Историческое отступление n 3. Имперскость — не племенное чванство. Два лика сталина. 8 страница

Впервые лодка получила два радара. Один — для поиска целей. Второй — для засечения работы чужих локаторов. А легкий внешний корпус был усилен по бортам — для действий во льдах.

То были имперские ДПЛ для океанских операций. Последнюю «Буки» проекта «611» списали на слом в 1991 году.

Во второй половине 50-х Империя приступила к постройке лучших в мире дизель-электроходных лодок серии «641».

Русский техноисторик и монархист Игорь Боечин описал эти лодки в N 6 «Техники — молодежи» за 1996 год.

Красивый, чуть седловидный корпус со скошенным форштевнем — эти ДПЛ создавались для открытых океанских просторов. В США им присвоили кодовую кличку «Фокстрот».

Головная лодка была заложена в 1956 году, и всего флот получил 75 этих прекрасных кораблей. В них многое было сделано впервые. Например, установка электронно-вычислительного комплекса управления торпедными атаками «Ленинград-641» или система звукопроводной связи, позволявшая переговариваться с другими лодками и кораблями на глубине. (Радиоволны не проникают сквозь водную толщу). Или же русская аппаратура «Свет-М», фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов.

«Фокстроты» поставлялись в Ливию, Польшу, в Индию и на Кубу. Американцы прозвали нашу лодку именно так, намекая на ее шумность. Но для начала 60-х она обладала таким мощным и дальнобойным оружием, что могла поразить засекший ее американский корабль, не входя в зону поражения его противолодочного оружия.

С начала 70-х годов в КБ «Рубин» стали разрабатывать ДПЛ типа «641Б» — «Буки» второго поколения, которые на Западе называли «Танго».

Ее отличали еще более обтекаемые обводы корпуса и увеличенный на 1/5 боекомплект в расчете на один торпедный аппарат. (Если у «Фокстротов» были 6 аппаратов в носу и 4 — в корме, то на «Танго» оставили шесть пусковых установок в носу). Новая навигационная система обеспечила ориентацию даже в высоких арктических широтах. Для достижения рекордной скрытности механизмы корабля снабдили амортизаторами, а трубопроводы покрыли звукоизоляционной оболочкой. У командира лодки появилась боевая информационно-управлящюая система, самостоятельно готовившая данные для стрельбы. Офицерам полагались двухместные каюты, а матросам и старшинам — индивидуальные койки. С 1972 по 1980 год Империя вооружилась 17-ю такими кораблями.

У Клэнси в «Красном шторме» лодки типов «Фокстрот» и «Танго» кишат в Северной Атлантике, торпедируя конвои с войсками и снаряжением, идущие из США в Европу. У США просто не было таких лодок. К тому же, в книге американские корабли спасаются от русских торпед с помощью системы «Прерия-Маска», подавляющей шумы судна. Эту систему выдумал сам Клэнси. Ее не было в 1986-м, нет и до сих пор.

Таблица 10. Имперские ДПЛ 2 и 3 поколений (данные Игоря Боечина)

Данные   641Б «Тэнч» «Оберон»
Водоизм., т 1950/2500 2700/3000 1620/2400 1610/2410
Скорость, уз. 16,5/15,5 14/15 15/20 12/17
Мощн.диз./э/мотор, л/с. 5700/5540 5700/5540 4200/5200 3680/6000
Дальн. пл., миль. 30000/15-400 30000/15-400 18000/ — 9000/180
Глуб. погр., м.        
Экипаж        

ПРИМЕЧАНИЕ: «Тэнч» — постройки 1949-1953 гг., английские «Обероны» — 1959-1967 гг. «641-е» вооружены 10 торп.апп., 22 торпедами или 32 минами.(3апас хода этих лодок под водой на 16 узлах 15 миль, на 2 уз. — 400 миль). «641Б» вооружены 6 ТА и 21 торпедой. «Тэнчи» несут 6 ТА в носу и 2 ТА — в корме, «Обероны» — 6-8 носовых ТА и 20 торпед.

Русское строительство ДПЛ продолжалось, увенчавшись в 80-х созданием и поныне лучшей в мире дизель-электроходной «Варшавянки». И предела совершенствованию наших имперских ДПЛ Запад не видел.

Насмешки американцев над «глупыми и скупыми русскими, строящими лодки позавчерашнего дня» сначала смолкли. А потом и вовсе сменились вышибающим холодный пот страхом. Исчезал их последний козырь: шумность русских ПЛ. К тому же, объявленный Рейганом «крестовый поход», воинственные обещания отправить нас на свалку истории требовали наращивания морских вооружений. И тут оказалось: у США нет ДПЛ, а атомные — становятся слишком дорогими. Строить же только АПЛ для решения всех задач на море значило разорить США. Опыт же строительства дизельэлектроходов был утрачен, его пришлось бы восстанавливать заново.

В 1994 году американский журнал «Солдат удачи» писал:

«Впервые со времени окончания Второй мировой принятый Конгрессом и подписанный президентом в прошлом году (1993-м — прим. авт.) бюджет не предусматривает расходов на закупку новых подлодок. Хотя строительство ударных и ракетоносных лодок, заказанных еще в благословенные для военного ведомства времена Рейгана (1980-1987 гг. — прим. авт.), продолжается.

Четыре фактора привели ВМС США к их нынешнему состоянию «нулевого роста»: распад Советского Союза, непомерно возросшая стоимость строительства новых кораблей, соглашения об ограничении стратегических вооружений и требования общественности сократить военные расходы.

Стратеги Пентагона даже рассматривают вариант, который во времена адмирала Риковера считался бы ересью — возврат к строительству дизельных ПЛ...

— Ну не ирония ли судьбы? — вопрошает командующий подводным флотом США в районе Атлантического океана вице-адмирал Джордж Эмери. — Мы возвращаемся к тому, что делали 50 лет назад, когда переправляли подразделения морской пехоты на удаленные острова Тихого океана на дизельных лодках...»

Иными словами, богатые США к 1993 году, несмотря на развал своего главного противника — СССР, издыхали. Они не могли выдерживать взятый при Рейгане темп создания новых АПЛ! Не могли, даже несмотря на то, что развал и разграбление Империи дало им массу дешевых нефти, металла, вывезенных из экс-СССР капиталов, технологий и сырья. Несмотря даже на то, что ельцинская Эрэфия хранила свой валютный резерв в государственных облигациях США, кредитуя их экономику. Боже, как они радовались победе Ельцина и его дерьмократии!

Бог хранил их от появления в Кремле действительно несгибаемой, сильной личности. Ибо в этом случае США пришлось бы с нуля создавать флот ДПЛ, снова насилуя свою экономику. Тогда как у Империи уже были эскадры дешевых и малошумных дизель-электроходов, способных оперировать в океане. Они могли доставлять к узлам военно-морской инфраструктуры Америки не только мины, но и еще одно страшное оружие — отряды боевых пловцов. (О них мы еще расскажем). У нас плавали лодки, способные топить атлантические конвои, долго оставаясь под водой в положении затаившейся змеи. А заодно — подстерегать и пускать ко дну атомарины США.

Американцы успели привить нам вирус предательства и тем спаслись от поражения в гонке подводных вооружений. Как они сами признавали, Империя к 2000 году должна была иметь в строю 20 процентов АПЛ с шумностью меньшей, нежели у новейших атомных подлодок типа SSN 668-1. Они относили к достоинствам наших наутилусов отменную живучесть и использование неакустических систем обнаружения, основанных на новых физических принципах. Противолодочная мощь американских субмарин сильно снизилась к началу 90-х — ракето-торпеды «Саброк» вышли из строя по старости, истек срок хранения их топлива, тогда как новую ракето-торпеду «Си Ланс» так и не удалось запустить в производство. И потому в подводных боях штатовцам приходилось рассчитывать только на сравнительно слабые и тихоходные торпеды калибра 533 миллиметра. Наши же ПЛ получили получили мощные «подводные ракеты» 100-РУ дальнобойностью в сотню километров (против 60 километров у «Саброк») и калибром 650 миллиметра. У нас была и малогабаритная «рыбка» АПР-2, способная настичь и разорвать на части жертву даже на глубине 600 метров. И совершенно не имела аналогов в целом мире русская суперторпеда «Шквал», которая развивала скорость в 200 узлов (около 370 километров в час) и увернуться от которой практически невозможно! («Море», декабрь 1995 г.)

А ведь проводка конвоев в Европу через Атлантику в 80-х становилась едва ли не главной заботой Пентагона. В эти годы США уповают на концепцию «ограниченной ядерной войны». В ней ни Союз, ни Штаты не решаются нанести удары по территориям друг друга тяжелыми баллистическими ракетами. И боевые действия в Европе должны были идти с применением обычных вооружений да от силы — слабых тактических ракет с атомными зарядами. В этом случае победа США впрямую зависела от того, смогут ли они наладить бесперебойный поток людей и грузов через океан. Фабула «Красного шторма», написанного на волне рейгановской антирусской истерии, весьма похожа на эту концепцию. Азербайджанские террористы в СССР 1986 года взрывают крупнейшие нефтепромыслы в Западной Сибири, и русские, оказавшись перед лицом энергетического кризиса, решают вторгнуться в Европу. Вспыхивает война, в которой ни мы, ни американцы не решаемся применить ядерную силу. И главная борьба в книге идет именно за морские коммуникации. Которую — а может ли быть в американской книге иначе? — Штаты выигрывают. Хотя и с превеликим трудом.

В жизни все обернулось бы иначе. «Варшавянки» способны перерезать западные пути сообщения в Атлантике. Более того, у русских шли работы над подводным оружием совершенно нового типа, над лодками XXI века. Не атомными, но и не дизель-электрическими...

...К концу 70-х годов изобретение гитлеровских подводников, шнорхель, перестало быть палочкой-выручалочкой для обеспечения скрытности ДПЛ. В небе над океаном реяли американские противолодочные самолеты «Орион», «Викинг», английские «Нимроды». Лодка не могла уже не только скрытно всплыть, но даже выставить наружу шахту шнорхеля. Уже нельзя было двигаться у поверхности воды на дизельном ходу, заряжая истощившиеся аккумуляторы. В районах интенсивного патрулирования самолеты засекали дизельные лодки через двадцать минут после их подвсплытия под шнорхель. К тому же, при движении с ним лодка сама сильно шумит, и ее акустики глохнут. Американцы прозвали ДПЛ в таком положении «ревущими коровами».

Но еще в 1816 году шотландец Стирлинг изобрел двигатель внешнего сгорания, замкнутого цикла. Рабочее тело в нем (а им может быть как обычный воздух, так и легкий газ, водород или гелий) заполняет замкнутый контур из двух камер, соединенных теплообменником. Газ нагревается в одной камере и, расширяясь, давит на поршень. Затем, совершив работу, поступает в другую, где охлаждается и переходит в первую камеру. Однако технология времен Стирлинга была чересчур уж несовершенной, и человечество надолго забыло о его изобретении.

Нынешнее развитие техники открыло перед стирлинговыми машинами новые перспективы. В том числе — и в военном подводном флоте. Для приведения их в движение придумали сжигать в замкнутой камере обычное дизельное топливо, смешивая его с запасенным на борту лодки жидким кислородом, который хранится в криогенных цистернах — больших сосудах Дьюара. А проще говоря — в гигантских термосах. Исследования проблем использования стирлингов (или двигателей замкнутого цикла — ДЗЦ) на подлодках шли параллельно. У нас — на ПЛ типа «Белуга», в Швеции и в Австралии. Работали над сей проблемой и американцы, пытаясь приспособить ДЗЦ для космических аппаратов. Оказалось, что стирлинги позволяют лодке заряжать свои аккумуляторы на большой глубине, «набивая» заодно энергией обеспечивающие системы и радиоэлектронное оборудование. Конечно, ДЗЦ обеспечивают лишь тихий ход, но для перезарядки батарей и того достаточно. Русская же криогенная техника в принципе позволяла оснастить такие скрытные корабли аппаратами для сжижения кислорода прямо из атмосферного воздуха. Передовые технологии создавались на одесском «Холодмаше», и мой отец писал о том в «Правде». Помню, как он однажды принес домой целый термос жидкого воздуха...

Но и это еще не все. В Союзе еще тридцать лет назад был изобретатель, создавший сверхдвигатель Стирлинга, пятикратно более компактный, нежели лучшие западные образцы — инженер Волжского автозавода Валерий Мухин. Он построил его не поршневым, а роторным, придумав уникальный вращающийся уплотнитель, поборов тем самым утечку рабочего тела. Он оказался никому не нужным ни при Брежневе, ни новой России («Техника-Молодежи», N11,1996 г.). Однако важно другое: лидерам Империи в 1985 году достаточно было лишь мановения руки, чтобы получить в распоряжение самый передовой в мире ДЗЦ. И не только для подводного флота — ротор-стирлинг Мухина способен дать нашим автомобилям экономичное «сердце» с почти нулевой токсичностью выхлопа и минимальным износом! Сегодня Мухин работает на приватизированно-акционированном ВАЗе, и новые капиталисты, казалось бы должны ухватиться за его изобретение. Ведь так нас учили наши демократы, говоря о застойности и консерватизме имперской промышленности. Но поди ты — не хватаются! А барыши свои предпочитают прожирать в кабаках да на Багамах.

Одновременно нашелся и другой способ резкого увеличения боевой мощи обычных ПЛ — применение абсолютно бесшумных электрохимических генераторов. Тех, которые превращают тепло и энергию химических реакций прямо в ток. Работы над такими системами у нас велись в крупнейшем атомном концерне мира, в Минсредмаше Союза. И в Питере, в ЦНИИ судостроения имени Крылова. В последнем, например, трудились над химическими «котлами» высокотемпературного и кислородно-водородного типа, над водоактивируемыми батареями «магний-морская вода» с энергоемкостью в три-четыре раза выше, нежели у обычных аккумуляторов, над термоэлектрическими генераторами. А заодно — и над стирлингами для ПЛ. В 1978-1986 годах успешные работы по оснащению наших субмарин электрохимическими генераторами шли в организации с неудобоваримым названием — в Спецконбюро котлостроения. Однако гнилой горбачевский режим в 1987-м свернул программы создания супербесшумных машин. Удалось только разработать силовую установку для малой лодки «Пиранья» — носителя подводных пловцов-диверсантов, полностью закончив дело в 1991-м («Военный парад», N 3, 1997 г.). Нам тогда удалось решить проблему, перед которой пасовал Запад — найти способ хранить водород на борту лодок. Если наши соперники сжижали его, храня в «термосах», или закачивали газ в громоздкие баллоны большого давления, то наши додумались сделать «водородную батарею» из интерметаллоидных накопителей, отдающих связанный ими газ при нужном воздействии.

Если вы читали фантастический роман А.Адамова «Тайна двух океанов» 1938 года, то можете себе представить, о чем идет речь. В той книге имперская океанская субмарина «Пионер» идет с Балтики на Дальний Восток в противовес флоту Страны Восходящего Солнца, отражая по пути атаку магнитных торпед и пуская ко дну японский крейсер. Эта субмарина движется термоэлектрической машиной, заряжая батареи с помощью разницы температур в разных слоях океанской пучины.

Иными словами, мы стояли на пороге создания еще недавно фантастического класса подводных лодок. Куда более дешевых и скрытных, нежели атомные, но с почти равной им автономностью действия. Кораблей, которые должны были нести и управляемые торпеды, и крылатые ракеты. Нового флота русской цивилизации, Третьего Рима...

Скрещение технологий ДЗЦ и ЭХГ с новейшими крылатыми ракетами Империи 80-х годов («Вулканами», «Ониксами» и «Болидами») сулило пробить в обороне США прореху, на «штопку» которой грозили уйти десятки миллиардов долларов сверх и так раздутых военных затрат. Ведь всего лишь один патрульный самолет «Орион» обходился казне Америки в 70 миллионов долларов.

США стояли перед выбором: либо проиграть подводную войну, либо отступить перед напором Империи. Они избрали третье — поддержали приход к власти в СССР группировки прозападных деятелей, думавших о быстрых деньгах. Сотня предателей у власти оказались сильнее двух сотен атомарин адмирала Риковера. В романе Адамова, кстати, имперские органы безопасности обезвреживают множество шпионов, пытающихся сорвать строительство «Пионера». Но один предатель оказывается среди экипажа лодки...

Нам, умудренным горьким опытом последних лет, это не кажется фантастикой. Просто Адамов в 1938-м и представить себе не мог того, что изменники могут оказаться даже в самых высших эшелонах...

Иногда ненависть к разрушителям подступает к самому горлу. Мы помним, как в 1989-м Сергей Кургинян в «Литературной России», срывая голос до хрипоты, кричал:

«Эти» тянут нас в кошмар, к залитым кровью улицам, к остановившимся реакторам и к дымящимся руинам городов. Он заклинал: остановите межрегиональную депутатскую группу Собчака, Попова и Бурбулиса, двигающую Ельцина вперед, как таран. Остановите этих нелюдей, которые ездят по Союзу, милуясь с грузинскими и прибалтийскими нацистами».

Тогда над ним смеялись. В 1989-м никто и помыслить не мог ни об октябре 1993-го, ни о разрушенном Грозном, ни с роддомах, захваченных бородатыми изуверами. Сейчас тот же Кургинян пророчит иное. Позорная капитуляция в Чечне — это начало огненной полосы новой войны на юге. Что дальше? За глупости придется расплачиваться.

Платить придется за многое. За правительство импотентов в костюмах от Кардена. За полуживое жестокое чучело на престоле, способное открыть огонь в центре Москвы, но трусящее поставить к стенке хотя бы одного вора или предателя. За лужковские сатурналии во взбесившейся от шальных денег Москве на фоне русских разорения, крови и слез.

Мы ненавидим этот лживый мишурный мир. За одно лишь то, что лысые и брюхатые вожди его украли у нас будущее, продав его Западу. И ноздри наши чуют дурманящий тепловатый запах новой крови. Слышите, вы, невоевавшая слизь, которую когда-то защитили от немецких сапогов отцы и старшие братья, продавшая Империю за тридцать сребреников! Рано или поздно пробьет роковой час, и по земле, может быть, пойдут черные духи мщения — ордварки. С крестами и оружием. Они загнут оконечности креста, и то будет новый мир. Мир воинов и монахов, строителей и храбрецов. А пока веселитесь и смейтесь...

На землю опускался поздний весенний вечер 1990 года, и холодные волны мерно бились о крымские берега. В сторону суши, приглушенно урча моторами, шли две надувные камуфлированные лодки.

Задача людей в них была определена весьма четко: проникнуть на строго охраняемую военно-морскую базу и поставить магнитные мины-»липучки» на винты и рули стоящих в ней кораблей. База же находилась на берегу глубоко вдающегося в побережье залива-лимана с голыми, открытыми берегами.

Группа пошла не к устью лимана, а к узкой косе, отделяющей его воды от моря, чтобы в самую безлунную темень перетащить свои лодки через нее. Чтобы потом пройти в самые верховья залива, спрятать лодки и доразведать базу. Дул свежий ветер, и высокая волна скрывала пару диверсионных челнов от радара и от шарящих по поверхности воды прожекторов. Вот и коса. Проваливаясь в рыхлый песок, группа из восьми человек быстро перетаскивала через перемычку оружие, водолазные приборы, снаряжение, моторы и баки с горючим. Потом следы тщательно замели — засыпав ямы, набросав сухой камыш и водоросли.

Лиман был фактически озером, клиновидно сжимающимся к верховьям. В самом его начале — гидроаэродромы для летающих лодок, и берег залит светом, слепящим приборы ночного видения разведчиков. Но они пошли к цели, ежеминутно рискуя пропороть борт лодки о плавучие боны и буи. Им удалось пройти все пятнадцать верст до конца лимана, где он сужался до ширины в восемьсот метров. Там они прижались к берегу, сбросив обороты двигателей до предела. Несколько раз луч прожектора скользил по лодкам, но их низкая осадка, тихий ход и камуфляжная окраска спасли группу от обнаружения.

База лежала по правую руку. Отыскав подходящий овраг, группа спрятала в ней лодки, закрыв их маскировочными сетями. Выше, на склоне оврага, возник наблюдательный пункт, надежно укрытый сетью и набросанными сверху кустами перекати-поле.

Утром диверсантов не смог заметить ни вертолет, ни патрулирующий акваторию базы катер. Весь день и следующую ночь, скорчившись в расселине на лысом пригорке, разведчики наблюдали за объектом, изучая систему его охраны. И только на следующую ночь, облачившись в легководолазное снаряжение, они поплыли к объекту, уйдя под воду только у самой цели. Они разделились на две подгруппы. Одна, таща за собой на буксире макеты мин, затаилась под пирсами и оттуда, прижимаясь к самым бортам стоящих кораблей, начала ставить «заряды» на их винторулевые группы. Людиамфибии подныривали под корму каждого и делали свое дело. Они слышали разговоры часовых в каких-нибудь двух метрах над собой, оставаясь для них совершенно незаметными, и даже видели лица моряков.

Вторая подгруппа пошла на штаб базы. Четыре часа неподвижного наблюдения потребовалось им, чтобы обнаружить пост-»секрет» на подступах к нему. Они сняли часовых и захватили штаб. 70 процентов кораблей в базе оказалось заминированными. В случае настоящей войны всего восемь человек выводили из строя целую базу!

Об этом эпизоде боевых учений спецназа ВМФ СССР рассказал в «Солдате удачи» (N 7, 1996 г.) капитан-лейтенант Алексей Буднев. Сам — боевой пловец имперского флота. Запад очень боялся этих людей-амфибий, этих русских супервоинов. Боялся того, что они, стартовав с внешне мирных кораблей или с бесшумных субмарин, парализуют его военноморские базы.

«Люди-лягушки», морские диверсанты — они стали весьма популярными еще полвека назад. Приключенческие книги рисовали и рисуют полный романтики образ подводного бойца. Неизменный голливудский красавец со стальными мышцами скользит в прозрачной и теплой глуби лагун, среди алых кораллов и радужно-пестрых рыб...

На самом деле труд подводного бойца адски тяжел. И крайне опасен.

Не русские стали зачинателями этого вида войны. Пальма первенства тут принадлежит великим выдумщикам в области военной техники первой половины XX века — итальянцам. Еще в Первую мировую они построили примитивные «колесницы» — семиметровые полуподводные мини-лодки, движимые запасом сжатого воздуха в баллонах. Два человека экипажа управляли машиной, сидя верхом, и головы их торчали над водою. Обладая ничтожной скоростью в два узла (3,74 километров в час), эти аппараты несли два заряда по 160 кило тола. Единственный успех тех лет — потопление австрийского линкора «Вирибус Унитис». Правда, уже попавшего в руки союзников Италии.

В 1935 году итальянцы на базе подлодок в Специи развернули изобретение лейтенантов Тезеи и Тоски — электрические, торпедообразные мини-лодки, управляемые экипажем в кислородных масках. Тогда Муссолини готовился к вторжению в Эфиопию и очень опасался вмешательства Англии с ее мощным флотом.

В 1940 году в Италии возникает «Десятая легкая флотилия» под командованием принца Боргезе. Его боевые пловцы получили мини-лодки, носители 300-килограммового заряда, которые могли стартовать с любой из трех больших субмарин флотилии. В ночь на 18 декабря 1941 года люди Боргезе на мини-лодках проникли в гавань Александрии в устье Нила и подорвали два последних английских дредноута на Средиземноморье.

Потом итальянские боевые пловцы оборудовали базу для своих лодок в полузатопленном танкере в четырех милях от английской базы в Гибралтаре. Они успели потопить выходящие оттуда суда общим водоизмещением в 43 тысячи тонн. Пока их гнездо не разгромили в 1943 году британские людилягушки.

Итальянцы в 1942 году базировались и в Крыму, в Форосе, потопив наш теплоход «Ленин». Задачей итальянских пилотов мини-субмарин была блокада с моря осажденного немцами Севастополя, пресечение рейсов в него наших субмарин с грузами для истекавшего кровью города. Как сообщает К.Стрельбицкий в «Тайнах подводной войны», в июне 1942-го итальянцы уничтожили у мыса Ай-Тодор нашу лодку С-32, шедшую в Севастополь с грузом бензина и боеприпасов. А в августе 1943-го — нашу Щ-203 южнее мыса Тарханкут. Поговаривают, что именно люди Боргезе стали причиной взрыва и гибели в 1955 году нашего линкора «Новороссийск» — трофейного итальянского «Юлия Цезаря», переданного Черноморскому флоту.

В 1940 году и англичане сумели создать свою мини-субмарину длиной в 15 метров. Она несла на себе двух пловцов с кислородными дыхательными приборами полузамкнутого цикла. Именно с помощью таких машин англичанам в 1943 году удалось повредить страшный немецкий сверхдредноут «Тирпиц» в норвежской базе. А в июле 1945-го, стартовав с обычной субмарины, британская малютка поставила магнитные мины на днище японского крейсера «Такао» у берегов Индонезии.

Японцам на своих мини-лодках, выпущенных с большой, в мае 1942 года удалось атаковать английскую базу Диего-Суарес на Мадагаскаре, потопив танкер и повредив линкор «Рамилис».

В Третьем Рейхе тоже существовал сильный корпус плоцов-диверсантов — «команда Опладена», были свои мини-лодки «Бибер» и «Зеехунд». Немецкие люди-лягушки дрались до последнего. В 1945-м они действовали на реках, буксируя в их мутных водах торпедные заряды для подрыва мостов на пути наступающих русских войск. Они выполняли задания, зачастую всплывая уже в нашем тылу, потеряв всякую связь с командованием.

Сведения о подводных бойцах нынешних дней весьма скупы. Похожие на суровый военно-монашеский орден, они и ныне не допускают к себе журналистов. Чтобы представить себе их труд, перелистаем страницы воспоминаний людей-амфибий гитлеровской Германии.

Сначала на тело натягивается теплое белье и свитер. Потом натягиваются до подмышек резиновые штаны. Верх их отгибается и выворачивается, спускаясь до колен. Затем надевается резиновая рубаха с подолом тоже до колен. Пловец берет края двух одежд, снова загибая их края. Теперь — вверх, до подмышек. Прием со складыванием повторяется несколько раз, пока на поясе у диверсанта не образуется этакий пояс — «слоеная колбаса». Ее обматывают резиновым кушаком, смазанным резиновым же клеем. Остается навесить на себя свинцовые грузила, кислородный аппарат, ласты и магнитные мины. Намазав лицо смесью сажи и машинного масла, надев на голову вязаную шапочку с камуфляжной сеткой.

Пловец подкрадывается к кораблю-жертве на поверхности, не ныряя, держа голову над водой. Издали она походит на кусок мазута — один из множества плавающих в гавани. Он осторожно подрабатывает ластами, стараясь не двигаться против течения или ветра. Страшно рискует. В любой момент ему может достаться пуля часового. Или в воду может полететь граната — а ведь нет ничего страшнее взрыва в воде. Пловцу требуются выдержка и скрытность.

Незаметно приблизившись к борту, он должен, выдохнув, без всплеска уйти под волны, под киль корабля. Там он включал свой кислородный аппарат, наполнял дыхательный мешок и припадал к респиратору. Пузыри выдыхаемого воздуха он направляет строго под днище корабля, дабы не выдать своего присутствия. Иначе в него полетят гранаты, и от их взрывов лопнут барабанные перепонки, погаснет сознание.

Поставив магнитные мины в намеченные места, пловец должен с огромными предосторожностями, отключив аппарат дыхания, всплыть и скрытно отдрейфовать от корабля...

Где уж тут прозрачные теплые воды и кораллы? Ледяные волны, многочасовое напряжение, почти нулевая видимость и ожидание смерти каждую минуту. Но — жизнь легка, словно пух. А долг тяжел, словно гора...

...После Второй мировой СССР, внимательно изучив опыт недавних врагов и союзников, тоже создал свои отряды подводных воинов. Задача внешне облегчалась тем, что в 1942 году Жак-Ив Кусто изобрел акваланг, который, казалось, мог заменить громоздкие и капризные кислородные приборы, с которыми нельзя было нырять глубже, чем на 15 метров. Да и автономности их хватало от силы на треть часа.

Но то — лишь на первый взгляд. Акваланг тоже — и гораздо больше — выбрасывает демаскирующие пузыри.

В СССР были две разновидности бойцов-амфибий. Спецназ флота — диверсионные группы. И водолазы ПДСС — противодиверсионных сил и средств, призванные охранять имперские базы от чужих пловцов. Наши морские бойцы получили сверхмалые субмарины и прилипающие магнитные мины, боевые акваланги повышенной автономности и огнестрельное оружие, способное разить врага и в пучине.

Новое дело пробивало себе дорого очень трудно. Как сообщают Андрей Хохлов и Владимир Попов («Коммандос», N4,1995 г.), у нас отряды боевых пловцов приказал организовать маршал Жуков в 1957 году. После одного случая, происшедшего с нашим крейсером «Орджоникидзе» во время визита в Великобританию. Тогда, в апреле 1956 года, он доставил в Портсмут Хрущева и Булганина. Корабль настолько виртуозно отшвартовался без помощи буксиров, что англичане очень заинтересовались его уникальной винторулевой группой. Они очень хотели знать о ней с 1953 года, когда в Объединенное королевство пришел и так же ювелирно причалил крейсер «Свердлов».

Исследовать винты и рули корабля был тайно послан человек-легенда — отставной капитан III ранга Флота Ее Величества Лайонелл Крэбб. Боевой пловец Второй мировой, он возглавлял отряд, защищавший базу в Гибралтаре от нападений «лягушек» Боргезе, имея большой опыт подводных схваток. Крэбб исчез бесследно, погрузившись в воды Стоукской бухты. Его тело нашли лишь летом следующего года — обезглавленное, без рук, и опознавать его пришлось по комбинезону да остаткам снаряжения. На Западе говорят разное. Мол, труп похожего человека был подброшен русскими, которые схватили и перевербовали героя Британии, сделав его офицером Львом Кораблевым. Другие утверждают, что винт крейсера провернулся именно в тот момент, когда пловец его исследовал.

Дело сие темное. Но после того случая в нашей Империи создаются особые подразделения. Первые формирования для борьбы с подводными диверсиями (ПДСС) появились на Черноморском флоте в 1967 году. Позже части ПДСС организовали и на других флотах Империи. Они немногочисленны — не более сотни человек. Система подготовки такова, что лишь сильный духом и телом человек может ее выдержать. А.Хохлов и В.Попов пишут:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: