-
ки страны и быстрого обогащения буржуазии жизненные условия рабо-
чего класса не претерпели сколько-нибудь заметных изменений к луч-
шему52. В 1860 г., за вычетом перерыва на обед, рабочий был занят на
предприятии И часов, в 1870 г.—103/4 часа, в 1880 г.—10,5 часа.
В некоторых отраслях рабочий день в указанные годы продолжался 12 и
более часов. Очень тяжелыми оставались жилищные условия. По офици-
альным данным, 52% жилых помещений г. Нью-Йорка представляли
угрозу здоровью и жизни их обитателей 53.

В годы гражданской войны сотни тысяч рабочих ушли в армию и на производстве в значительной степени их заменили женщины и дети. К концу войны более миллиона женщин были заняты в различных отраслях промышленного производства. После войны предприниматели не спешили вернуть демобилизованных на производство, так как им надо было платить значительно большую заработную плату, чем женщинам и подросткам. Солдаты-победители пополнили ряды безработных.

Используя массовую безработицу, порожденную демобилизацией и на-
плывом иммигрантов, буржуазия начала форсированное наступление на
жизненный уровень рабочего класса. Весь ход классовой борьбы между
трудом и капиталом подсказывал рабочим, что только организованное
рабочее движение может отстоять жизненные интересы трудящихся в
борьбе с предпринимателями. Послевоенные годы стали периодом быстро-
го роста профсоюзов. В эти годы возникли первые так называемые меж-
национальные профсоюзы, которые объединяли рабочих родственных от-
раслей США, Канады и иногда Мексики. В условиях ожесточенной классовой борьбы между трудом и капиталом многие профсоюзы находились
на нелегальном положении, что не дает возможности точно определить
их численность. Предполагается, что в 1878 г. в США насчитывалось
1500 профсоюзов. 10 профсоюзов были межнациональными, рабочие
11 профессий входили в национальные тред-юнионы, объединявшие рабо-
чих определенной специальности в масштабах всей страны.

Характерной чертой американского рабочего движения в послевоен-
ный период являлось массовое движение за 8-часовой рабочий день.
«Первым плодом Гражданской войны,— писал Маркс,— была агитация за
восьмичасовой рабочий день, шагающая семимильными шагами локомо-
тива от Атлантического океана до Тихого, от Новой Англии до Кали-
форнии» 54.

Большую роль в организации массового движения за 8-часовой рабо-
чий день сыграл слесарь Ира Сьюард. Он был создателем первой рабочей
организации, ставившей своей задачей борьбу за 8-часовой рабочий день.
Эта организация, получившая позднее название Ассоциация рабочей ре-
формы, возникла в 1864 г. в Бостоне. После гражданской войны анало-
гичные организации появились во всех промышленных районах, называ-
лись они лигами 8-часового рабочего дня. В ходе борьбы лиги во многих
штатах сплотились в единые организации, которые в борьбе за 8-часовой
рабочий день проводили массовые митинги, принимали резолюции и пети-
ции, организовывали забастовки с требованием сократить рабочий день.

Упорная борьба рабочих привела к тому, что заставила законодатель-
ные органы Иллинойса, Миссури, Нью-Йорка и Висконсина принять за-
коны о введении 8-часового рабочего дня. К 1867 г. закон о введении
8-часового рабочего дня был принят в шести штатах. «Однако эти победы
имели чисто символическое значение для сторонников рабочих реформ,
так как принятые законы не выполнялись» 55.

Движение за 8-часовой рабочий день не дало положительных резуль-
татов на первом этапе своего развития, и тем не менее оно сыграло
исключительно большую роль в истории американского рабочего движе-
ния. Это движение выдвинуло перед рабочим классом задачу общенацио-
нального значения, повысило организационный уровень рабочего движе-
ния и классовую сознательность рабочих. Следствием этих качественных
сдвигов в развитии рабочего движения явилось создание общенациональ-
ной рабочей организации. Среди профсоюзных руководителей, сыгравших
важную роль в решении этого вопроса, особое место занимал Уильям
Сильвис, лидер межнационального союза сталеваров. С его именем свя-
заны многие крупнейшие успехи американского рабочего движения в пе-
риод Реконструкции. Сильвис был профессиональным рабочим, перенес
много невзгод и лишений и прекрасно понимал проблемы, которые вол-
новали рабочий класс страны.

20 августа 1866 г. в Балтиморе начал свою работу первый в истории
американского рабочего движения общенациональный конгресс рабочих.
На конгрессе были представлены 60 тыс. организованных рабочих, объ-
единенных в 60 профсоюзных и рабочих организациях. В день открытия
учредительного съезда Национального рабочего союза (НРС) на алом полотнище, украшавшем здание, где проходил съезд, был начертан лозунг:
«Добро пожаловать, сыны труда с севера, юга, востока и запада!» 56.

Среди решений конгресса важнейшее значение имели резолюции о борь-
бе за 8-часовой рабочий день, о независимых действиях рабочих, о коопе-
ративах, об организации неквалифицированных рабочих. Ряд вопросов,
поднятых на съезде, затрагивал жизненные интересы не только рабочих,
но и всех трудящихся. К их числу относилось решение о предоставлении
земли тем, кто желает ее обрабатывать, о жилищном строительстве, вос-
питании молодежи.

В работе конгресса имели место недостатки, отражавшие общие сла-
бости рабочего движения. В частности, конгресс не занял четкой позиции
в вопросе о независимых политических действиях рабочего класса, явно
недооценил значение такого действенного средства борьбы за интересы
рабочих, как стачка. Несмотря на все недостатки, конгресс сыграл
исключительно большую роль в истории рабочего движения США. Рабо-
чие проявили в ходе работы конгресса высокую классовую сознатель-
ность. «Большую радость,— писал Маркс,— доставил мне происходивший
одновременно (с Женевским конгрессом Международного Товарищества
Рабочих. — Авт.) американский рабочий съезд в Балтиморе. Лозунгом
служила там организация для борьбы против капитала, и, удивительное
дело, большинство выработанных мной для Женевы требований было
точно так же выдвинуто и там благодаря верному инстинкту рабочих» 57.

В 1868 г. председателем НРС был избран У. Сильвис, «один из под-
линно выдающихся деятелей рабочего движения в Соединенных Шта-
тах» 58. Сильвис вовлек в ряды профсоюзного движения широкие массы
рабочих, многое сделал для того, чтобы укрепить это движение органи-
зационно и материально. К началу 1869 г. в рядах НРС насчитывалось
600 тыс. человек59.

В 1871 г. кампания за 8-часовой рабочий день приняла особенно мас-
совый характер, после того как в нее активно включились профсоюзы
Нью-Йорка. В марте 1872 г. рабочие Нью-Йорка начали забастовку за
8-часовой рабочий день. В забастовке, продолжавшейся три месяца, уча-
ствовали 100 тыс. рабочих. Это были классовые бои, которых никогда до
того не знало рабочее движение страны.

В результате этой упорной забастовки 10 профсоюзов добились введе-
ния 8-часового рабочего дня. 10 июля 1872 г. 150 тыс. рабочих Нью-
Йорка провели демонстрацию на улицах города, чтобы отпраздновать эту
крупнейшую победу рабочего класса страны. В демонстрации приняли
участие все уже многочисленные в то время секции I Интернационала.

Победа рабочих Нью-Йорка была крупнейшей классовой битвой в
истории рабочего движения периода Реконструкции. Она явилась мощ-
ным толчком для развития рабочего движения за введение 8-часового
рабочего дня. В ряде промышленных центров эти массовые выступления
завершились победой рабочих. Однако во время кризиса 1873 г. завое-
вания рабочих были почти полностью утеряны. Несмотря на это, массовое движение за 8-часовой рабочий день явилось в истории американско-
го движения событием революционного значения.

Опыт классовых боев, полученный во время движения за 8-часовой
рабочий день, был широко использован в трудных условиях кризисного
периода 1873—1878 гг. В 1877 г. была проведена первая в истории рабо-
чего движения США общенациональная забастовка железнодорожников.
По существу это была первая в США всеобщая забастовка, так как
железнодорожникам оказали поддержку шахтеры, грузчики и рабочие
многих других профессий. Активными участниками этого движения были
рабочие-негры.

Рабочее движение приняло столь мощный размах, что для подавления
забастовок впервые за всю историю страны в мирное время были исполь-
зованы федеральные войска. По участникам забастовок в Камберленде
(штат Мэриленд) был открыт огонь: 12 человек убиты, 18 ранены;
в Питтсбурге (штат Пенсильвания) 12 человек убиты, 29 ранены.
Самые тяжелые потери понесли рабочие Чикаго: до 50 убитых, около
100 раненых.

Большинство стачек 1873—1877 гг., несмотря на мужество рабочих,
было проиграно. Причина этого— отсутствие единства в рядах рабочего
движения и жесточайшие репрессии со стороны властей. Власти не оста-
навливались и перед открытыми провокациями. Против шахтеров Пен-
сильвании было выдвинуто провокационное обвинение в террористиче-
ской деятельности и начат судебный процесс. Это был не суд, а откро-
венная расправа над классовым противником. 21 июля 1877 г. были
казнены четыре руководителя шахтеров. Казни продолжались на протя-
жении всего года.

В упорной борьбе между трудом и капиталом важное значение для
рабочего класса приобретал вопрос о союзниках. После разгрома планта-
торов-рабовладельцев буржуазия неизмеримо укрепила свои позиции.
Добиться успехов в борьбе с таким сильным противником молодое аме-
риканское рабочее движение могло только при наличии надежных и силь-
ных союзников. И таким союзником рабочего класса, помимо фермеров,
являлись негритянские народные массы. Уже перед гражданской войной
на Севере проживало около 250 тыс. свободных негров, значительная
часть которых работала на предприятиях.

В первые же годы Реконструкции многие негры, не получив земли,
переселялись в поисках работы на Север и пополнили ряды негритян-
ского рабочего класса. В южных штатах после окончания гражданской
войны также начал формироваться негритянский рабочий класс. Осво-
бождение негров без земли привело к образованию на Юге миллионных
масс сельскохозяйственных рабочих, которые также были потенциальны-
ми союзниками рабочего класса.

Перспективы развития американского рабочего движения во многом
зависели от того, сумеет ли рабочий класс страны установить единство
действий с черными американцами и со всеми негритянскими народны-
ми массами.

В 1867 г. Национальный рабочий союз в обращении к членам проф-
союзов писал, что из 4 млн. афро-американцев подавляющее большин-
ство—рабочие, зарабатывающие на жизнь своим трудом. «Можем ли
мы,— говорилось в обращении,— отклонить их предложение сотрудни-
чать с нами и тем самым превратить их в своих недругов?

думанным поступком мы нанесли бы больший вред рабочему делу, чем
все объединенные усилия капитала». В обращении указывалось, что бур-
жуазия будет «разжигать неприязнь между белыми и черными и натрав-
ливать их друг против друга, поскольку это помогает капиталистам удер-
живать власть и усиливать угнетение»60.

И действительно, буржуазия всеми средствами стремилась разъеди-
нить белых и черных рабочих и широко использовала для этой цели
вербовку штрейкбрехеров среди негров. Иногда забастовки рабочих-нег-
ров срывались белыми штрейкбрехерами.

Известны и факты довольно эффективной совместной борьбы белых и
черных рабочих. В 1866 г. успешно прошла объединенная забастовка
белых и черных рабочих в Сент-Луисе. В Луизиане имела место успеш-
ная совместная забастовка белых и черных портовых грузчиков61.
В 1865 г. в Новом Орлеане бастовали белые и черные рабочие доков,
требуя повышения заработной платы.

Наиболее сознательные рабочие понимали необходимость единства
действий белых и черных трудящихся. В одной из статей, опубликован-
ных в августе 1867 г., газета «Уоркингменз нэшнл адвокейт» выступила
за допуск негров в профсоюзы. «Этот вопрос,— писала газета,— не дол-
жен был бы вообще возникать, так же как вопрос о рыжих или голубо-
глазых рабочих»62. Газета «Бостон дейли ивнинг войс» подчеркивала:
«Капитал не знает никаких различий между белыми и черными рабо-
чими, и рабочий класс не может делать какого-либо различия между
ними, не подрывая своей собственной платформы». «Уоркингменз нэшнл
адвокейт» подчеркивала: «Успех рабочего движения в последующие годы
будет зависеть от совместных действий с цветной расой и от ее поддерж-
ки» 63. Но значительное число рабочих относились отрицательно как к
единству белых и черных рабочих, так и к поддержке требований негри-
тянских народных масс Юга.

НРС просуществовал шесть лет, оставив заметный след в американ-
ском рабочем движении. Союз руководил забастовочной борьбой, создавал
профсоюзы, защищал права безработных, боролся за 8-часовой рабочий
день, за запрещение детского труда, за улучшение жилищных условий.
НРС первым потребовал равной платы для женщин за равный с мужчи-
нами труд. «Мир делится на два класса — эксплуататоров и эксплуати-
руемых»,—говорилось в обращении НРС, и поэтому интересы белых и
черных рабочих едины64.

Провозглашение единства интересов белых и черных рабочих имело
важное значение, но в целом Учредительный съезд НРС, состоявшийся
в 1866 г., совершил большую ошибку, ограничившись этим декларатив-
ным заявлением и не определив свою позицию по вопросу об организации
негритянских профсоюзов, о приеме негров в белые профсоюзы. Съезд
показал также полное непонимание специфических проблем негритянско-
го вопроса в период Реконструкции и не выработал своей программы
Реконструкции Юга. Более того, первый съезд НРС фактически одобрил политику президента Джонсона в вопросах Реконструкции. Среди лиде-
ров НРС наиболее прогрессивную позицию по вопросу о единстве белых
и черных рабочих занимали Сильвис и Камерон.

Сильвис выступал за единство белых и черных рабочих на втором
съезде НРС в 1867 г., был одним из авторов резолюции по вопросу о
совместных действиях белых и черных рабочих, принятой на съезде 1868 г.65 Велика заслуга Сильвиса и в том, что на съезд НРС в 1869 г. были впервые приглашены девять делегатов-негров.

На съезде 1869 г. были осуществлены первые конкретные меры по
организации негритянских рабочих. В резолюции, принятой по этому во-
просу, говорилось: «Национальный рабочий союз не признает ни Севера,
ни Юга, ни Востока, ни Запада, ни цвета, ни пола в вопросе о правах
рабочих и призывает наших цветных товарищей создавать всеми закон-
ными путями организации и послать своих делегатов от каждого штата
на следующий конгресс союза». Был также назначен специальный коми-
тет, которому вменялось в обязанность организовать цветных рабочих
Пенсильвании в рабочие союзы. Однако на практике для организации
негритянских рабочих в профсоюзы было сделано очень мало 66. В связи
с антинегритянскими настроениями в белых профсоюзах перед неграми
возник вопрос о необходимости создания собственных профсоюзов.

Подъем рабочего движения, начавшийся в США после гражданской
войны, захватил также и южные штаты. «В 1867 г. волна забастовок за-
хлестнула Юг» 67. Уже первые забастовочные бои негритянского рабоче-
го класса показали необходимость централизованного руководства, созда-
ния общенациональной негритянской рабочей организации.

5 декабря 1869 г. в Вашингтоне начал свою работу Национальный
съезд негритянских рабочих. На съезде присутствовали 203 делегата от
23 штатов (в том числе от всех бывших мятежных штатов, кроме Аркан-
заса и Миссисипи), а также несколько белых делегатов, в том числе
президент Национального рабочего союза Ричард Тревеллик.

Съезд только по названию был рабочим. Негритянское рабочее дви-
жение в годы Реконструкции было неразрывно связано с общенациональ-
ным освободительным движением афро-американского народа, и многие
лидеры негритянских просветительных, церковных и прочих организаций
имели большое влияние на негритянские рабочие организации. Поэтому
на Национальном съезде черных рабочих присутствовали священники,
епископы, политические деятели и местные лидеры всех сословий.
Из 54 делегатов южных штатов рабочих на съезде было только девять..

На съезде был создан Национальный союз цветных рабочих (НСЦР).
Устав этой организации во многом напоминал устав НРС и гласил, что
союз «особое внимание уделяет защите прав рабочих» 68. Председателем
НСЦР избрали руководителя негров-конопатчиков штата Мэриленд Айзе-
ка Майерса, его помощником — известного деятеля негритянского рабо-
чего движения Георга Даунинга.

Съезд выдвинул лозунг «В единении — сила». Съезд отмечал:
«Ирландцы, немцы, белые бедняки, китайцы имеют с нами общие инте-
ресы». Съезд призывал рабочих всех национальностей присоединиться к движению негритянских рабочих и тем самым оказать помощь в защите
общих интересов трудящихся. Стремление добиться единства между
белыми и черными рабочими было самой характерной чертой в деятель-
ности НСЦР. Это нашло выражение также и в том, что делегаты учреди-
тельного съезда проголосовали за присоединение к Национальному рабо-
чему союзу.

Программа, принятая съездом, касалась важнейших вопросов, волно-
вавших негритянские народные массы. В нем содержались предложения
об организации совместных профсоюзов белых и черных рабочих,
о 8-часовом рабочем дне, о создании кооперативов, о предоставлении
женщинам права голоса. Съезд высказался за создание Национального
банка освобожденных, за прямые выборы президента США, выступил с
резкой критикой планов колонизации негров и, наконец, избрал своего
делегата на съезд Международного Товарищества Рабочих, который дол-
жен был состояться в Париже в 1870 г.69 В работе НСЦР большое вни-
мание было уделено проблемам Реконструкции и в первую очередь
земельному вопросу. В обращении к конгрессу США делегаты съезда
писали, что единственным средством ликвидации нищеты среди освобож-
денных рабов является предоставление им земельных наделов70.

Большая организационная работа, проделанная НСЦР, дала свои ре-
зультаты: число негров, организованных в профсоюзы, значительно воз-
росло. Однако активные выступления ИСЦР не находили должной под-
держки со стороны НРС, который практически ничего не делал для
вовлечения черных в свои профсоюзы.

Позиция НРС к этому времени ослабела не только среди негритян-
ских, но и среди белых рабочих. В 1870 г. Фридрих Зорге писал Марксу:
«Национальный рабочий союз, который в начале своего развития имел
столь блестящие перспективы, отравился гринбекизмом и медленно, но
верно умирает» 71.

Влияние республиканской партии в НСЦР всегда было велико, но
особенно усилилось после того, как в январе 1871 г. Фредерик Дуглас
был избран председателем Союза. НСЦР все больше превращался в при-
даток республиканской партии. Параллельно с укреплением влияния рес-
публиканцев происходил все больший отход союза от борьбы за интересы
негритянского профсоюзного движения и уклон к чисто политической
деятельности. «В огне великой борьбы по вопросу Реконструкции Юга,—
писал Фостер,— Национальный союз цветных рабочих растерял многие
профсоюзные пункты своей программы»72. Превратившись в придаток
республиканской партии, союз все больше терял свое значение и в 1874 г.
распался.

Значительную работу среди негритянских рабочих вели в годы Рекон-
струкции марксисты. В 1864 г. в Лондоне было основано Международное
Товарищество Рабочих (I Интернационал), а спустя три года в США
появилась секция Интернационала. Это был Коммунистический клуб
Нью-Йорка, основанный Фридрихом Зорге, Конрадом Карлом и Зигфри-
дом Мейером. К 1872 г. в США уже было 30 секций I Интернационала,
в которых насчитывалось 5 тыс. членов. Секции I Интернационала имелись не только на Севере, но п на Юге, в Вашингтоне и в Новом
Орлеане.

Деятельность Интернационала вызывала резко отрицательную реак-
цию со стороны дипломатической миссии России. В июле 1871 г. миссия
сообщала: «Преступная активность общества, называющего себя Интер-
националом, не ограничивается только Европейским континентом. Это
общество пересекло океан и располагает обширной сетью агентов в
Соединенных Штатах. Рабочий класс Америки уже подвергся его пагуб-
ному влиянию» 73.

Марксисты проводили значительную работу по организации профсою-
зов, руководили забастовками, вели борьбу с лассальянством, выступали
за предоставление избирательного права женщинам, воспитывали рабо-
чих в духе интернационализма. Большую работу вели марксисты также
по вовлечению негритянских рабочих в профсоюзы, активно боролись за
ликвидацию национальных и расовых предрассудков среди рабочих.

Противники Интернационала были серьезно обеспокоены решением
о переводе Генсовета Интернационала в США. «Если Карл Маркс и его
коллеги,— отмечалось в сообщении дипломатической миссии России в
Вашингтоне,— на самом деле переведут штаб-квартиру Интернационала
в Нью-Йорк, как это было решено на их конгрессе в Амстердаме, они
найдут среди наших нигилистов старательных и активных членов»74.
Особенно тесно с негритянскими рабочими была связана первая секция
города Нью-Йорка, которая входила не только в Международное Това-
рищество Рабочих, но и в НРС. В октябре 1869 г. эта секция, руководи-
мая Ф. Зорге, создала комиссию по организации профсоюзов среди не-
гритянских рабочих. Уже спустя две недели был основан первый проф-
союз, куда вошли 90 черных рабочих.

В марте 1870 г. первая секция Интернационала добилась приема не-
гритянских профсоюзов в Союз рабочих Нью-Йорка. Марксисты прояви-
ли большее понимание специфических проблем, стоявших перед негри-
тянским народом, чем какое-либо другое направление американского
рабочего движения. «Однако марксисты,— писал Фостер,— в тот период
не имели цельной программы Реконструкции, особенно в отношении
негров на Юге» 75. Секции I Интернационала ни в одном документе не
определили своего отношения к важнейшим проблемам Реконструкции,
и в первую очередь к земельному вопросу. Это явилось существенным
недостатком в деятельности американских марксистов.

В период Реконструкции активизировались рабочее и фермерское
движения на Севере. Объективно эти массовые движения выступали как
союзник прогрессивных сил, боровшихся на Юге против плантаторской
реакции. Однако отсутствие прямой поддержки со стороны рабочего
класса и фермерства Севера оказало негативное воздействие на развитие
революционной борьбы и на Юге и на Севере страны.

Важным компонентом революционной ситуации, сложившейся в стра-
не после окончания гражданской войны, являлось фермерское движение.
США были единственной крупной державой мира, которая наряду с мощ-
ной промышленностью имела развитое, высоко продуктивное сельское
хозяйство. Фермеры составляли важнейшую часть самодеятельного населения страны. Закон о гомстедах и уничтожение рабства создали усло-
вия для развития капитализма в сельском хозяйстве США по американ-
скому пути. Это стимулировало быстрое развитие сельскохозяйственного
производства и политическую активность широких трудящихся масс
фермеров. Все это предопределило важную роль фермеров во вступлении
США, как писал Маркс, в революционную фазу развития после оконча-
ния гражданской войны.

Казалось бы, закон о гомстедах удовлетворил важнейшее требование
фермеров — предоставление земли, что должно было серьезно ослабить
накал классовой борьбы трудящихся масс фермерства. Однако проведе-
ние в жизнь этого закона вызвало резкое недовольство фермеров. Огром-
ные и лучшие участки земли получили не фермеры, а железнодорожные
компании, что было прямым нарушением закона о гомстедах. По офи-
циальным данным, с 1868 по 1880 г. поселенцам было предоставлено
65 млн. акров земли, но эти данные были фальсифицированы, так как
компании широко использовали подставных лиц для получения земель-
ных наделов. В то же время железнодорожные компании к началу
70-х годов получили от федерального правительства и местных властей
более 200 млн. акров.

Для своего времени закон о гомстедах был самым демократическим
решением аграрной проблемы. И тем не менее гомстедер сталкивался
с огромными, зачастую непреодолимыми трудностями при практическом
решении вопроса о создании собственного хозяйства. Показательно, что
в 70-е годы 3/4 всех ферм в западных штатах были заложены за долги.
Фермеру, который не вылезал из долгов, было выгодно уплачивать про-
центы и сам долг обесцененными бумажными деньгами. Однако прави-
тельство, действуя в интересах буржуазии, стремилось стабилизировать
денежное обращение, ввести в оборот твердую, звонкую валюту.

Резкое недовольство фермеров вызывала тарифная политика железно-
дорожных компаний, которые брали значительную плату за перевозку
небольших грузов отдельных фермеров. Тяжелый удар по материальному
благополучию фермеров наносило падение цен на сельскохозяйственную
продукцию и увеличение цен на промышленные товары. Тарифная поли-
тика правительства также носила резко дискриминационный характер по
отношению к фермерам.

Экономическая политика федерального правительства нанесла ущерб
широким слоям фермерства, что вызвало массовые выступления фер-
меров. В 1867 г. была создана Лига грейнджеров, получившая название
от английского слова grange (ферма). Грейнджеры ставили перед собой
ограниченную задачу добиться «справедливой» доли доходов при реали-
зации сельскохозяйственных продуктов. На более радикальных позициях
в решении неотложных нужд фермеров в конце 60-х — начале 70-х годов
стояли фермерские клубы.

Кризис 1873 г. нанес тяжелый удар по всей массе трудящихся стра-
ны, в том числе и по фермерам, что привело к активизации фермерского
движения. Началось массовое вступление фермерских клубов в Лиги
грейнджеров. К 1874 г. Лига грейнджеров насчитывала 1,5 млн. членов,
входивших в 21 967 местных организаций. Главной опорой грейнджеров
были штаты Запада и Юга.

Постепенно грейнджеры, испытывая всевозраставшее давление широ-
ких масс фермеров, стали занимать более радикальную позицию в вопросах, имевших важное значение для трудящихся фермеров. Они выступа-
ли с требованием введения контроля за деятельностью железнодорожных
компаний, создания кооперативов фермеров, за изменение финансовой
политики федерального правительства76.

Активные выступления фермеров оказали воздействие на законода-
тельную практику ряда штатов. В Иллинойсе, Висконсине, Миннесоте,
Айове, Миссури, Виргинии и Калифорнии на протяжении 70-х годов
были приняты так называемые грейнджерские законы. Эти законодатель-
ные акты накладывали серьезные ограничения на деятельность железно-
дорожных компаний, противоречившую интересам фермеров. Однако эти
законы никогда не были реализованы.

Важной формой борьбы фермеров за свои интересы являлся бойкот
железных дорог. В годы Реконструкции довольно широкое развитие полу-
чила фермерская кооперация, использовавшаяся для покупки всего, что
было необходимо для ведения хозяйства и реализации сельскохозяйствен-
ных товаров. Разумеется, в условиях социально-политической структуры
американского общества 60—70-х годов эти усилия фермеров могли дать
лишь крайне ограниченный эффект. Фермеры терпели неудачу за неуда-
чей в борьбе с мощным противником, что порождало настроения песси-
мизма, неверия в эффективность грейнджерского движения. В 1875 г. на-
чался массовый выход фермеров из грейнджерских лиг. Многие бывшие
участники движения примкнули к набиравшему силу гринбекерскому
движению (гринбеки — бумажные деньги, выпущенные федеральным
правительством во время гражданской войны, отсюда название движения;
на оборотной стороны ассигнаций была отпечатана зеленая виньетка).

Участники этого движения верили в утопическую идею, что, если
будут сохранены в обращении «дешевые» бумажные деньги, это решит
все их экономические и политические проблемы. К движению гринбеке-
ров, помимо фермеров, примкнули те, кто был обременен долгами и рас-
считывал погасить их обесцененными гринбеками.

Сила мелкобуржуазного по своей сути гринбекеровского движения
заключалась и в том, что гринбекеры включили в свою политическую
программу ряд требований, которые были популярны в широких народ-
ных массах. Например, они требовали прекратить раздачу общественных
земель железнодорожным компаниям, выступали против предоставления
этим компаниям правительственных субсидий.

Важным этапом в развитии движения гринбекеров явилось создание
в 1875 г. при поддержке рабочих гринбекерской партии. В 1876 г. пар-
тия приняла активное участие в избирательной кампании по выборам
президента и выдвинула своего кандидата на этот пост. Гринбекеры при-
няли участие и в выборах, проходивших в штатах.

Большая по сравнению с грейнджерами политическая сознательность
гринбекеров проявилась в том, что они пошли на установление довольно
тесных связей с рабочими. Эти контакты выявились и в организацион-
ных формах, в создании гринбекеро-рабочей партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: